Состав признаков группы остается традиционным и включает в себя два основных признака: степень выработанности и конструктивную сложность подписи. Однако такие показатели степени выработанности, как темп и координация движений, при исследовании подписи приобретают существенное значение и изучаются самостоятельно.
Степень выработанности отражает способность пишущего выполнять подпись максимально координированными движениями в привычном для исполнителя темпе. Показателями степени выработанности, кроме темпа и координации движений, являются устойчивость признаков подписи во времени и к действию сбивающих факторов, а также наличие вариационности подписного почерка как средства приспособления к различным условиям письма. Выделяют три основных и две промежуточных группы подписей по степени выработанности: высокую, средней, малую, выше средне и ниже средней.
Высокой степени выработанности соответствует выполнение подписи в быстром темпе высококоординированными (или близкими к ним) стереотипными движениями. Для высоковыработанных подписей характерна относительная устойчивость к действию как естественных, так и умышленных сбивающих факторов, а наряду со стереотипностью в них наблюдается устойчивая вариационность. Строение букв и безбуквенных штрихов самое разнообразное: от упрощенного до усложненного.
Рис. 83. Высоковыработанные подписи
Средневыработанные подписи представляют собой не вполне сформировавшиеся подписи, отличающиеся некоторыми нарушениями координации движений (в основном, 2-й группы), относительно малой стереотипностью и средним темпом исполнения. Буквы по строению близки к нормам прописи. Такие подписи менее устойчивы к различным сбивающим факторам. При письме в необычных условиях в них могут произойти существенные изменения, выражающиеся в многовариантности признаков, что затрудняет проведение идентификации.
|
Рис. 84. Средневыработанные подписи.
Маловыработанные подписи соответствуют начальной стадии освоения подписного почерка. Для них характерны медленный темп исполнения, низкая координация движений 1-й и 2-й групп, отсутствие вариационности. Строение букв простое, близкое к нормам прописи. Такие подписи малоустойчивы к воздействию даже незначительных сбивающих факторов. Среди маловыработанных различают школьные, практические маловыработанные и старческие, атаксические подписи.
а б в
Рис. 85. Маловыработанные подписи: а — школьная; б — практическая; в — старческая
Координация движений в подписи определяется так же, как и в почерке, и оценивается с точки зрения степени точности и согласованности движений при письме.
Показателями координации являются:
¾ устойчивость и правильность геометрической формы однотипных элементов букв и нечитаемых штрихов;
¾ устойчивость протяженности движений по вертикали и горизонтали;
¾ устойчивость направления при выполнении сгибательных движений;
¾ устойчивость размещения движений по вертикали и горизонтали.
В координации движений выделяют две степени точности.
К первой группе (первой степени точности) относят соблюдение параметров мелких движений в пределах элементов букв и штрихов. Снижение координации движений первой степени проявляется в извилистости, угловатости, изломах элементов, неправильности овалов и полуовалов, ретуши, неустойчивости в размещении точек начала и окончания движений.
|
Рис. 86. Подписи с признаками снижения координации движений 1-й группы
Координация движений второй степени связана с соблюдением параметров более крупных движений при выполнении букв и безбуквенных штрихов, их взаиморазмещением и взаимопротяженностью. К снижению координации движений второй группы относятся неравномерность размера, разгона, наклона букв и нечитаемых штрихов, неустойчивость их размещения по вертикали и горизонтали.
Рис. 87. Подписи с признаками снижения координации движений 2-й группы
С учетом вышеуказанного, координацию движений можно определить как:
— высокую (обладающую устойчивостью всех перечисленных параметров);
— среднюю (с некоторыми нарушениями точности и согласованности движений при письме);
— низкую (характеризующуюся неустойчивостью большинства показателей).
Как уже отмечалось, при исследовании подписей пользуются более дробной градацией характеристик признаков, выделяя две дополнительные промежуточные группы: выше и ниже средней.
Снижение координации движений может явиться следствием недостаточно сформированного письменно-двигательного навыка или результатом воздействия различных сбивающих факторов.
Темп движений отражает скорость выполнения подписи. Различают привычный и непривычный темп.
Привычный темп может быть быстрым, средним и медленным. Критерии его определения не отличаются от установленных в скорописи. Признак интегративный: показателями темпа являются:
|
¾ количество слитных и интервальных соединений;
¾ конструктивная сложность букв и безбуквенных элементов;
¾ вид начала и окончания движений в штрихах;
¾ степень и характер нажима;
¾ преобладающая форма движений в подписи;
¾ размер букв и безбуквенных штрихов.
Привычный темп, особенно в группе высоковыработанных почерков, обладает определенным резервом вариативности, что проявляется в зависимости от установки пишущего в старательном (сохраняющем максимальную координацию движений) или более быстром, небрежном письме.
Непривычный темп может быть замедленным, ускоренным и неравномерным.
Для замедленного темпа характерны необоснованные остановки пишущего прибора, замена слитных соединений примыканием, сильный недифференцированный или неравномерный нажим, возвращение к привычному темпу в отдельных частях. Замедленный темп обычно сопровождается снижением координации движений первой группы.
Не следует путать замедленный темп исполнения подписи и старательное письмо, выполняемое в привычном, в пределах собственной вариационности темпе.
Ускоренный темп связан с непривычной установкой пишущего на максимально быстрое письмо. Признаки ускоренного темпа: сокращение буквенного состава подписи, замена части строчных букв безбуквенными штрихами, упрощение движений, утрата отдельных элементов, увеличение разгона букв и штрихов, увеличение протяженности движений по горизонтали при выполнении заключительных элементов. Как правило, ускоренный темп сочетается со снижением координации движений второй группы.
Неравномерный темп характеризуется неодинаковой скоростью выполнения различных фрагментов подписи. При этом темп может быть более медленным в начальной части подписи (что свойственно и подлинным подписям, поскольку происходят некоторые приспособления к конкретным условиям письма), либо замедляться в средней и заключительной части (что наиболее присуще подписям, выполненным с подражанием).
Конструктивная сложность подписи определяется анализом строения входящих в нее прописных и строчных букв, безбуквенных элементов, росчерка, дополнительных штрихов.
Конструктивно простые подписи включают в себя буквы, по строению близкие к нормам прописи, и безбуквенные штрихи относительно простой конфигурации.
Рис. 88. Конструктивная сложность подписи — простая
Для конструктивно упрощенных подписей характерны наличие упрощений при выполнении буквенной части подписи, увеличение цикличности буквенной и безбуквенной частей, в результате чего подпись может стать условно-читаемой.
Рис. 89. Конструктивная сложность подписей — упрощенная
Конструктивно усложненные подписи отличаются сложными монограммами, усложненным строением букв, безбуквенными штрихами различной конфигурации, направления и протяженности, элементами украшательства.
Рис. 90. К онструктивная сложность подписей — усложненная
Если эксперт затрудняется однозначно определить конструктивную сложность подписи в целом, рекомендуется изучать ее отдельные составные части.
Рис. 91. В подписи от имени Китаева Т. И. монограмма усложненная,