Как писать сочинение 9.3 (15.3) ОГЭ, алгоритм написания, структура сочинения. Как писать комментарий и приводить примеры из текста, жизни.
Алгоритм написания сочинения
- Дать определение слова или словосочетания!!! Внимание!!! Поскольку необходимо будет потом доказывать справедливость этого определения примером их текста, подумайте, какое значение автор текста вкладывает в это понятие.
- Написать комментарий
- Привести аргументы (1 аргумент из текста, 1 аргумент из жизни или литературы)
- Построить сочинение логично, внедрить связки, проверить введение и заключение а также наличие всех структурных элементов сочинения.
- Проверить сочинение на наличие орфографических и пунктуационных ошибок.
Структура сочинения:
- Первый абзац: ВСТУПЛЕНИЕ (посвящено определению слова) КОММЕНТАРИЙ определения слова, как вы его понимаете. Здесь же пишете тезис-утверждение по данному определению(учтите, что тезис должен быть близок по смыслу к тексту)
- Второй абзац: АРГУМЕНТ 1 из текста, микровывод, связанный с тезисом.
- Третий абзац: АРГУМЕНТ 2 из литературы или из жизни, микровывод, связанный с тезисом.
- Четвертый абзац: ЗАКЛЮЧЕНИЕ- общий вывод, связанный с тезисом.
Итого: должно быть 4 абзаца.
Клише для ОГЭ 9.3 (15.3)
Для вступления:
- Что такое …? Попробуем поразмышлять над значением этого понятия.
- По моему мнению, … – это….
- Я думаю, что … – это….
- … – это понятие, знакомое каждому человеку. Но мало кто задумывается о значении этого слова. Так что же такое …?
- Что значит …? Попробуем разобраться в значении этого слова/понятия.
- Я согласен с ФИО в том, что … - это
- Попробуем разобраться в смысле этого слова
- Попробуем определить данное слово
- Что такое…? Немногие задумывается над этим сегодня. Я считаю, что
- Текст ФИО заставил меня задуматься над…
- Это нравственное понятие рассматривали многие писатели, поэты и философы..
Для основной части:
- Проиллюстрировать это понятие можно на примере из текста (примерах из текста). Так, в предложении....
- Чтобы подтвердить сказаннное, обратимся к тексту.
- В тексте ФИО можно найти пример, подтверждающий правильность моего определения (мысли или тезиса)
- Предложение … подтверждает мысль о том, что....
- Примеры … можно встретить и в жизни.
- В подтверждение приведу пример из жизни (художественной литературы, СМИ, истории и т.д.)
- В текст ФИО сказано: «...цитата...».
- Этот пример из текста ярко демонстрирует названное понятие.
- Конечно, в окружающем мире можно найти немало примеров, подтверждающих высказанную мною мысль.
- Обратимся к тексту, в котором говорится о....
- В своем тексте автор поднимает очень важную для нас (общества, сегодня) проблему.
- Автор говорит...подчеркивает... размышляет... высказывает свое мнение... делает акцент....
- Свое мнение я могу подтвердить примером из..
- Наблюдая за окружающими людьми, я не раз замечал(а), что
- В жизни мы часто сталкиваемся с... (наблюдаем...)
- Я не раз оказывался(лась) свидетелем того, как....
- Как-то раз ….
Для заключения:
- Таким образом,…
- Итак,…
- В заключение…
- Как мы видим…
- Итак, мне удалось проиллюстрировать примерами верность данного мною определения.
- В результате рассуждения мы приходим к выводу о том, что....
- Эти примеры стали убедительным доказательством моего определения.
- Надеюсь, что я смог(ла) объяснить значение слова...
- Полагаю, мне удалось объяснить значение слова и мои аргументы были убедительными.
- Подводя итог своим размышлениям, могу (хочу) сказать..
ТИПЫФОРМУЛИРОВОК ТЕМ СОЧИНЕНИЯ
- Что такое …? (дружба, человечность, сострадание, любовь и т.д)
- …. – это… (Искусство – это..)
- Какого человека можно назвать верным? Какова роль книг в жизни человека?
- Иногда необходимо дать определение словосочетанию:
Драгоценная книга – это
Нравственны выбор – это
Сила духа – это
НЕ ЗАБЫВАЙТЕ: тема изложения и сочинения совпадают, поэтому прежде чем приступать к написанию сочинения, вспомните текст изложения. Он поможет вам выстроить ход размышлений и сформулировать свое определение. Очень часто подсказка к написанию сочинения 9.3 находится в задании №6 тестовой части.
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
СПОСОБЫТОЛКОВАНИЯ ЗНАЧЕНИЯ СЛОВА.
1) Описательный способ: Доброта – положительное свойство личности, проявляющееся в неравнодушии к окружающим.
2) Синонимический способ: Равнодушный – черствый, бездушный, нечуткий.
3) Отрицательное определение: Равнодушный человек – тот, кто лишен душевного тепла, милосердия и сострадания по отношению к окружающим, заботится только о себе.
4) Отсылочный способ: Равнодушие – это то же самое, что и духовная слепота.
!!!Помощь в формулировке:
Каждое из искомых определения можно отнести к группе:
- термин
- понятие
- нравственная характеристика
- свойство личности
- качество человека и т.д.