Согласно ст. 60 Кодекса о земле, право частной собственности на земельные участки прекращается по решению областного, Минского городского, городского (города областного подчинения), районного, сельского, поселкового исполнительного комитета в соответствии с его компетенцией либо по постановлению суда:
-при отчуждении земельного участка лицам, которые в соответствии с Кодексом о земле и иными законодательными актами не могут являться собственниками земельных участков;
-при добровольной передаче земельных участков в государственную собственность;
-при изъятии земельного участка для государственных нужд;
-при ликвидации негосударственного юридического лица Республики Беларусь;
-в случае смерти гражданина и признания наследства выморочным;
-в случае, предусмотренном частью девятой статьи 50 Кодекса о земле;
-при признании земельного участка бесхозяйным.
Право частной собственности на земельный участок прекращается также при принудительном изъятии земельного участка по постановлению суда:
-при неуплате земельного налога по истечении двух налоговых периодов;
-при использовании земельного участка не по целевому назначению;
-при признании пустующего жилого дома бесхозяйным и передаче его в собственность соответствующей административно-территориальной единицы, изъятии ветхого жилого дома, не завершенных строительством незаконсервированных жилого дома, дачи у собственника путем выкупа административно-территориальной единицей или передачи соответствующему исполнительному комитету для продажи с публичных торгов;
-если гражданин в течение одного года, а негосударственное юридическое лицо Республики Беларусь в течение шести месяцев со дня получения свидетельства (удостоверения) о государственной регистрации создания земельного участка и возникновения права на него не приступили к занятию данного участка;
|
-если гражданин в течение одного года, а негосударственное юридическое лицо Республики Беларусь в течение шести месяцев либо в течение иного срока, установленного в соответствии со статьей 57 Кодекса о земле, после разрушения капитального строения (здания, сооружения) в результате пожара, стихийных бедствий или иного вредного воздействия, для строительства и (или) обслуживания которого предоставлялся земельный участок, не приступили к восстановлению разрушенного капитального строения (здания, сооружения) или возведению нового;
-при неосуществлении мероприятий по охране земель, указанных в части первой статьи 89 Кодекса о земле;
-при утрате гражданства Республики Беларусь;
-при выбытии или исключении из членов садоводческого товарищества, дачного кооператива по истечении одного года со дня прекращения членства в садоводческом товариществе, дачном кооперативе;
-при конфискации земельного участка;
-при несоблюдении наследниками установленного частью первой статьи 52 Кодекса о земле срока для обращения в соответствующую организацию по государственной регистрации за государственной регистрацией перехода права частной собственности на переданный по наследству земельный участок.
Законодательными актами могут быть предусмотрены и иные случаи прекращения права частной собственности на земельный участок.
|
Постановление суда о принудительном изъятии земельного участка за нарушение законодательства об охране и использовании земель, за исключением случаев, указанных в части пятой статьи 60 Кодекса о земле, принимается на основании материалов, свидетельствующих, что после получения письменного предписания от государственного органа (должностного лица), осуществляющего государственный контроль за использованием и охраной земель, собственник земельного участка не принял мер к устранению в установленный срок допущенных нарушений законодательства об охране и использовании земель[10, с.41].
Если гражданин в течение одного года, а негосударственное юридическое лицо Республики Беларусь в течение шести месяцев со дня получения свидетельства (удостоверения) о государственной регистрации создания земельного участка и возникновения права на него не приступили к занятию данного участка, Минский городской, городской (города областного подчинения), районный, сельский, поселковый исполнительный комитет в соответствии с его компетенцией подает в суд заявление о прекращении права частной собственности на земельный участок и после вынесения постановления суда о прекращении такого права и государственной регистрации прекращения права частной собственности на земельный участок гражданина, права частной собственности на земельный участок негосударственного юридического лица Республики Беларусь решает вопрос о дальнейшем его использовании.
Земельный участок, предоставленный в собственность иностранному государству, международной организации, подлежит принудительному изъятию в случаях, когда аналогичный земельный участок на территории иностранного государства изъят из собственности Республики Беларусь или когда это предусмотрено соответствующим международным договором.
|
Подводя итог изложенному можно сделать вывод, что право частной собственности на земельные участки прекращается по решению областного, Минского городского, городского (города областного подчинения), районного, сельского, поселкового исполнительного комитета в соответствии с его компетенцией либо по постановлению суда. Законодательными актами могут быть предусмотрены и иные случаи прекращения права частной собственности на земельный участок.
Задача
Решением районного органа местного самоуправления было отказано:
а) акционерному обществу «Стимул» - в ходатайстве о предварительном согласовании места размещения объекта в связи с негативными экологическими последствиями;
б) совместному предприятию «Вега» - в предоставлении земельного участка по мотивам нецелесообразности его функционирования;
в) гр.Астахову - о предоставлении 0,30 га в собственность для строительства жилого дома в связи с тем, что он постоянно не проживает на территории данного района.
Обоснован ли отказ органа местного самоуправления?
Разъясните порядок предоставления земельных участков юридическим лицам и гражданам.
Ответ.
а) Из содержания п.15 Положения о порядке изъятия и предоставления земельных участков, утв. Указом Президента Республики Беларусь №667 от 27.12.2007 г., основания для отказа в предоставлении земельного участка обусловлены градостроительными регламентами, природоохранными и другими требованиями законодательства. Согласно ст. 4 Закона Республики Беларусь «Об охране окружающей среды» №1982 от 26.11.1992 г. (в ред. от 2.07.09 г.) запрещена хозяйственная и иная деятельность, которая может привести к деградации естественных экологических систем, изменению и (или) уничтожению генетического фонда объектов растительного и животного мира, истощению природных ресурсов и иным отрицательным изменениям окружающей среды.
Отсюда следует вывод, что в рассматриваемой ситуации отказ районного органа местного самоуправления в удовлетворении ходатайства обоснован.
б) Согласно п.20 Положения о порядке изъятия и предоставления земельных участков, утв. Указом Президента Республики Беларусь №667 от 27.12.2007 г., в акте выбора места размещения земельного участка должны указываться обоснование наиболее целесообразного места размещения земельного участка, обоснование необходимости размещения объекта, иные условия выполнения проектно-изыскательских работ. Местный исполнительный комитет не вправе изменить отраженные в акте выбора места размещения земельного участка сведения (условия) при принятии решения об изъятии и предоставлении земельного участка, а также отказать в вынесении данного решения на основании таких сведений (условий).
Отсюда следует вывод, что в рассматриваемой ситуации отказ районного органа местного самоуправления в удовлетворении ходатайства необоснован.
в) Считаю необоснованным отказом гр.Астахову - о предоставлении 0,30 га в собственность для строительства жилого дома в связи с тем, что он постоянно не проживает на территории данного района.
Согласно ст.36 Кодекса о земле, размер земельного участка, предоставляемого в частную собственность, пожизненное наследуемое владение или аренду для строительства и (или) обслуживания жилого дома, обслуживания зарегистрированной организацией по государственной регистрации квартиры в блокированном жилом доме, устанавливается:
-в городах – от 0,05 до 0,15 гектара включительно;
-в сельских населенных пунктах, поселках городского типа – от 0,15 до 0,25 гектара включительно.
Таким образом, районный орган должен был отказать гр-ну Астахову в предоставлении 0,30 га в собственность для строительства жилого дома на том основании, что законодательством установлены меньшие меры предоставления земельных участков. А такое требование для предоставления земельного участка как постоянное проживание на территории данного района законодательством не установлено.
Порядок предоставления земельных участков юридическим лицам и гражданам. Предоставление земельных участков осуществляется в соответствии с Положением о порядке изъятия и предоставления земельных участков, утвержденным Указом Президента республики Беларусь №667 от 27.12.2007 г. (в ред. от 21.08.09 г.). Так, согласно п. 3 указанного Положения, земельные участки для строительства и обслуживания линейных сооружений (газопроводов, нефтепроводов, кабельных линий электропередачи, связи и других сооружений) в границах охранных зон (контролируемых полос) этих сооружений из земель природоохранного, оздоровительного, рекреационного, историко-культурного назначения, земель лесного фонда, не предусмотренных по условиям их эксплуатации для лесовыращивания, предоставляются юридическим лицам или индивидуальным предпринимателям в постоянное пользование либо аренду.
Не требуется изъятие и предоставление земельных участков (за исключением земельных участков из категорий земель, указанных в пункте 3 Положения), необходимых на период строительства (реконструкции, капитального ремонта) подземных линейных сооружений (газопроводов, нефтепроводов, кабельных линий электропередачи, связи и других сооружений), осуществляемого в границах охранных зон (контролируемых полос) этих сооружений в срок до полутора лет без вырубки древесно-кустарниковой растительности. Строительство таких сооружений осуществляется на основании земельно-кадастровой документации, указанной в пункте 18 Положения, акта выбора места размещения земельного участка в соответствии с утвержденной градостроительной документацией с возмещением убытков и потерь сельскохозяйственного и (или) лесохозяйственного производства (если они имеют место).
Земельные участки предоставляются в аренду или в частную собственность по результатам аукционов аренды и аукционов продажи, за исключением случаев, предусмотренных в пункте 6 Указа, утверждающего Положение.
Земельный участок предоставляется после его изъятия у прежнего землепользователя, землевладельца, собственника или арендатора (далее – землепользователь).
Для изъятия и предоставления земельного участка требуются:
-предварительное согласование места размещения земельного участка для строительства объекта
-разработка проекта отвода земельного участка и принятие на его основе решения об изъятии и предоставлении данного участка;
-установление границ предоставленного земельного участка на местности, государственная регистрация создания земельного участка и возникновения права на него.
Без предварительного согласования земельные участки предоставляются:
-гражданам, индивидуальным предпринимателям, юридическим лицам – при обращении за оформлением правоудостоверяющих документов на земельные участки, на которых расположены принадлежащие им на праве собственности или ином законном основании либо приобретенные в установленном законодательством порядке капитальные строения (здания, сооружения), незавершенные законсервированные капитальные строения, в том числе разрушенные от пожара, других стихийных бедствий и в результате порчи, а также на доли в праве собственности на эти объекты недвижимого имущества;
-гражданам – для строительства и обслуживания одноквартирных, блокированных жилых домов либо получившим такой дом по наследству, для дачного строительства, строительства (установки) временных индивидуальных гаражей (отдельным категориям граждан в соответствии с законодательством), для ведения коллективного садоводства, личного подсобного хозяйства, крестьянского (фермерского) хозяйства, традиционных народных промыслов, огородничества, сенокошения и выпаса сельскохозяйственных животных;
-юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям – для строительства и обслуживания одноквартирных, блокированных и многоквартирных жилых домов, объектов инженерной, транспортной и социальной инфраструктуры в границах сельского населенного пункта, поселка городского типа, города, а также для ведения лесного, сельского, подсобного сельского хозяйства, реконструкции (капитального ремонта) объектов инженерной и транспортной инфраструктуры и строительства объектов (за исключением мест добычи полезных ископаемых открытым способом), необходимых для такой реконструкции (капитального ремонта);
-органам пограничной службы Республики Беларусь – для строительства и обслуживания инженерно-технических сооружений, необходимых для охраны Государственной границы Республики Беларусь, в пределах пограничной зоны и пограничной полосы;
-резидентам свободных экономических зон – для строительства и обслуживания объектов недвижимого имущества в границах свободных экономических зон.