Прекращение права частной собственности на земельные участки




 

Согласно ст. 60 Кодекса о земле, право частной собственности на земельные участки прекращается по решению областного, Минского городского, городского (города областного подчинения), районного, сельского, поселкового исполнительного комитета в соответствии с его компетенцией либо по постановлению суда:

-при отчуждении земельного участка лицам, которые в соответствии с Кодексом о земле и иными законодательными актами не могут являться собственниками земельных участков;

-при добровольной передаче земельных участков в государственную собственность;

-при изъятии земельного участка для государственных нужд;

-при ликвидации негосударственного юридического лица Республики Беларусь;

-в случае смерти гражданина и признания наследства выморочным;

-в случае, предусмотренном частью девятой статьи 50 Кодекса о земле;

-при признании земельного участка бесхозяйным.

Право частной собственности на земельный участок прекращается также при принудительном изъятии земельного участка по постановлению суда:

-при неуплате земельного налога по истечении двух налоговых периодов;

-при использовании земельного участка не по целевому назначению;

-при признании пустующего жилого дома бесхозяйным и передаче его в собственность соответствующей административно-территориальной единицы, изъятии ветхого жилого дома, не завершенных строительством незаконсервированных жилого дома, дачи у собственника путем выкупа административно-территориальной единицей или передачи соответствующему исполнительному комитету для продажи с публичных торгов;

-если гражданин в течение одного года, а негосударственное юридическое лицо Республики Беларусь в течение шести месяцев со дня получения свидетельства (удостоверения) о государственной регистрации создания земельного участка и возникновения права на него не приступили к занятию данного участка;

-если гражданин в течение одного года, а негосударственное юридическое лицо Республики Беларусь в течение шести месяцев либо в течение иного срока, установленного в соответствии со статьей 57 Кодекса о земле, после разрушения капитального строения (здания, сооружения) в результате пожара, стихийных бедствий или иного вредного воздействия, для строительства и (или) обслуживания которого предоставлялся земельный участок, не приступили к восстановлению разрушенного капитального строения (здания, сооружения) или возведению нового;

-при неосуществлении мероприятий по охране земель, указанных в части первой статьи 89 Кодекса о земле;

-при утрате гражданства Республики Беларусь;

-при выбытии или исключении из членов садоводческого товарищества, дачного кооператива по истечении одного года со дня прекращения членства в садоводческом товариществе, дачном кооперативе;

-при конфискации земельного участка;

-при несоблюдении наследниками установленного частью первой статьи 52 Кодекса о земле срока для обращения в соответствующую организацию по государственной регистрации за государственной регистрацией перехода права частной собственности на переданный по наследству земельный участок.

Законодательными актами могут быть предусмотрены и иные случаи прекращения права частной собственности на земельный участок.

Постановление суда о принудительном изъятии земельного участка за нарушение законодательства об охране и использовании земель, за исключением случаев, указанных в части пятой статьи 60 Кодекса о земле, принимается на основании материалов, свидетельствующих, что после получения письменного предписания от государственного органа (должностного лица), осуществляющего государственный контроль за использованием и охраной земель, собственник земельного участка не принял мер к устранению в установленный срок допущенных нарушений законодательства об охране и использовании земель[10, с.41].

Если гражданин в течение одного года, а негосударственное юридическое лицо Республики Беларусь в течение шести месяцев со дня получения свидетельства (удостоверения) о государственной регистрации создания земельного участка и возникновения права на него не приступили к занятию данного участка, Минский городской, городской (города областного подчинения), районный, сельский, поселковый исполнительный комитет в соответствии с его компетенцией подает в суд заявление о прекращении права частной собственности на земельный участок и после вынесения постановления суда о прекращении такого права и государственной регистрации прекращения права частной собственности на земельный участок гражданина, права частной собственности на земельный участок негосударственного юридического лица Республики Беларусь решает вопрос о дальнейшем его использовании.

Земельный участок, предоставленный в собственность иностранному государству, международной организации, подлежит принудительному изъятию в случаях, когда аналогичный земельный участок на территории иностранного государства изъят из собственности Республики Беларусь или когда это предусмотрено соответствующим международным договором.

Подводя итог изложенному можно сделать вывод, что право частной собственности на земельные участки прекращается по решению областного, Минского городского, городского (города областного подчинения), районного, сельского, поселкового исполнительного комитета в соответствии с его компетенцией либо по постановлению суда. Законодательными актами могут быть предусмотрены и иные случаи прекращения права частной собственности на земельный участок.

 


Задача

Решением районного органа местного самоуправления было отказано:

а) акционерному обществу «Стимул» - в ходатайстве о предварительном согласовании места размещения объекта в связи с негативными экологическими последствиями;

б) совместному предприятию «Вега» - в предоставлении земельного участка по мотивам нецелесообразности его функционирования;

в) гр.Астахову - о предоставлении 0,30 га в собственность для строительства жилого дома в связи с тем, что он постоянно не проживает на территории данного района.

Обоснован ли отказ органа местного самоуправления?

Разъясните порядок предоставления земельных участков юридическим лицам и гражданам.

 

Ответ.

 

а) Из содержания п.15 Положения о порядке изъятия и предоставления земельных участков, утв. Указом Президента Республики Беларусь №667 от 27.12.2007 г., основания для отказа в предоставлении земельного участка обусловлены градостроительными регламентами, природоохранными и другими требованиями законодательства. Согласно ст. 4 Закона Республики Беларусь «Об охране окружающей среды» №1982 от 26.11.1992 г. (в ред. от 2.07.09 г.) запрещена хозяйственная и иная деятельность, которая может привести к деградации естественных экологических систем, изменению и (или) уничтожению генетического фонда объектов растительного и животного мира, истощению природных ресурсов и иным отрицательным изменениям окружающей среды.

Отсюда следует вывод, что в рассматриваемой ситуации отказ районного органа местного самоуправления в удовлетворении ходатайства обоснован.

б) Согласно п.20 Положения о порядке изъятия и предоставления земельных участков, утв. Указом Президента Республики Беларусь №667 от 27.12.2007 г., в акте выбора места размещения земельного участка должны указываться обоснование наиболее целесообразного места размещения земельного участка, обоснование необходимости размещения объекта, иные условия выполнения проектно-изыскательских работ. Местный исполнительный комитет не вправе изменить отраженные в акте выбора места размещения земельного участка сведения (условия) при принятии решения об изъятии и предоставлении земельного участка, а также отказать в вынесении данного решения на основании таких сведений (условий).

Отсюда следует вывод, что в рассматриваемой ситуации отказ районного органа местного самоуправления в удовлетворении ходатайства необоснован.

в) Считаю необоснованным отказом гр.Астахову - о предоставлении 0,30 га в собственность для строительства жилого дома в связи с тем, что он постоянно не проживает на территории данного района.

Согласно ст.36 Кодекса о земле, размер земельного участка, предоставляемого в частную собственность, пожизненное наследуемое владение или аренду для строительства и (или) обслуживания жилого дома, обслуживания зарегистрированной организацией по государственной регистрации квартиры в блокированном жилом доме, устанавливается:

-в городах – от 0,05 до 0,15 гектара включительно;

-в сельских населенных пунктах, поселках городского типа – от 0,15 до 0,25 гектара включительно.

Таким образом, районный орган должен был отказать гр-ну Астахову в предоставлении 0,30 га в собственность для строительства жилого дома на том основании, что законодательством установлены меньшие меры предоставления земельных участков. А такое требование для предоставления земельного участка как постоянное проживание на территории данного района законодательством не установлено.

Порядок предоставления земельных участков юридическим лицам и гражданам. Предоставление земельных участков осуществляется в соответствии с Положением о порядке изъятия и предоставления земельных участков, утвержденным Указом Президента республики Беларусь №667 от 27.12.2007 г. (в ред. от 21.08.09 г.). Так, согласно п. 3 указанного Положения, земельные участки для строительства и обслуживания линейных сооружений (газопроводов, нефтепроводов, кабельных линий электропередачи, связи и других сооружений) в границах охранных зон (контролируемых полос) этих сооружений из земель природоохранного, оздоровительного, рекреационного, историко-культурного назначения, земель лесного фонда, не предусмотренных по условиям их эксплуатации для лесовыращивания, предоставляются юридическим лицам или индивидуальным предпринимателям в постоянное пользование либо аренду.

Не требуется изъятие и предоставление земельных участков (за исключением земельных участков из категорий земель, указанных в пункте 3 Положения), необходимых на период строительства (реконструкции, капитального ремонта) подземных линейных сооружений (газопроводов, нефтепроводов, кабельных линий электропередачи, связи и других сооружений), осуществляемого в границах охранных зон (контролируемых полос) этих сооружений в срок до полутора лет без вырубки древесно-кустарниковой растительности. Строительство таких сооружений осуществляется на основании земельно-кадастровой документации, указанной в пункте 18 Положения, акта выбора места размещения земельного участка в соответствии с утвержденной градостроительной документацией с возмещением убытков и потерь сельскохозяйственного и (или) лесохозяйственного производства (если они имеют место).

Земельные участки предоставляются в аренду или в частную собственность по результатам аукционов аренды и аукционов продажи, за исключением случаев, предусмотренных в пункте 6 Указа, утверждающего Положение.

Земельный участок предоставляется после его изъятия у прежнего землепользователя, землевладельца, собственника или арендатора (далее – землепользователь).

Для изъятия и предоставления земельного участка требуются:

-предварительное согласование места размещения земельного участка для строительства объекта

-разработка проекта отвода земельного участка и принятие на его основе решения об изъятии и предоставлении данного участка;

-установление границ предоставленного земельного участка на местности, государственная регистрация создания земельного участка и возникновения права на него.

Без предварительного согласования земельные участки предоставляются:

-гражданам, индивидуальным предпринимателям, юридическим лицам – при обращении за оформлением правоудостоверяющих документов на земельные участки, на которых расположены принадлежащие им на праве собственности или ином законном основании либо приобретенные в установленном законодательством порядке капитальные строения (здания, сооружения), незавершенные законсервированные капитальные строения, в том числе разрушенные от пожара, других стихийных бедствий и в результате порчи, а также на доли в праве собственности на эти объекты недвижимого имущества;

-гражданам – для строительства и обслуживания одноквартирных, блокированных жилых домов либо получившим такой дом по наследству, для дачного строительства, строительства (установки) временных индивидуальных гаражей (отдельным категориям граждан в соответствии с законодательством), для ведения коллективного садоводства, личного подсобного хозяйства, крестьянского (фермерского) хозяйства, традиционных народных промыслов, огородничества, сенокошения и выпаса сельскохозяйственных животных;

-юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям – для строительства и обслуживания одноквартирных, блокированных и многоквартирных жилых домов, объектов инженерной, транспортной и социальной инфраструктуры в границах сельского населенного пункта, поселка городского типа, города, а также для ведения лесного, сельского, подсобного сельского хозяйства, реконструкции (капитального ремонта) объектов инженерной и транспортной инфраструктуры и строительства объектов (за исключением мест добычи полезных ископаемых открытым способом), необходимых для такой реконструкции (капитального ремонта);

-органам пограничной службы Республики Беларусь – для строительства и обслуживания инженерно-технических сооружений, необходимых для охраны Государственной границы Республики Беларусь, в пределах пограничной зоны и пограничной полосы;

-резидентам свободных экономических зон – для строительства и обслуживания объектов недвижимого имущества в границах свободных экономических зон.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: