Ранние кочевники степей Южного Урала.




Антонова Н.

ТЕМА 3. Южный Урал в раннем железном веке и в эпоху средневековья

Вопрос: Южный Урал в раннесарматское время (IV-II вв. до н. э.).

В VII в. до н.э. и народы Южного Урала вступают в новый период своей истории. Он связан с началом массового производства изделий из железа — железный век. Его начало (период с VII в. до н.э. до II—IV в. н.э.) называется ранним железным веком. В течение первых веков I тыс. до н.э. у степных народов Евразии, в том числе и в изучаемом регионе, совершился исторический переход к более совершенной в тех условиях системе организации жизни — к кочевому скотоводству — особому образу жизни, при котором группы родственников со стадами и имуществом перемещались по сезонным пастбищам в течение всего года. По мнению ряда ученых, в переходное от бронзового века к раннему железному веку время в степи Казахстана из степей Центральной Азии, где раньше совершился переход к кочевничеству, переселились кочевые ираноязычные племена. Они покорили местные оседлые скотоводческие народы Казахстана и Южного Зауралья. В степях Казахстана и Южного Зауралья утвердился кочевой образ жизни.

Изменения климата сильно влияли на жизнь кочевых скотоводов. Засушливый климат начала I тыс. до н.э. к середине I тыс. до н.э. стал более влажным. Глубинные районы степей Южного Урала с весны до осени покрывались обильными травами, а граница лесов и лесостепей несколько сдвинулась к югу. К последним векам I тыс. до н.э. вновь установился засушливый климат. Ученые фиксируют, что в это время южноуральские степи обезлюдели. Курганы этого периода почти не известны. С этого времени памятники древних культур степей Южного Зауралья представлены лишь курганами, святилищами и … караванными дорогами.

В советское время работы в практике и теории сарматской археологии продолжил П. Д. Рау, а затем — блестящий ученый-энциклопедист Борис Николаевич Граков. Позже их возглавил К. Ф. Смирнов. Ранний (прохоровский) этап сарматской культуры они датировали в пределах IV—II вв. до н. э., рассматривая прохоровскую культуру как один из этапов непрерывного развития сообществ ранних кочевников южнорусских степей начиная с ѴІ-Ѵ вв. до н. э.

В 2003 году при поддержке Российского гуманитарного научного фонда была организована Прохоровская археологическая экспедиция Института археологии РАН, которая приступила к планомерному археологическому исследованию памятника.

 

Ранние кочевники степей Южного Урала.

Специалист по изучению раннего железного века Южного Урала, археолог Александр Дмитриевич Таиров считает, что в VII—VI вв. до н.э. южноуральские степи были частью территории кочевой так называемой тасмолинской археологической культуры Казахстана. Их культура была частью сакского мира степей Казахстана. Племена, жившие в степях Казахстана в этот период, в древних текстах и надписях именуются «саки». В степях Оренбуржья в это время кочевали «савроматы». Несколько позднее (около IV в. до н.э.) в южноуральских степях оформляется культура ранних «сарматов».

Ученые полагают, что именно в раннем железном веке южноуральские кочевники начали широко использовать открытую еще в конце бронзового века систему жизнеобеспечения. Эта система жизнеобеспечения получила у археологов название «пастбищно-кочевой». Зимнее время кочевники проводили в районе Приаралья, по реке Сырдарье, в степях и полупустынях между Каспийским и Аральским морями. На лето перемещались со стадами за многие сотни километров к северу, к предгорьям Урала и лесостепям Зауралья. Эта система продолжала существовать и быть относительно эффективной, пока в степях Казахстана и Южного Урала жили кочевые народы, то есть до этнографической современности.

Военные угрозы, жизненная необходимость завоевания новых пастбищ для защиты своих кочевий от врагов во время природно-климатических катастроф и ряд других причин на протяжении тысячелетий подталкивали отдельные кочевые роды и племена к объединению в большие военно-территориальные союзы. Часто эти союзы создавали талантливые военные руководители — вожди и их дружины, составленные из профессиональных воинов, для которых война была единственным занятием. Обо всем этом археологи узнали, изучая могилы людей этого времени. В зависимости от положения умершего в обществе высота курганов над их могилами и устройство самих могил, набор предметов, положенных вместе с умершим в его гробницу, были различными.

Курганы над могилами вождей и сейчас достигают высоты десяти метров, а их диаметр в этом случае — до ста метров. Часто они окружались кольцевым рвом с проходом в нем. Подобные курганы сооружались из дерновых блоков, земли, камней и растительных материалов. Над их возведением трудилось, безусловно, огромное количество людей. Ученые доказали, что первоначально эти курганы выглядели как ступенчатые пирамиды или усеченные конусы. Часто внутри подобных курганов находят остатки склепов — некогда полых бревенчатых сооружений. Склепы могли служить семейными усыпальницами, где, помимо самого вождя, могли быть захоронены и члены его семьи. Для последующих захоронений устраивался специальный коридор — «дромос», по которому с поверхности можно было проникнуть внутрь склепа. Чем не древнеегипетские пирамиды? Примером подобного «царского» кургана может служить известный Бабий Бугор в Куртамышском районе современной Курганской области.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-05-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: