Происхождение раннесарматской культуры Южного Урала в отечественной историографии.




Несмотря на длительность изучения и значительное увеличение источниковой базы по древней истории Южного Урала, проблема происхождения раннесарматской (прохоровской) археологической культуры до сих пор далека от своего разрешения.

Впервые вопрос о формировании этой культуры был поставлен К. Ф. Смирновым. Характеризуя историю кочевников Южного Приуралья, он отмечал, что здесь в IV в. до н. э. «происходят большие изменения в составе кочевого населения. Об этом говорит не только смена материальной культуры, но и существенные изменения в погребальном обряде, особенно появление новых типов погребений или новое преобладание того или иного типа, который был известен здесь раньше и, наконец, изменения населения в антропологическом отношении». Вместе с тем, подчеркивал К. Ф. Смирнов, «перечисленные главные черты погребального обряда сарматов Илека ярко свидетельствуют, с одной стороны, об их генетической связи с «савроматами» Южного Приуралья, а с другой стороны, говорят о качественных различиях между ними». «Многие новые черты и особенности нельзя объяснить непосредственно из савроматской культуры» и, следовательно, «выводить ее только из савроматской невозможно». По его мнению, «Илекская группа сарматов сложилась не как результат простой эволюции местного «савроматского» населения, а в результате сложного процесса перемещения и смешения кочевников Северокаспийских и Казахстанских степей, причины которого пока нам неизвестны». Несколько ранее К. Ф. Смирнов предполагал: «вполне вероятно, что в сложении прохоровской культуры, относящемся для Приуралья к началу IV в. до н. э., значительную роль сыграли скотоводческие племена зауральских, западносибирских и казахстанских областей». «Иной вариант объяснения: из каких-то районов Северного Приаралья, которые остаются пока что белым пятном на археологической карте Советского Союза, и казахстанских степей (также неясных нам в археологическом отношении) продвижение племен скотоводов оказало сильное влияние на развитие материальной культуры лесостепного Зауралья и Западной Сибири, с одной стороны, и на степное Приуралье — с другой. Однако пока мы не располагаем археологическими данными, чтобы ответить на этот вопрос». О смешанном составе илекской группы сарматов, по его мнению, «ярко свидетельствуют сосуществование различных погребальных типов, присущих когдато отдельным родоплеменным группам, и новый антропологический состав погребенных»

М. Г. Мошкова также констатирует, что в IV в. до н. э. «на территории Южного Приуралья происходили резкие изменения как в погребальном обряде, так и в инвентаре. Очевидно, для Приуралья IV в. до н. э. можно выделить как переходный период, к концу которого полностью оформились характерные для прохоровской культуры признаки». По ее мнению, «генетической связью с савроматской культурой, а следовательно и «савроматской» основой, не исчерпывается содержание новой прохоровской культуры. Появление отдельных признаков, совершенно не связанных с предшествующим развитием, приводит нас к заключению об участии в создании новой культуры и других, иноэтничных компонентов». «В области же приуральских «савроматов» под влиянием и благодаря смешению с какой-то частью северо-восточных оседлых племен, а также просачиванию отдельных орд кочевников Казахстана, складывается прохоровская культура, одной из характерных черт которой становятся подбойные погребения». По мнению Л. Т. Яблонского, «есть основание предполагать, что в сложении раннесарматской культуры Южного Приуралья также приняли участие группы автохтонного, приуральского населения, а также мигранты из Средней Азии и Казахстана».

Для решения проблемы формирования классического комплекса прохоровской культуры, как совершенно справедливо замечает М. Г. Мошкова, «особенно важны территории соприкасающиеся с самыми восточными районами распространения прохоровской культуры. Без анализа материала, полученного при археологическом исследовании этих территорий, невозможно приступить к вопросу о происхождении прохоровской культуры». «Поэтому нам надо обратить самое пристальное внимание на особенности погребального обряда кочевников Центрального, Северного и Юго-Восточного Казахстана и на возможности связей этого населения с «савромато-сарматскими» племенами».

Литература:

1. Смирнов К. Ф. Сарматы на Илеке. — М.: Наука, 1975.

2.Мошкова М. Г. Происхождение раннесарматской (прохоровской) культуры. — М.: Наука, 1974.

3.Железчиков Б. Ф. Савроматы и ранние сарматы (некоторые итоги исследования) // Древняя и средневековая история Нижнего Поволжья. — Саратов, 1986.

4.Рукавишникова И. В., Яблонский Л. Т. Реконструкция деревянной чаши из Филипповского могильника // Город и степь в контактной Евро-Азиатской зоне. - М., 2006

5.Гуцалов С. Ю. О роли скифов в формировании прохоровской культуры // Раннесарматская культура: формирование, развитие, хронология: Мат-лы IV Междунар. конф. «Проблемы сарматской археологии и истории». - Самара, 2000. - Вып. 2.

6.Яблонский Л. Т., Рукавишникова И. В. Вооружение раннесарматского воина (по материалам Филипповского1 могильника). - Челябинск, 2007

7.Виноградов, Н.Б. Южный Урал и Зауралье в древности и средневековье [Электронное издание]: учебное пособие / науч. ред. А.В. Епимахов. — Челябинск



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-05-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: