Выполните задания.
1. Запишите слова, пропущенные в таблицах.
СОЦИАЛЬНАЯ МОБИЛЬНОСТЬ
ВИДЫМОБИЛЬНОСТИ | ХАРАКТЕРИСТИКА |
... | Переход из одной социальной группы в другую, расположенную на том же уровне |
Вертикальная | Перемещение к позициям с более высоким или более низким престижем, доходом и властью |
ВИДЫСОЦИАЛЬНОЙ МОБИЛЬНОСТИ И ИХ ХАРАКТЕРИСТИКИ
ВИД СОЦИАЛЬНОЙ МОБИЛЬНОСТИ | ХАРАКТЕРИСТИКА |
Групповая | Изменение своего статуса социальными слоями и классами, связана, как правило, с достигаемыми статусами |
... | Социальное перемещение конкретного человека, связано прежде всего с достигаемыми статусами |
2. Выберите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда. Запишите это слово (словосочетание).
А. Социальная группа, первичная группа, неформальная группа, этническая общность, общественный класс.
Б. Социальный институт, общество как система, социальная группа, сфера общественной жизни, общественные отношения.
В. Классовое неравенство, статус социальной группы, иерархия социальных групп, социальная стратификация, сословное преимущество.
Г. Власть, престиж, стратификация, образование, доход.
3. Ниже приведён ряд терминов. Все они, за исключением двух, являются критериями социальной стратификации. Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда, и запишите в ответ цифры, под которыми они указаны.
1) доход
2) социальная роль
3) престиж
4) власть
5) авторитет
6) образование
4. Ниже приведён ряд терминов. Все они, за исключением двух, характеризуют социальную стратификацию современного общества.
1) объём власти
2) уровень образования
3) этническая принадлежность
4) престиж занимаемой позиции
5) доход
6) возраст
5. Установите соответствие между событиями и связанными с ними видами социальной мобильности: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
СОБЫТИЯ | ВИДЫСОЦИАЛЬНОЙ МОБИЛЬНОСТИ |
А) учитель школы назначен ее директором. Б) доцент кафедры получил должность профессора. В) старший менеджер перешел работать на другое предприятие. Г) инженер переехал работать и жить в другой город. | 1) вертикальная 2) горизонтальная |
6. Установите соответствие между особенностями общественных отношений и типом социальной стратификации: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ОСОБЕННОСТИ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ | ТИПЫСТРАТИФИКАЦИИ |
А) юридическое закрепление прав и обязанностей за основными социальными группами Б) преимущественно наследственный характер принадлежности к элите общества В) запрещение перемещения из одной социальной группы в другую Г) в основе деления на группы — различия в характере труда и размерах и формах его оплаты Д) запрет на браки с представителями других групп | 1) кастовая 2) сословная 3) классовая |
7. Установите соответствие между определениями и понятиями: к каждой позиции, данной в первом столбце,
подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ОПРЕДЕЛЕНИЯ | ПОНЯТИЯ |
A) принятое в обществе правило, определяющее рамки поведения человека Б) действия человека, соответствующие его социальному статусу B) перемещение человека из одной социальной группы в другую Г) разделение общества на группы, занимающие разное социальное положение Д) неодинаковый доступ представителей различных групп общества к социальным благам | 1) социальное неравенство 2) социальная норма 3) социальная роль 4) социальная стратификация 5) социальный контроль 6) социальная мобильность |
8. Установите соответствие между социальными лифтами и конкретными примерами, их иллюстрирующими: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго.
ПРИМЕРЫ | СОЦИАЛЬНЫЕ ЛИФТЫ |
А) молодая учительница, проработав пять лет в школе, подала заявление об аттестации на высшую категорию. Основанием для этого стала ее победа в городском конкурсе «Учитель года» Б) молодой клерк, поступивший в крупную страховую компанию, женился на дочери владельца компании, сразу получив должность начальника филиала В) после окончания престижного юридического вуза, выпускник был приглашен на работу в компанию по продаже автомобилей на должность юрисконсульта Г) солдат-срочник после завершения срочной службы подписал контракт на два года, дослужившись до прапорщика, затем ему было предложено поступить в военное училище, чтобы получить офицерскую должность Д) завершение обучения в техническом колледже и получение специальности позволило выпускнику устроиться работать на современное предприятие в качестве наладчика оборудования Е) врач, проводивший на протяжении ряда лет исследование лечения болезни, собрал материал для кандидатской диссертации, после ее защиты, он стал главным врачом отделения | 1) брак 2) профессиональная деятельность 3) образование 4) служба в армии |
9. Студент работает над рефератом о вертикальной социальной мобильности. Какие примеры из перечисленных ниже он может рассмотреть в своей работе? Запишите цифры, под которыми эти примеры указаны.
1) переход человека с должности рядового школьного учителя на должность директора школы
2) переход человека из квалифицированных рабочих («синих воротничков») в представители среднего класса («белые воротнички»)
3) смена профессии отца на другую профессию
4) отток рабочей силы из производства в сферу обслуживания
5) рост числа людей, работающих в нескольких местах
6) достижение человеком высокого положения в обществе благодаря службе в армии
10. Аналитик коммерческого банка А. уехал из Москвы в Париж на двухлетнюю стажировку в известной французской финансовой компании. А. будет во Франции работать в той же должности, что и в Москве, получать примерно такую же зарплату. Выберите в приведённом ниже списке характеристики социальной мобильности, относящиеся к данному примеру, и запишите эти цифры, под которыми они указаны.
1) индивидуальная
2) восходящая
3) миграция
4) горизонтальная
5) нисходящая
6) межпоколенная
11. Найдите в приведенном списке компоненты социальной структуры общества. Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) фирмы
2) сословия
3) партии
4) касты
5) классы
12. Продюсер В. создал музыкальную группу: пригласил трёх солисток и нескольких музыкантов, записал с ними десять песен и отправился в гастрольный тур по стране. Выберите в приведённом ниже списке характеристики данной группы и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) малая группа
2) неформальная группа
3) большая группа
4) референтная группа
5) профессиональная группа
6) формальная группа
13. Выберите верные суждения о социальной стратификации и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Понятие «социальная стратификация» обозначает любые изменения, происходящие в обществе.
2) Социальная стратификация предполагает деление общества на социальные слои путём объединения различных социальных позиций с примерно одинаковым социальным статусом.
3) Социологи выделяют следующие критерии социальной стратификации: доход, власть.
4) Социальная стратификация предполагает выделение социальных слоёв в зависимости от личных качеств человека.
5) Престиж профессии как критерий социальной стратификации связан с социальной привлекательностью, уважительным отношением в обществе к тем или иным профессии, должности, роду занятий.
14. Выберите верные суждения о социальной дифференциации и стратификации и запишите цифры в порядке возрастания, под которыми они указаны.
1) Социальная дифференциация выражается в разделении общества на социальные группы.
2) Доиндустриальное общество было социально однородным.
3) Одним из видов социальной дифференциации является выделение групп по общности профессиональной деятельности.
4) Основным критерием социальной стратификации выступают личные качества человека.
5) Кастовое деление общества служит примером социальной стратификации.
15. Выберите верные суждения о социальных группах и запишите цифры в порядке возрастания, под которыми они указаны.
1) Социальная группа представляет собой объединение людей, имеющих общий значимый социальный признак.
2) Созданию групп способствует осознание того факта, что при объединении можно достичь большего результата, чем при индивидуальном действии.
3) Социальные группы основаны на специфике врожденных свойств людей.
4) В деятельности социальных групп люди удовлетворяют свои биологические потребности.
5) Созданию групп способствуют сходные интересы и цели людей.