Видение Патриарха Иакова.
СЛОВО
на День Рождества Пресвятой Богородицы, в Саввином монастыре, на Сторожех, сказанное Леонидом, Епископом Дмитровским в 1873 году.
«Несть сие, но Дом Божий, и сия врата небесная».
(Быт. 28, 17).
Какая разница между тем, как Авраам посылает своего домоправителя за невестою для Исаака, и как Исаак посылает Иакова взять себе жену!
У Авраамова домоправителя 10 верблюдов, навьюченных всякими сокровищами и, конечно, приличная охранительная конница, а у Иакова ни одного слуги с собою и только малый запас елея и, конечно, хлеба на далекий путь, а в сердце страх угрозы брата Исава, решившего убить «то за то, что восхитил благословения отца, и кроме страха — скорбь об оставленной матери, которая так горячо его любила. Но этот бедный странник, во всем положившийся на Господа, сподобился на пути такого откровения, в котором отразилась будущая судьба потомства Авраама, Исаака и его, Иакова, особенно духовного их потомства, т. е. верующих, или Церкви истинного Бога. «Дошед до одного места (еще в пределах обетованной Аврааму земли), он остался там ночевать, потому что зашло солнце, — и взял один из бывших на том месте камней и положил себе в головы и лег на том месте, уснул», — и вот видение, которое он видел во сне, таково, что православная Церковь на каждый праздник в честь Богородицы предлагает вниманию верующих библейский рассказ об этом сне Иакова. Для Иакова он служил укреплением чрез те надежды, какие этим сном возбуждались в душе его. Для нас он служит укреплением в вере чрез то, что видим ясно сбывшийся пророческий сон и в его буквальном и его глубоко-таинственном смысле. Иаков видит во сне: вот лестница стоить на земле, а вверх ея касается небес, и се, ангелы Божии восходят и нисходят по ней, и се Господь стоить на ней.
|
До сих пор было видно Иакову то, чего понять он не мог, ибо только мы, при свете Нового Завета, понимаем эту тайну, и знаем, что лествица, соединяющая небо и землю, есть Преблагословенная Богородица, и посредством которой Божество Сына Божия соединилось неслиянно и нераздельно с человеческою природою от Матери безмужныя и родился Богочеловек Иисус Христос, давый себе избавление за всех. В словах: «Я Бог Авраама отца твоего и Бог Исаака» было для Иакова удостоверение, что тот же Промысл Божий. который им содействовал будет и ему покровительствовать, — а для нас это служит удостоверением в том, что Церковь ветхозаветная и Церковь Нового Завета есть одна и та же Церковь, и христианство есть исполнение обетований, восходящих не только к Давиду, но и к Аврааму, не только к Аврааму, но и к Адаму. Так, между тем как Иаков слова, во сне слышанные, об умножении его потомства, понимал буквально, что и сбылось, мы понимаем их еще и таинственно. — Земля на которой ты лежишь, дам тебе, и потомству твоему, — сказано во сне: да, земля обетованная стала не только наследием Иакова, но и всех его потомков в смысле духовном, ибо на Голгофе умер, на Елеоне вознесся Иисус Христос и от Сиона чрез Духа Святого, излитого на Апостолы, изшел закон духа жизни и распространился по земле. Будет, потомство твое как песок земный и распространится к морю и к востоку и к северу и к полудню.
Господу угодно было дать Иакову землю не большую, но кипящую медом и млеком, и лежащую на пути народов. Пока не свершились Божии судьбы о возрастании народа еврейского, земля питала и защищала ею довольно; когда же совершились они, внешнее значение народа пало совершенно; народ, безчисленный, как песок, разсеялся но всему лицу земли, но с ним разсеялось далеко и семя познания истинного Бога.
|
Когда возсияло от Преблагословеныя Марии Солнце правды Христос Бог наш, тогда светом Своего воскресения озарил скоро все концы земли, чрез богодухновенных Апостолов Своих, которые быстро, как лучи солнечные, распространили свет Христов и к морю, т. е. к западу, и к востоку, и к северу, и к полудню. И тогда-то, что также едва ли очень ясно мог понимать сновидение, но что так ясно для нас, — тогда то благословятся, и благословились, в Аврааме, Исаии, Иакове, праотцах наших по вере, все колена земная, и благословятся в Семени сих праотцев, которое (семя), как Дух Святый изъясняет устами Апостола Павла, есть Иисус Христос, — и присовокупим: и благословенною и благодатною нарекут и ублажать все роды во веки и до скончания мира Марию Деву, ныне родившуюся от Святых и праведных Иоакима и Анны.
Чрез Нее в Иисусе, Божественном Сыне Ея, имеем мы все благословения, какими только возможно воспользоваться человеку и в здешней и в будущей жизни. Обещание, Иакову данное, вместе с тем и нам даровано, — обещание: се Я с тобою и сохраню тебя везде, куда ты ни пойдешь, и возвращу тебя в землю сию, ибо не оставлю тебя, пока не исполню того, что сказал тебе. И веровали твердо сему обещанию не только Иаков, но и отдаленные его потомки. Так Давид Царь говорит: «аще и пойду посреде сени смертныя, не убоюся зла, яко Ты со мною еси». И каждый из нас должен глубоко в сердце своем хранить ту истину, что Господь, пришел на землю нашего ради спасения, никогда не оставит никого из ищущих спасения, но благодатию своею пребудет с ним во век во всех путях его жития земного, пока не приидет час возвратить его в землю отечествия духовного, в горний Иерусалим, Царство небесное. Только и мы с своей стороны, если хотим воспользоваться обетованиями, Иакову данными, должны стараться и в вере подражать ему, дабы семя жизни Христовой нашло в нас землю плодоносную.
|
Иаков получил от отца своего все, по тому времени, возможные благословения: богатства, силы, чести и даже то, что благословляющие Иакова будут сами благословлены, а проклинающие его прокляты, и что же? После этого вскоре он делается предметом зависти и злобы брата, изгнанником из отеческого дома; отец и мать не только не защищают его, но и выпроваживают из дому. Он, однако, не смущается, не теряет веры в Бога и почтения к родителям. Он исполняет их веление. Сын богатых и сильных людей, и, что выше, сын благословений Авраама и Исаака, скитается как нищий, и когда ночь застает его в поле, вместо покойного, мягкого ложа, нежностью матери приготовленного, ложится на голую землю, и камень в возглавии его.
Но Господь не посылает испытания выше меры терпения человеческого. Если медлит оказать милость в искушениях, то потому, что или мы упрямы, дерзки, забываем о Боге и ожесточаемся против Благодетеля, или не довольно зрелы, не довольно смиренны, дабы признать всю ничтожность своих собственных сил и средств, признать, что чем мы немощнее, тем крепче должны держаться верою в Божие содействие, и что сила Божия в немощи-то и совершается. Как скоро Бог узрит в нас готовность к смирению и всецелому преданию себя Его водительству, Он тотчас является на помощь, простирает Свою руку, и уже никто не в силах исторгнуть нас из руки Его, как Сам Он сказал.
Вера и преданность Иакова соделает нас, участниками в его благословениях так обильно, что даже перельются они чрез нас, как из переполненной чаши, и на окружающих братий и на будущие роды. Взгляните, не таков ли жребий Святых и сего отца нашего Саввы, который починает пред нами мощами нетленными, а духом предстоит Господу во главе нас, празднующих, и низводит на молящихся благословение, яко сын благословений.
Но чтоб далее являет нам пример Иакова? Он пробудился от сна, и с благоговейным страхом исповедав посещение Божие, выразил чувство благодарности к Богу так, как только мог. Прежде всего, он прославил Бога устами, от полноты сердца говорящими: «точно Господь на месте сем. А я не знал». То есть, теперь я вижу, что Господь во всяком месте не только обыкновенным промыслительным действием присутствует, но везде готов и на чрезвычайную благодатную помощь человеку.
За тем Иаков внушает нам, что не только к Богу за благодеяние Его должны мы быть благодарными, но чтить и самое место, где явлена нам благодатная Его сила, чтобы, присутствуя на том месте, еще живее и сильнее благодарить Бога, и чувством, и словом, и делом, — прославлять Благодетеля и телом и духом. Это не иное что как дом Божий, это врата небесная. То есть, тут обитает Бог, тут земнородному открылось небо, безпомощному явился всесильный Покровитель, человеку — Бог. Его благодарность не ограничилась жертвою устен. Он берет камень, воздвигает его, как памятник, и освящает его елеем и, исполняя Священный обряд, не думает о том, что камню елей не нужен, а ему в дороге надобен и для себя, и может быть, для других странников, изнемогающих и больных. Он как бы слышал слова Иисуса Христа, который, хотя постоянно благотворил бедным и всем заповедал милосердие к несчастным, однако указал, что могут быть обстоятельства, где нужно, оставя на время бедных, прямо Богу приносить свои жертвы, когда, осуждая Иуду, пожалевшего мира, возливаемого Мариею на Его ноги, сказал: «не препятствуйте ей, нищих всегда имате с собою, Мене же не всегда имате».
Так, братия возлюбленные, научаясь примером праотца Иакова тому, что к жизни каждого из нас, и зде живущих и сюда пришедших на время для молитвы, на всяком месте благопотребно, — научимся в сердце своем благодарить Господа и на месте сем, где ныне, празднуя общий Христовой Церкви праздник, мы соединяем и воспоминание о том благодеянии, которого, по представительству Матери Божией и молитвам преподобного Саввы, сподобились мы от Бога, — разумеем обновление храма нашего, о чем летнее воспоминание творим ныне. Более 470-ти лет стоит он, покрывая мощи Святого, то приходя в ветхость, то обновляясь и в последний раз пришед в такую ветхость крайнюю, что можно было отчаяться в его возобновлении. Но видно, в ком-либо нашлась вера Иакова в благословение отчее, в благословение Божие, почивающее в преподобном Савве, и по вере нашелся в том сосуде елей, который, не оскудевая для помощи бедным и несчастным, обильно изливается на Священные камни храмов Божиих и на сей дом Господень излит щедрою рукой. Среди цветов, как невеста в белом одеянии и в златом венце, стоит наш паки обновленный храм, — стоит он и радует взоры наши, согревает молитвою сердца и возбуждает их повторять слова Иакова: «Се дом Божий и сия врата небесная».
Возблагодарим Господа, Его пречистую Матерь и преподобного Савву, возблагодарим молитвою ко Господу боляр Павла и Анну Цуриковых, обновителей храма), возблагодарим Архипастыря нашего Высокопреосвященного Митрополита Иннокентия (Попова-Вениаминова) (1797-1879), освятителя храма сего, и всех из среды нас потрудившихся, и да сподобит всех нас Бог обновляться духом от силы в силу, цвести при храме семь добродетелями, уневещивать себя Богу в непорочности священства и иночества, и да увенчает Господь и благотворителей и благотворящих, и живущих зде и приходящих, златыми венцами славы нетленной в обителях, которые вечны и многи на небеси.
Журнал «Душеполезное чтение», Ч. 3. Москва. 1874 год.
Подготовил к печати Александр Рожинцев.