на День Рождества Пресвятой Богородицы, в Саввином монастыре, на Сторожех, сказанное Леонидом, Епископом Дмитровским в 1873 году.




Видение Патриарха Иакова.

 

СЛОВО

на День Рождества Пресвятой Богородицы, в Саввином монастыре, на Сторожех, сказанное Леонидом, Епископом Дмитровским в 1873 году.

 

«Несть сие, но Дом Божий, и сия врата небесная».

(Быт. 28, 17).

 

Какая разница между тем, как Авраам посылает своего домоправителя за невестою для Исаака, и как Исаак посылает Иакова взять себе жену!

У Авраамова домоправителя 10 верблюдов, навьюченных всякими сокровищами и, конечно, приличная охранительная кон­ница, а у Иакова ни одного слуги с собою и только малый запас елея и, конечно, хлеба на далекий путь, а в сердце страх угрозы брата Исава, решившего убить «то за то, что восхитил благословения отца, и кроме страха — скорбь об оставленной матери, которая так го­рячо его любила. Но этот бедный странник, во всем положившийся на Господа, сподобился на пути такого откровения, в котором отразилась будущая судьба потомства Авраама, Исаака и его, Иакова, особенно духовного их потомства, т. е. верующих, или Церкви истинного Бога. «Дошед до одного места (еще в пределах обетованной Аврааму земли), он остался там ночевать, потому что зашло солнце, — и взял один из бывших на том месте камней и положил себе в го­ловы и лег на том месте, уснул», — и вот видение, которое он видел во сне, таково, что православная Церковь на каждый праздник в честь Богородицы предлагает вниманию верующих библейский рассказ об этом сне Иакова. Для Иакова он служил укреплением чрез те надежды, какие этим сном возбуждались в душе его. Для нас он служит укреплением в вере чрез то, что видим ясно сбывшийся пророческий сон и в его буквальном и его глубоко-таинственном смысле. Иаков видит во сне: вот лестница стоить на земле, а вверх ея касается небес, и се, ангелы Божии восходят и нисходят по ней, и се Господь стоить на ней.

До сих пор было видно Иакову то, чего понять он не мог, ибо только мы, при свете Нового Завета, понимаем эту тайну, и знаем, что лествица, соединяю­щая небо и землю, есть Преблагословенная Богородица, и посредством которой Божество Сына Божия соединилось неслиянно и нераздельно с человеческою природою от Матери безмужныя и родился Богочеловек Иисус Христос, давый себе избавление за всех. В словах: «Я Бог Авраама отца твоего и Бог Исаака» было для Иа­кова удостоверение, что тот же Промысл Божий. кото­рый им содействовал будет и ему покровительство­вать, — а для нас это служит удостоверением в том, что Церковь ветхозаветная и Церковь Нового Завета есть одна и та же Церковь, и христианство есть исполнение обетований, восходящих не только к Давиду, но и к Аврааму, не только к Аврааму, но и к Адаму. Так, между тем как Иаков слова, во сне слышанные, об умножении его потомства, понимал буквально, что и сбылось, мы понимаем их еще и таинственно. — Земля на которой ты лежишь, дам тебе, и потомству твоему, — сказано во сне: да, земля обетованная стала не только наследием Иакова, но и всех его потомков в смысле духовном, ибо на Голгофе умер, на Елеоне вознесся Иисус Христос и от Сиона чрез Духа Святого, излитого на Апостолы, изшел закон духа жизни и распространил­ся по земле. Будет, потомство твое как песок земный и распространится к морю и к востоку и к северу и к полудню.

Господу угодно было дать Иакову землю не большую, но кипящую медом и млеком, и лежащую на пути народов. Пока не свершились Божии судьбы о возрастании народа еврейского, земля питала и защищала ею довольно; когда же совершились они, вне­шнее значение народа пало совершенно; народ, безчисленный, как песок, разсеялся но всему лицу земли, но с ним разсеялось далеко и семя познания истинного Бога.

Когда возсияло от Преблагословеныя Марии Солн­це правды Христос Бог наш, тогда светом Своего воскресения озарил скоро все концы земли, чрез богодухновенных Апостолов Своих, которые быстро, как лучи солнечные, распространили свет Христов и к морю, т. е. к западу, и к востоку, и к северу, и к полудню. И тогда-то, что также едва ли очень ясно мог понимать сновидение, но что так ясно для нас, — тогда то благословятся, и благословились, в Аврааме, Исаии, Иакове, праотцах наших по вере, все колена земная, и благословятся в Семени сих праотцев, которое (семя), как Дух Святый изъясняет устами Апостола Павла, есть Иисус Христос, — и присовокупим: и благословенною и благодатною нарекут и ублажать все ро­ды во веки и до скончания мира Марию Деву, ныне родившуюся от Святых и праведных Иоакима и Анны.

Чрез Нее в Иисусе, Божественном Сыне Ея, имеем мы все благословения, какими только возможно восполь­зоваться человеку и в здешней и в будущей жизни. Обещание, Иакову данное, вместе с тем и нам даро­вано, — обещание: се Я с тобою и сохраню тебя везде, куда ты ни пойдешь, и возвращу тебя в землю сию, ибо не оставлю тебя, пока не исполню того, что сказал тебе. И веровали твердо сему обещанию не только Иаков, но и отдаленные его потомки. Так Давид Царь говорит: «аще и пойду посреде сени смертныя, не убоюся зла, яко Ты со мною еси». И каждый из нас должен глубоко в сердце своем хранить ту истину, что Господь, пришел на землю нашего ради спасения, никогда не оставит ни­кого из ищущих спасения, но благодатию своею пребудет с ним во век во всех путях его жития земного, пока не приидет час возвратить его в землю отечествия духовного, в горний Иерусалим, Царство небес­ное. Только и мы с своей стороны, если хотим вос­пользоваться обетованиями, Иакову данными, должны стараться и в вере подражать ему, дабы семя жизни Христовой нашло в нас землю плодоносную.

Иаков получил от отца своего все, по тому времени, возможные благословения: богатства, силы, чести и даже то, что благословляющие Иакова будут сами благословлены, а проклинающие его прокляты, и что же? После этого вскоре он делается предметом зависти и злобы брата, изгнанником из отеческого дома; отец и мать не только не защищают его, но и выпроваживают из дому. Он, однако, не смущается, не теряет веры в Бога и почтения к родителям. Он исполняет их веление. Сын богатых и сильных людей, и, что выше, сын благословений Авраама и Исаака, скитается как нищий, и когда ночь застает его в поле, вместо покойного, мягкого ложа, нежностью матери приготовленного, ложится на голую землю, и камень в возглавии его.

Но Господь не посылает испытания выше меры терпения человеческого. Если медлит оказать милость в искушениях, то потому, что или мы упрямы, дерзки, забываем о Боге и ожесточаемся против Благодетеля, или не довольно зрелы, не довольно смиренны, дабы признать всю ничтожность своих собственных сил и средств, признать, что чем мы немощнее, тем крепче должны держаться верою в Божие содействие, и что сила Божия в немощи-то и совершается. Как скоро Бог узрит в нас готовность к смирению и всецелому преданию себя Его водительству, Он тотчас является на помощь, простирает Свою руку, и уже никто не в силах исторгнуть нас из руки Его, как Сам Он сказал.

Вера и предан­ность Иакова соделает нас, участниками в его благословениях так обильно, что даже перельются они чрез нас, как из переполненной чаши, и на окружающих братий и на будущие роды. Взгляните, не таков ли жребий Святых и сего отца нашего Саввы, который починает пред нами мощами нетленными, а духом предстоит Господу во главе нас, празднующих, и низводит на молящихся благословение, яко сын благословений.

Но чтоб далее являет нам пример Иакова? Он пробу­дился от сна, и с благоговейным страхом исповедав посещение Божие, выразил чувство благодарности к Богу так, как только мог. Прежде всего, он прославил Бога устами, от полноты сердца говорящими: «точно Господь на месте сем. А я не знал». То есть, теперь я вижу, что Господь во всяком месте не только обыкновенным промыслительным действием присутствует, но везде готов и на чрезвычайную благодатную помощь человеку.

За тем Иаков внушает нам, что не только к Богу за благодеяние Его должны мы быть благодарными, но чтить и самое место, где явлена нам благодатная Его сила, чтобы, присутствуя на том месте, еще живее и сильнее благодарить Бога, и чувством, и словом, и делом, — прославлять Благодетеля и телом и духом. Это не иное что как дом Божий, это врата небесная. То есть, тут обитает Бог, тут земнородному открылось небо, безпомощному явился всесильный Покровитель, человеку — Бог. Его благодарность не ограничилась жертвою устен. Он берет камень, воздвигает его, как памятник, и освящает его елеем и, исполняя Священный обряд, не думает о том, что камню елей не нужен, а ему в дороге надобен и для себя, и может быть, для других странников, изнемогающих и больных. Он как бы слышал слова Иисуса Христа, который, хотя постоянно благотворил бедным и всем заповедал милосердие к несчастным, однако указал, что могут быть обстоя­тельства, где нужно, оставя на время бедных, прямо Богу приносить свои жертвы, когда, осуждая Иуду, пожалевшего мира, возливаемого Мариею на Его ноги, сказал: «не препятствуйте ей, нищих всегда имате с собою, Мене же не всегда имате».

Так, братия возлюбленные, научаясь примером пра­отца Иакова тому, что к жизни каждого из нас, и зде живущих и сюда пришедших на время для молитвы, на всяком месте благопотребно, — научимся в сердце своем благодарить Господа и на месте сем, где ныне, празднуя общий Христовой Церкви праздник, мы соединяем и воспоминание о том благодеянии, которого, по представительству Матери Божией и молитвам преподобного Саввы, сподобились мы от Бога, — разумеем обновление храма нашего, о чем летнее воспоминание творим ныне. Более 470-ти лет стоит он, покрывая мощи Святого, то приходя в ветхость, то обновляясь и в последний раз пришед в такую ветхость крайнюю, что можно было отчаяться в его возобновлении. Но видно, в ком-либо нашлась вера Иакова в благословение от­чее, в благословение Божие, почивающее в преподобном Савве, и по вере нашелся в том сосуде елей, который, не оскудевая для помощи бедным и несчастным, обиль­но изливается на Священные камни храмов Божиих и на сей дом Господень излит щедрою рукой. Среди цветов, как невеста в белом одеянии и в златом венце, стоит наш паки обновленный храм, — стоит он и радует взоры наши, согревает молитвою сердца и возбуждает их повторять слова Иакова: «Се дом Божий и сия врата небесная».

Возблагодарим Господа, Его пречистую Матерь и преподобного Савву, возблагодарим молитвою ко Господу боляр Павла и Анну Цуриковых, обновителей храма), возблагодарим Архипастыря нашего Высокопреосвященного Митрополита Иннокентия (Попова-Вениаминова) (1797-1879), освятителя храма сего, и всех из среды нас потрудившихся, и да сподобит всех нас Бог обновляться духом от силы в силу, цвести при храме семь добродетелями, уневещивать себя Богу в непорочности священства и иноче­ства, и да увенчает Господь и благотворителей и благотворящих, и живущих зде и приходящих, златыми венцами славы нетленной в обителях, которые вечны и многи на небеси.

Журнал «Душеполезное чтение», Ч. 3. Москва. 1874 год.

Подготовил к печати Александр Рожинцев.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: