Консультирование родителей по проблемам дошкольного возраста.




Под дошкольным возрастом понимается период от 4 до 6—7 лет. При групповом и индивидуальном консультировании детей дошкольного возраста психолог-консультант осуществляет свою работу в следующих направлениях.

• возрастные кризисы, кризис 5 лет;

• проблемы адаптации в коллективе;

• подготовка к школе;

• развитие личности ребенка.

Прохождение ребенком возрастного кризиса 5 лет имеет сле­дующие особенности, на которых психолог должен сосредоточить свое внимание.

• стремление ребенка не сделать что-то только потому, что это предложил кто-то из взрослых, то есть это реакция на само предложение взрослых;

• стремление противоречить, стремление сделать наоборот по сравнению с тем, что ему говорят;

• упрямство, своеволие, протестующий характер некоторых дей­ствий:

• в семье с единственным ребенком встречается стремление к дес­потизму;

• ребенок старается вернуть то состояние безопасности и ком­форта, которое было в раннем детстве, когда фактически ис­полнялись все его желания;

• в семье с несколькими детьми это выражается как симптом ревности по отношению к младшим или старшим детям;

• настойчивое желание делать все самому, без помощи взрослых, возникновение комплекса "Я сам".

Проблемы социальной адаптации ребенка в коллективе могут быть следующими:

• в качестве причины может выступать возрастной кризис;

• конфликтность по отношению к другим детям;

• неумение вписаться в детский коллектив, авторитарность, не­умение подчиниться общим правилам в игре, которая является главным видом деятельности в указанный возрастной период;

• замкнутость, отсутствие или неумение устанавливать контак­ты с другими детьми из-за долгой социальной депревации, на­пример когда ребенок из-за различных опасений и страхов ро­дителей, болезней, гиперопеки и др. долгое время был лишен возможности общаться со своими сверстниками.

Работа психолога-консультанта, направленная на прохождение возрастного кризиса и проблем социальной адаптации детей дошкольного возраста, содержит в себе следующие аспекты:

• тесное взаимодействие с родителями по выработке техники эф­фективного поведения с ребенком, в которую входят следующие рекомендаиии:

• избегать крайностей в общении с ребенком ("все позволять" или "все запрещать');

• не оставлять без внимания то, что происходит с ребенком, но при этом родители должны объяснить ребенку, что у них есть и другие дела, помимо заботы о нем;

• объяснять ребенку, что в решении некоторых проблем он сам может помочь взрослым;

• давать ребенку выполнять самостоятельно задания, чтобы он почувствовал свою автономность;

• поощрять инициативу ребенка, побуждать к ней;

• давать ребенку чувствовать поддержку и одобрение значимого для него взрослого, должен быть установлен эмоциональный контакт;

• избегать запретов и повышения голоса (так как эти методы в данном случае неэффективны);

• расширять круг знакомств ребенка, чаще давать ему поручения, связанные с общением со сверстниками и другими взрослыми;

• укреплять уверенность ребенка в своих силах;

• помнить, что ребенок в своем поведении и поступках подража­ет взрослым, и постараться подавать ему хороший личный пример;

при взаимодействии с ребенком в ситуации групповой или инди­видуальной работы консультант должен:

• использовать методики и техники работы, благодаря которым ребенок может проявить инициативу,активность;

• использовать игровые методы, ориентированные на формиро­вание чувства ответственности и самоконтроля у ребенка, при­нятие и усвоение им групповых игровых норм и через это принятие ограничений;

• научить ребенка устанавливать контакты с другими детьми, используя различные коммуникативные игры, задания и уп­ражнения.

Проблема подготовки к школе включает в себя:

• диагностику умственных и познавательных способностей ребенка и сопоставление их с показателями нормы для данного возраста;

• развивающие, формирующие занятия, ориентированные на зону ближайшего развития и позволяющие сформировать у ребенка навыки, которые позволят успешно вписаться в новую для него ситуацию учебы.

Проблема развития личности ребенка состоит из таких компо­нентов, как:

• развитие общих познавательных и интеллектуальных способностей;

• развитие навыков социальной адаптации и взаимодействия;

• развитие творческих способностей ребенка через игру;

• развитие и коррекция эмоционально-волевой сферы, где главная задача — формирование внутреннего типа контроля за своим по­ведением, усвоение различных социальных норм.




Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: