Под дошкольным возрастом понимается период от 4 до 6—7 лет. При групповом и индивидуальном консультировании детей дошкольного возраста психолог-консультант осуществляет свою работу в следующих направлениях.
• возрастные кризисы, кризис 5 лет;
• проблемы адаптации в коллективе;
• подготовка к школе;
• развитие личности ребенка.
Прохождение ребенком возрастного кризиса 5 лет имеет следующие особенности, на которых психолог должен сосредоточить свое внимание.
• стремление ребенка не сделать что-то только потому, что это предложил кто-то из взрослых, то есть это реакция на само предложение взрослых;
• стремление противоречить, стремление сделать наоборот по сравнению с тем, что ему говорят;
• упрямство, своеволие, протестующий характер некоторых действий:
• в семье с единственным ребенком встречается стремление к деспотизму;
• ребенок старается вернуть то состояние безопасности и комфорта, которое было в раннем детстве, когда фактически исполнялись все его желания;
• в семье с несколькими детьми это выражается как симптом ревности по отношению к младшим или старшим детям;
• настойчивое желание делать все самому, без помощи взрослых, возникновение комплекса "Я сам".
Проблемы социальной адаптации ребенка в коллективе могут быть следующими:
• в качестве причины может выступать возрастной кризис;
• конфликтность по отношению к другим детям;
• неумение вписаться в детский коллектив, авторитарность, неумение подчиниться общим правилам в игре, которая является главным видом деятельности в указанный возрастной период;
• замкнутость, отсутствие или неумение устанавливать контакты с другими детьми из-за долгой социальной депревации, например когда ребенок из-за различных опасений и страхов родителей, болезней, гиперопеки и др. долгое время был лишен возможности общаться со своими сверстниками.
Работа психолога-консультанта, направленная на прохождение возрастного кризиса и проблем социальной адаптации детей дошкольного возраста, содержит в себе следующие аспекты:
• тесное взаимодействие с родителями по выработке техники эффективного поведения с ребенком, в которую входят следующие рекомендаиии:
• избегать крайностей в общении с ребенком ("все позволять" или "все запрещать');
• не оставлять без внимания то, что происходит с ребенком, но при этом родители должны объяснить ребенку, что у них есть и другие дела, помимо заботы о нем;
• объяснять ребенку, что в решении некоторых проблем он сам может помочь взрослым;
• давать ребенку выполнять самостоятельно задания, чтобы он почувствовал свою автономность;
• поощрять инициативу ребенка, побуждать к ней;
• давать ребенку чувствовать поддержку и одобрение значимого для него взрослого, должен быть установлен эмоциональный контакт;
• избегать запретов и повышения голоса (так как эти методы в данном случае неэффективны);
• расширять круг знакомств ребенка, чаще давать ему поручения, связанные с общением со сверстниками и другими взрослыми;
• укреплять уверенность ребенка в своих силах;
• помнить, что ребенок в своем поведении и поступках подражает взрослым, и постараться подавать ему хороший личный пример;
• при взаимодействии с ребенком в ситуации групповой или индивидуальной работы консультант должен:
• использовать методики и техники работы, благодаря которым ребенок может проявить инициативу,активность;
• использовать игровые методы, ориентированные на формирование чувства ответственности и самоконтроля у ребенка, принятие и усвоение им групповых игровых норм и через это принятие ограничений;
• научить ребенка устанавливать контакты с другими детьми, используя различные коммуникативные игры, задания и упражнения.
Проблема подготовки к школе включает в себя:
• диагностику умственных и познавательных способностей ребенка и сопоставление их с показателями нормы для данного возраста;
• развивающие, формирующие занятия, ориентированные на зону ближайшего развития и позволяющие сформировать у ребенка навыки, которые позволят успешно вписаться в новую для него ситуацию учебы.
Проблема развития личности ребенка состоит из таких компонентов, как:
• развитие общих познавательных и интеллектуальных способностей;
• развитие навыков социальной адаптации и взаимодействия;
• развитие творческих способностей ребенка через игру;
• развитие и коррекция эмоционально-волевой сферы, где главная задача — формирование внутреннего типа контроля за своим поведением, усвоение различных социальных норм.