Требования к речи консультанта. Уровни понимания и речевая стилизация консультативной беседы.




Речь консультанта не должна восприниматься как нечто чуждое и непонятное. Поэтому необходимо воздерживаться от употребления слов и выражений, которые могут быть неправильно истолкованы собеседником. Необходимо также придерживаться тех слов и выражений, которые содержатся в речи клиента, особенно ключевых слов.

Тон высказываний психолога должен быть доброжелательным. С клиентом не следует говорить слишком громко. Скорее наоборот, приглушенный голос в большей степени способствует возникновению у собеседника ощущения доверительности, интимности. Изменение темпа и громкости голоса могут приводить и к изменениям состояния клиента. Консультанту также следует выдерживать паузу после каждого высказывания клиента. Это позволяет избежать впечатления, что на каждое высказывание у психолога заранее готов ответ, а само содержание его мало интересует в силу типичности проблем и схожести ситуаций у многих людей.

Невербальный контакт. Невербальные реакции не менее важны, чем речь консультанта. Следует обращать внимание на свои жесты, позу, выражение лица в процессе разговора. В процессе беседы следует смотреть не в сторону, а на собеседника. Однако не следует навязывать взгляд клиенту, хотя для последнего бывает очень важным заглянуть в глаза психолога, чтобы проверить, насколько внимательно его слушают, не осуждают ли.

Надо быть самим собой. Нельзя быть жертвой профессиональной роли, исполнять которую консультант стремится в любой ситуации консультирования. Не растворяться в проблемах клиентов.


Первичное интервью и анамнез. Схемы сбора анамнестических данных в разных подходах: психоаналитическом, бихевиоральном, когнитивном, гуманистическом и постмодернистском.

Интервью – первая основательная встреча консультанта и клиента. Она может состоять из диагностического опроса, откровенного разговора, элементов переговоров. Первичное интервью – неотъемлемая часть консультирования. Каждый из участников – и консультант, и клиент, должны ответить себе на ряд значимых вопросов, в том числе определиться, будут ли следующие встречи. Консультант должен принять решение – сможет ли он оказать клиенту необходимую помощь, а клиент понять – комфортно ли ему с консультантом, готов ли он продолжать работу непосредственно с этим специалистом. Для того чтобы выработать необходимое решение консультанту необходимо проделать определенную серьезную работу – умело собрать нужную информацию, сделать верные выводы.

Психологический анамнез в психологическом консультировании понимается как получение максимального количества информации о клиенте и его проблемах. Сбор психологического анамнеза для начального этапа понимания проблем клиента начинает осуществляться уже с первой встречи, а в некоторых случаях для этого отводятся специальные сессии в рамках процесса консультирования. Сбор анамнеза осуществляется в процессе всего консультирования и помогает консультанту создавать "потрет" личности клиента в динамике изменений, каждый раз добавляя все новые и новые штрихи.

Консультант может разобраться в причинах возникновения у клиента проблем только в контексте достаточно полной информации о нем. Эта информация и составляет психологический анамнез. Однако невозможно собрать всю нужную информацию о клиенте за одну встречу. Обычно больше внимания этому уделяется во время первых встреч, но важно не забывать, что в ходе всего консультирования следует дополнять "портрет" личности клиента новыми деталями. Собирание анамнеза начинается с рассказа клиента о себе и своих проблемах. Дополнительную информацию мы черпаем из наблюдения за поведением клиента, тестирования и других средств (сны, рисунки, сочинения).

Необходимость психологического анамнеза не вызывает принципиальных возражений, хотя представители экзистенциальной ориентации больше исследуют современную жизненную ситуацию и не требуют от клиента столь детальных сведений о себе, как, например, психоаналитики.

Существуют различные схемы сбора психологического анамнеза. По одной из них выделяются три основных блока информации о клиенте:

Демографическая информация: возраст клиента; семейное положение; профессия; образование.

Актуальные проблемы и нарушения: возникновение, развитие и продолжительность затруднений; события в жизни, обусловленные возникновением, обострением и разрешением проблем; возраст, в котором возникли проблемы; изменение отношений личности (особенно к значимым людям), перемена интересов, ухудшение физического состояния (сон, аппетит), обусловленные возникновением проблем; непосредственная причина обращения клиента; предшествующие попытки разрешения проблем (самостоятельно или с помощью других специалистов) и результаты; употребление лекарств; семейный анамнез (особенно психические болезни, алкоголизм, наркомания, самоубийства).

Психосоциальный анамнез (значимые межличностные отношения):

раннее детство (обстоятельства и очередность рождения, основные воспитатели, отношения в семье); дошкольный период (рождение братьев и сестер, другие значительные события в семье, первые воспоминания); младший школьный возраст (успехи и неудачи в учебе, проблемы с учителями и ровесниками в школе, отношения в семье); отрочество и юность (отношения с ровесниками, лицами другого пола, родителями, успехи и неудачи в школе, идеалы и устремления); взрослый возраст (социальные отношения, удовлетворенность работой, браком, отношения в семье, половая жизнь, экономические условия жизни, утрата близких людей, возрастные изменения, употребление алкоголя, наркотиков, психологические и экзистенциальные кризисы, планы на будущее).

В каждом случае, конечно, не требуется информация в полном объеме; всегда надо руководствоваться критериями разумной необходимости. Эта схема скорее отражает важные этапы в жизни клиента, время возникновения и усугубления проблем, что облегчает ориентацию в ходе консультирования.

Как известно, A. Adler считает очередность рождения важным фактором в возникновении жизненных проблем.

Leary (1957) тоже предложил вариант схемы психологического анамнеза, предполагающий многоуровневую информацию. По этой схеме клиент должен оцениваться на основании:

информации о его социальном поведении;

информации по данным самооценки;

информации, получаемой при тестировании (ТАТ) и анализе сновидений;

информации о бессознательном (учет тематики, которая постоянно избегается);

информации о системе ценностей.

В основном данные анамнеза собираются во время беседы. Этот важнейший способ получения информации о клиенте имеет слабые стороны, поскольку он субъективен и не всегда достоверен. Не следует удивляться и тому, что два или более консультанта, разговаривая с одним и тем же клиентом, могут составить разное представление о нем и разойтись в выводах. Расхождение происходит по ряду причин, которые следует иметь в виду:

Консультанты могут по-разному опрашивать клиента и получить разную информацию. Следовательно, понимание клиента зависит от характера опроса.

Консультанты оказывают неодинаковое влияние на клиентов, поэтому могут получить различные ответы, даже задавая одни и те же вопросы.

Консультанты во время беседы фиксируют разные аспекты поведения клиента (никто не способен охватить все поведение), что обусловливает расхождение мнений о клиенте.

Даже имея сходную информацию, консультанты могут интерпретировать ее по-разному.




Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: