Понятие психологического диагноза относится к числу наименее разработанных в современной психологии. В практической психологии термин «диагноз получил распространение в предельно широком и неопределенном значении – как констатация количественной или качественной характеристики признака. Предпосылки иного, содержательного подхода к построению понятия психологического диагноза были намечены Л.С. Выготским, а затем развиты Д.Б. Элькониным, Л.А. Венгером, Н.Ф. Талызиной и др.
Психологический диагноз - заключение о состоянии и свойствах испытуемого на основании комплексного анализа отдельных показателей и характеристик. В качестве критериев установления психологического диагноза выступают следующие положения:
- психологический диагноз должен раскрывать специфические особенности, присущие данному человеку, упорядоченные в соответствии с их удельным весом в психосоматическом состоянии обследуемого;
- диагноз должен не ограничиваться констатацией наличного, а включать и причинно-следственные отношения возникновения симптомов и прогнозов;
- психологический диагноз должен быть представлен с помощью объясняющих понятий, опирающихся на описательный материал, характеризующий поведение человека в условиях исследования.
В психодиагностике термин «диагноз» употребляется в двух значениях. В широком смысле это углубленный и всесторонний анализ личности, направленный на выявление присущих ей качественно-количественных особенностей, связанный с раскрытием определенных причинно-следственных связей и, в конечном итоге, направленный на решение практических задач преодоления обнаруженных недостатков, обеспечения гармонического развития всех психических свойств данного человека. В узком смысле под психологическим диагнозом подразумевается выявление конкретных причин недостатков или отклонений в развитии с целью устранения этих причин путем соответствующих коррекционных воздействий психолого-педагогического характера.
Процесс постановки психологического диагноза может быть представлен как построение гипотезы, проверка гипотезы и получение определенного обобщения:
- констатация определенного неблагополучия в деятельности или поведении данного ребенка;
- осознание возможных его причин;
- анализ конкретных особенностей данного случая и выдвижение рабочей гипотезы о наиболее вероятной его причине;
- сбор дополнительной информации, необходимой для проверки гипотезы;
- проверка предположения путем анализа всей совокупности имеющихся данных.
Психологический диагноз — конечный результат деятельности психолога, направленной на описание и выяснение сущности индивидуально-психологических особенностей личности с целью оценки их актуального состояния, прогноза дальнейшего развития и разработки рекомендации, определяемых задачей психодиагностического обследования. Медицинское понимание диагноза, прочно связывающее его с болезнью, отклонением от нормы, отразилось и на определении этого понятия в психологии. В таком осмыслении психологический диагноз — это всегда выявление скрытой причины обнаружившегося неблагополучия. Подобные взгляды (например, в работах С. Розерцвейга) приводят к неправомерному сужению предмета психологического диагноза, из него выпадает все то, что связано с выявлением и учетом индивидуально-психологических различий в норме. Психологический диагноз не ограничивается констатацией, а необходимо включает предвидение и выработку рекомендаций, вытекающих из анализа всей совокупности данных, полученных в ходе обследования в соответствии с его задачами. Предмет психологического диагноза — установление индивидуально-психологических различий как в норме, так и в патологии. Важнейшим элементом психологического диагноза является необходимость выяснения в каждом отдельном случае того, почему данные проявления обнаруживаются в поведении обследуемого, каковы их причины и следствия.
Важнейшим элементом психологического диагноза является необходимость выяснения в каждом конкретном случае того, почему данные проявления обнаруживаются в поведении клиента, каковы их причины и следствия.
Постановка психологического диагноза должна основываться на критическом и осторожном истолковывании данных, полученных из разных источников. Кроме того, психологу крайне важно иметь представление о границах своей профессиональной компетенции. В тех случаях, когда у психолога возникают подозрения о патопсихологическом или дефектологическом характере выявленных нарушений, не следует пытаться самостоятельно поставить диагноз. В таковых случаях необходимо в тактичной форме рекомендовать обратиться в соответствующие учреждения, к специалистам соответствующего профиля.
Таким образом, психологический диагноз должен ставиться психологом в строгом соответствии с профессиональной компетенцией и на том уровне, на котором можно осуществить психологическую коррекцию или другую психологическую помощь.
Из определения психологического диагноза следует, что формулировка диагноза обязательно должна содержать и прогноз - предсказание на основе осуществленного. Прогноз необходимо осуществлять в двух направлениях: при условии, если с клиентом будет своевременно проведена необходимая работа, и при условии, если такой работы с ним своевременно не будет проведено.
Работа психолога-консультанта по глубинному проникновению в установление сущности индивидуально-психологических особенностей клиента и причин их возникновения в каждом случае обязательно должна приводить к выработке конкретных рекомендаций. Еще раз подчеркнем, что рекомендации, которые предлагает психолог-консультант клиенту должны быть конкретными и понятными ему.
По характеру проработанности психологическое заключение подразделяется на два вида: первичное и итоговое, уточненное. По аналогии с медицинскими вариантами первичного и уточненного диагноза вначале формулируется только первичное заключение, после обработки всего комплекса данных – итоговое.
Итоговое психологическое заключение является либо конечным этапом диагностического процесса деятельности психолога, либо только составной частью общего заключения «диагноза» в том, например, случае, когда психологическое исследование проведено для уточнения клинико-психологической структуры нарушения. Диагноз выставляется врачом (детским психиатром или невропатологом) при совместном обсуждении полученных результатов с психологом.
Выделение вариантов психологического заключения в известной степени условно, поскольку итоговое психологическое заключение при любом повторном обследовании или обращении клиента переходит в разряд первичного уточненного. Психологическая реальность не является в полном объеме стабильной и неизменной. Даже при олигофрении, благодаря правильной коррекционно-воспитательной работе с ребенком, имеют место положительные сдвиги.
Психологическое заключение должно быть кратким, но по возможности наиболее полно отражать характер выявленных нарушений применительно к целям обследования.
Психологическое заключение может быть написано и в свободной форме, однако использование различных схем заключения, как показывает практика, объективирует и унифицирует работу психолога, помогая выделять ключевые факты среди полученных, дифференцировать существенное и второстепенное. Варианты схемы заключения разработаны различными авторами. Рассмотрим схему, предложенную М.М. и Н.Я. Семаго.
А. Общая часть заключения
Основные паспортные данные ребенка.
Основные жалобы родителей, педагогов, других лиц, сопровождавших ребенка на консультацию.
Наиболее важные анамнестические данные.
Специфика внешности и поведения ребенка в процессе обследования, в том числе его эмоциональное реагирование, общая мотивация, отношение к обследованию (критичность и адекватность).
Сформированность регуляторных функций.
Общая оценка операциональных характеристик деятельности в различные моменты обследования (в том числе и ее динамический аспект).
Особенности развития различных компонентов когнитивной сферы.
Характеристики эмоционально-личностной сферы, включая межличностные отношения.
Б. Специальная часть
Психологический диагноз.
Вероятностный прогноз развития.
Рекомендации по дальнейшему сопровождению ребенка.