ЗНАЧЕНИЕ МОТИВАЦИИ ДОСТИЖЕНИЙ В ОБУЧЕНИИ




Успех в учении зависит от следующих психологических факторов:

- мотивации учебной деятельности;

- произвольности познавательных процессов (восприятия, внимания, воображения, памяти, мышления и речи);

- наличия у обучаемого необходимых волевых и ряда других качеств личности (настойчивости, целеустремленности, ответственности, дисциплинированности, сознательности и др.)[4].

Мотивация достижений, как личностная характеристика, также не может не оказывать влияния на успешность учебной деятельности.

Учащиеся, стремящиеся к успеху, в школе обычно активны, инициативны. В основе их активности лежит потребность в достижении успеха. Если встречаются препятствия, они мобилизируют и психологические и физиологические ресурсы, полностью сосредотачивают свое внимание на выполнении работы, проявляют настойчивость. Неудивительно, что они чаще всего являются победителями. Школьники, которые стремятся избежать неудачи, не уверены в себе, не получают удовольствия от работы, выполняют ее только чтобы избежать наказания (например не получить «2»).

Стремящиеся к успеху правильно оценивают свои возможности, предпочитают задания средней или слегка повышенной трудности, которые соответствуют их знаниям, умениям, навыкам и способностям. Если у них что-то не получается, то они вновь и вновь возвращаются к нерешенной задаче, так как их интерес только возрастает. Лучших результатов добиваются именно после неудачи. В отличие от тех, кто этой неудачи боится. Стремящиеся избежать неприятностей, как правило, ставят выбирают задания или слишком легкие, или слишком трудные, ввиду неадекватных самооценки и уровня притязаний. В результате, от сложной работы они быстро отказываются, интерес к ее выполнению падает. Слишком простая работа им тоже быстро надоедает. Лучших результатов они добиваются после успеха.

По разному учащиеся относятся и к результату своего труда. Стремящиеся к успеху, считают его результатом собственных усилий и способностей. Предъявляя повышенные требования к себе и стремясь совершенствоваться, они всегда требуют достоверной информации о своей деятельности, не боятся критики. Внимательно слушают и в следующий раз стараются не допускать подобных ошибок. Те же, кто ориентирован на избежание неудачи, успех считают случайным стечением обстоятельств, объясняют его везением или внешними факторами, уклоняются от разбора ошибок. При неудаче расстраиваются. Отрицательные эмоции мешают появлению желания что-то изменить.

Таким образом, анализируя психолого-педагогическую литературу, мы приходим к выводу, что ориентация на успех способствует более успешному обучению. Проверим это в практической части нашей работы.

 

 

II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СВЯЗИ ДОМИНИРУЮЩЕГО ТИПА МОТИВАЦИИ И УСПЕХА В УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Организация исследования. Анализ результатов

Исследование проводилось на базе БОУ СПО ВО «Великоустюгский гуманитарно-педагогический колледж» в декабре 2011 г. В исследовании принимало участие 19 студентов 2 –х курсов. Возрастная граница 16 – 18 лет. Выбор данного возрастного этапа обусловлен способностью лиц юношеского возраста осознанно и целенаправленно заниматься самопознанием и самосовершенствованием.

Для проверки гипотезы о том, что характер мотивации достижений влияет на успешность учебной деятельности, были использованы следующие методы:

- тест-опросник А. Мехрабиана;

- анализ ведомостей успеваемости за 3 семестра.

С помощью методики А. Мехрабиана изучался доминирующий тип мотивации. Описание методического инструментария теста и бланки с ответами респондентов представлены в приложении №1 данной работы.

Количественные результаты мы представили в виде таблицы.

 

Таблица № 1 Результаты теста-опросника А. Мехрабиана

№№ респондента Количественный показатель
1.  
2.  
3.  
4.  
5.  
6.  
7.  
8.  
9.  
10.  
11.  
12.  
13.  
14.  
15.  
16.  
17.  
18.  
19.  

 

Интерпретируя полученные данные, надо учитывать, что баллы от 15 до 210 свидетельствуют о доминировании мотивации стремления к успеху; 76 – 164 – о доминировании мотивации избегания неудачи; 30 – 75 – свидетельствуют о несформированности доминирующего типа мотивации.

Как видно из таблицы, в группе респондентов 100%-ное преобладание мотивации избегания неудачи. Нужно отметить, что и в целом статистика показывает, что людей с доминирующим мотивом стремления к успеху гораздо меньше. Тем не менее, мы продолжим исследование и сопоставим успеваемость респондентов и баллы, набранные при выполнении этой методики.

Проанализировав ведомости успеваемости группы за 3 семестра, мы высчитали средний балл успеваемости участников эксперимента и включили в вышеприведенную таблицу еще один столбик (балл успеваемости).

 

Таблица № 2 Сравнительный анализ успеваемости и доминирующего типа мотивации

№№ респондента Количественный показатель Балл успеваемости
1.   4,5
2.   4,4
3.   3,4
4.   3,2
5. 135 3,1
6. 135 3,1
7.   3,7
8.   4,1
9.   3,3
10.   3,2
11.   4,2
12.   3,8
13.   3,4
14.   3,3
15.   3,3
16.   4,6
17.   3,8
18.   3,2
19. 60 3,1

Если учесть, что среднее значение баллов 76 – 164 (избежание неудачи) составляет 120 баллов и связать успеваемость студентов, имеющих более высокий балл, то можно сделать следующий вывод. Мотивация респондентов, имеющих высокую успеваемость, таких как: 1, 2, 8, 11, в большинстве случаев сильнее направлена на достижение успеха, нежели у респондентов с низкой успеваемостью: 5, 6, 19. А это значит, что мотивация на достижение успеха, все таки, влияет и на успешность в учебной деятельности. Но не стоит забывать, что на успешность обучения влияет не только внутренняя мотивация, но и внешние факторы. НАПРИМЕР!!! Поэтому респондент 16, например, имеет высокую успеваемость, но сравнительно низкую мотивацию к достижению успеха.

Что же способствует формированию мотивации стремления к успеху? Постараемся ответить на этот вопрос в следующей главе.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: