МОТИВАЦИЯ ДОСТИЖЕНИЙ
Исследовательская работа
По психологии
студентки 3 курса
специальности 050704
Преподавание в начальных
классах
Тюлиной Софьи Владимировны
Научный руководитель: Гурьева
Светлана Николаевна
Великий Устюг
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение ……………………………………………………………… 3Глава 1. Теоретические основы изучения мотивации достижений…….4
1.1. Суть и значение теории…………………………………………..4
1.2. Сравнительная характеристика людей двух типов мотивации достижений…………………………………………………………………6
1.3. Значение мотивации в обучении………………...………………6
Глава 2. Экспериментальное исследование связи доминирующего типа мотивации и успеха в учебной деятельности…...………...………..9
2.1. Организация исследования. Анализ результатов………………9
2.2. Условия формирования мотивации достижений……………...10
Заключение …………………………..………………………...……12
Список литературы …………………………………………...……13
Приложения
ВВЕДЕНИЕ
Современная политическая и экономическая ситуация в России ставит человека в такие условия, при которых достижение определенных жизненных высот напрямую зависит от собственных амбиций (потребностно-мотивационной сферы) и прилагаемых усилий. При этом психологи утверждают, что судьба человека и его положение в обществе во многом зависят от доминирования у него мотивации стремления к успеху или избегания неудачи. Замечено, что люди, у которых сильнее выражено стремление к достижению успеха добиваются в жизни большего, чем те, у кого это стремление выражено слабо или вовсе отсутствует. С чем же это связано? Попробуем разобраться в данном вопросе.
|
Целью нашего исследования является определение личностных особенностей людей двух моделей поведения: мотивированных на успех или избегающих неудач.
Объект исследования – мотивационно-потребностная сфера личности.
Объектная область – психология.
Предметом изучения является определение влияния типа мотивации достижений на успешность в учебной деятельности.
Анализ теоретических источников позволил нам сформулировать гипотезу, заключающуюся в том, что характер мотивации достижений определяет успешность в учебной деятельности.
Цель и гипотеза исследования определили его основные задачи:
1) провести теоретический анализ литературы по проблеме исследования;
2) диагностировать типы мотивации достижений в группе студентов 2 курса колледжа;
3) высчитать средний балл успеваемости респондентов;
4) проанализировать связь между доминирующим типом мотивации и успешностью в учебной деятельности;
5) сформулировать условия формирования мотива стремления к успеху.
Все выше изложенное обусловило применение в данном исследовании следующих взаимодополняющих методов:
- контент-анализ;
- психодиагностическая методика: тест-опросник А. Мехрабиана;
- анализ документации;
- метод анализа и интерпретации получены результатов.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫИЗУЧЕНИЯ МОТИВАЦИИ
СУТЬ И ЗНАЧЕНИЕ ТЕОРИИ
От того, успешен ли человек в жизни, зависят его социальное положение, уважение окружающих, самооценка и личное счастье. Существует две точки зрения на причины успешности. Первая – это удача, подарок судьбы. Вторая – огромная работа, в результате которой человек добивается успеха. Какая из двух точек зрения верна? Вопрос риторический.
|
Группой американских психологов Дэвидом Мак-Клелландом, Джоном Уильямом Аткинсоном и немецким психологом Хайнцем Хекхаузеном была разработана теория под названием «Мотивация достижений».
Исследования, проводимые ими с середины прошлого века, выявили, что существуют две формы мотивации: стремление добиться успеха и боязнь потерпеть неудачу. Каждый человек в разных ситуациях может руководствоваться как одним, так и другим мотивом, но каким-то чаще, а каким-то реже. Широко распространено представление о том, что мотивация стремления к успеху делает человека более уверенным, а, следовательно, он добивается лучших результатов. Как же она формируется?
Исследования психологов показывают, что стремление к успеху у детей появляется в тех семьях, где родители постепенно увеличивают уровень своих требований к детям и одновременно ненавязчиво оказывают им помощь и поддержку, а также отличаются теплотой в общении с ними. И, наоборот, в семьях, где родители либо игнорируют своих детей, либо безразличны к ним, или осуществляют директивную опеку, строгий надзор над ними, у детей, как правило, доминирующим становится стремление избежать неудачи и, как следствие, формируется низкий уровень мотивации в целом.
В психолого-педагогической литературе также можно найти предположение о том, что мотивация достижения (выражающаяся в стремлении к успеху в деятельности) является следствием невротического детского конфликта, когда ребенок, желая добиться любви матери, стремится во всем превзойти отца. Вполне естественно, что такие представления относительно источников формирования амбиций человека и мотивации достижения фактически ограничивают возможности целенаправленного формирования этих черт в более позднем возрасте[5].
|
Поскольку изначально преобладавшее определение мотива достижения как «стремления к повышению уровня собственных возможностей» не объясняло определенных особенностей развития, были введены конкретные мотивационные переменные, устанавливающие взаимосвязь между деятельностью и мотивом достижения. Это:
1) личностные стандарты (оценка субъективной вероятности успеха, субъективной трудности задачи и т. д.);
2) привлекательность самооценки (привлекательность для индивида личного успеха или неудачи в данной деятельности);
3) индивидуальные предпочтения типа атрибуции (приписывание ответственности за успех или неудачу себе или окружающим обстоятельством)[5].
В соответствии с этими переменными можно охарактеризовать людей с разными типами мотивации достижений.
СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЛЮДЕЙ ДВУХ ТИПОВ МОТИВАЦИИ ДОСТИЖЕНИЙ
Аспект жизни и психики | Мотив избегания неудач | Мотив стремления к успеху |
Отношение к престижу | Престиж имеет большее значение, чем успех | Достижение успеха важнее престижа |
Самооценка | Неадекватная (завышенная или заниженная) | Адекватная |
Степень сложности поставленных задач | Слишком лёгкие либо чересчур сложные задачи | Задачи средней или слегка повышенной степени трудности |
Ожидание успеха | Предпочитают малое, но быстрое вознаграждение | Выбирают большое, но отсроченное вознаграждение |
Причиной успеха считают | Удачу, случайное стечение обстоятельств (внешние факторы) | Имеющиеся способности (внутренние факторы) |
Интерес к цели после неудачи | Падает | Возрастает |
Отношение к критике | Не выносят критики | Стараются получить правильную информацию о результате своей деятельности |
Доминирующий взгляд на жизнь | Пессимизм | Реализм, оптимизм |
Люди, мотивированные на успех, более довольны своей жизнью, нежели настроенные на избегание неудач. Такие люди – бойцы. Они готовы спорить с судьбой и добиваться своих целей. Замечено, что цели постепенно усложняются, человек развивается и добивается всё больших успехов.
Мотивированные же на избегание неудач при постановке слишком сложных целей и их невыполнении, опускают руки. Постепенно цели становятся всё проще. Человек не развивается, а в некоторых случаях деградирует, поскольку развитие человека заложено природой. Такие люди досадуют на судьбу, часто верят в приметы и гороскопы. Они воспринимают жизнь как «бесконечно движущийся поток», с которым невозможно бороться.
Таким образом, тип мотивации влияет на успешность личности в жизни. В частности, на успех в учебной деятельности.