Условия формирования мотивации достижений




Неудачниками не рождаются. Большинство исследований доказывает, что мотивация достижения успеха – это чисто социальный, т. е. приобретенный мотив. На его формирование влияет множество внешних факторов и условий:

- адекватные самооценка и уровень притязаний;

- переживание ситуации успеха;

- побуждение к достижению успеха со стороны значимых взрослых;

- возможность проявления самостоятельности;

- условия состязательности и др.

Американский психолог Мак-Клелланд предложил следующий метод для повышения мотивации стремиться к достижениям. В центре несколько принципов, один из которых состоит в том, чтобы принимать умеренный риск. Это означает, что следует избегать как верного успеха, так и верной неудачи. Для осуществления этого принципа учителя должны соблюдать два следующих условия:

• Учащимся надо позволить самим выбирать себе задания (или свой собственный уровень трудности в пределах заданий).

• Последствия неудачи не должны быть суровыми для учащихся[5].

Получается, что учителям нужно создавать учебные ситуации, где присутствует выбор, но в то же время сводить к минимуму последствия этого для самих учеников, чтобы они смогли научиться самостоятельно делать мотивированный выбор степени сложности задания.

Следует научить детей не приписывать свои неудачи и успехи каким-то внешним силам. Для этого, прежде всего, нужно воспитать в учащихся чувство ответственности за свои поступки. Для этого следует давать учащимся возможность самим выполнять задания и не наказывать их сурово в случае неудач.

Немалую роль играет атмосфера и тёплое общение между учеником и учителем.

Д. Мак-Клелланд, анализируя условия формирования мотивации достижения, объединил основные формирующие влияния в четыре группы:

1. Формирование синдрома достижения (стремление к успеху выше стремления избегать неудачи).

2. Самоанализ.

3. Формирование стремления и навыков ставить перед собой высокие, но адекватные цели.

4. Межличностная поддержка[5].

Каждая из этих групп состояла, в свою очередь, из совокупности более конкретных влияний.

Формировать синдром достижений можно через привлечение обучающихся к участию в различных конкурсах, олимпиадах, конференциях, соревнованиях и т.д. Рефлексия при этом будет способствовать формированию адекватной самооценки, а, соответственно и навыков правильно определять цели и задачи своей деятельности.

А для этого особенно важно знать типы доминирующей мотивации, учитывать этот факт в учебно-воспитательной работе, способствовать самосовершенствованию обучающегося.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Успех и неудача являются такими психологическими факторами нашей жизни, которые необходимо тщательно изучать. Знания о психологии успеха и неудачи крайне необходимы врачам, педагогам и особенно практическим психологам. Выбор данной темы не случаен: автор обучается в педагогическом колледже, получая специальность учителя начальных классов с дополнительной подготовкой в области психологии. Кроме того, данное исследование имеет и личностно значимый смысл.

В теоретической части работы мы рассмотрели понятие мотивации достижений, которая выражается в потребности преодолевать препятствия и добиваться высоких показателей в учебной деятельности, труде, самосовершенствоваться, соперничать с другими и опережать их, реализовывать свои таланты и тем самым повышать самоуважение.

У человека есть два различных мотива, функционально связанных с деятельностью, направленной на достижение успеха: ожидание успеха и стремление избежать неудач. Доминирование одного из мотивов определяет цели, которые ставит перед собой человек, усилия, которые он предпринимает, для их достижения и отношение к результату своей деятельности.

Практическая часть работы представляет собой экспериментальное исследование, которое проводилось в группе студентов 2 курса. Выбор именно этого возраста связан с формированием самосознания, мировоззрения. Юноши уже способны целенаправленно заниматься самопознанием и изменяться в лучшую сторону. Диагностическая методика А Мехрабиана позволила нам выявить учащихся с более высоким уровнем мотивации к успеху. Анализ ведомостей успеваемости и сравнение его с полученными количественными показателями, позволило сделать следующий вывод: чем выше стремление к достижению успеха, тем выше успеваемость в учебной деятельности.

Таким образом, мы считаем, что гипотеза нашей работы полностью подтвердилась.

В учебной деятельности ориентация на успех имеет большое значение для достижения высоких результатов. Однако, нам хотелось бы обратить внимание и на спорные вопросы, с которыми мы столкнулись исследуя данную тему.

На первый взгляд, при сравнении двух типов мотиваций, может показаться, что стратегия достижения успеха более привлекательна. Но, как показывает практика, оба типа мотивации имеют свои положительные и отрицательные стороны. Например, некоторые люди настолько серьезно настроены на достижение цели, что даже не задумываются о проблемах, которые могут встать на их пути. Подобное мышление характерно, например, для молодых начинающих предпринимателей. Другая крайность - люди, чья мотивация избегания неудач настолько сильна, что они слишком испуганы, чтобы предпринять какую-нибудь попытку совершить действие.

Не стоит однозначно воспринимать одну мотивацию положительно, другую отрицательно. Как это часто бывает – «любая палка о двух концах».У каждой направленности свои плюсы и свои минусы. В разных условиях при решении разных задач эффективнее использовать ту или иную мотивацию.

Кроме того, некоторые смешивают понятие успешность и успеваемость. Эти два слова близки по значению, их связывает общий корень. Но успешность – свойство человека, характеризующее его как преуспевающего в жизни. А успеваемость – степень успешности в обучении и усвоении знаний. Но далеко не всегда ученик с высокой успеваемостью является успешным.

Результаты нашего исследования позволяют выявить причины низкой успеваемости некоторых респондентов и скрытые страхи неудач у респондентов с высокой успеваемостью. Первый шаг к решению проблемы – доказательство наличия этой проблемы. Повышение стремления к успеху «слабых» студентов автоматически повысит и их успеваемость. А более высокий уровень мотивации достижения успеха «сильных» студентов поможет преодолеть страхи, ведь страх – это стресс, а он разрушителен. Сотрудничество с классным руководителем группы участников эксперимента, его знакомство с результатами исследования и их учет в учебно-воспитательной работе и составляет практическую значимость работы.

В качестве перспективы работы мы ставим перед собой задачу увеличить выборку исследования, что подтвердит его надежность. А кроме этого, разработать практические занятия и рекомендации непосредственно самим студентам.

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

1. https://www.moluch.ru/archive/32/3664/

2. Головин С.Ю. Словарь психолога-практика – Минск, 2001.

3. Фрэнкин Р. Мотивация поведения. – СПб., 2003.

4. Хрестоматия. Тревога и тревожность. / Под ред. В.М. Астапова. – СПб., 2001.

5. Психологическая диагностика. / Под ред. М.К. Акимовой, К.М. Гуревича. – СПб., 2003.

6. Стресс и тревога в спорте. /Сост. Ю.Ханин,. – М.,1983.

ПРИЛОЖЕНИЕ № 1

(Методический инструментарий матодики

А. Мехрабиана; бланки с ответами респондентов)

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: