Совокупность нормативных и учебно-методических документов, регламентирующих процесс по подготовке специалистов, представляет собой проект образовательного процесса. Качественная разработка и последующее постоянное совершенствование нормативной и учебно-методической документации является составной частью задачи создания оптимального комплексного учебно-методического обеспечения образовательного процесса по учебным дисциплинам. Учебно-методическая и нормативная документация, используемая в образовательном процессе, классифицируется по познавательной информации. К нормативной учебно-методической документации, отражающей содержание учебного процесса, относятся:
- ФГОС СПО;
- ОПОП (базисный учебный план; рабочий учебный план; график учебного процесса; примерная программа учебной дисциплины, модуля или практики; рабочая программа учебной дисциплины, модуля или практики и др.)
- педагогическая нагрузка (поручение преподавателя);
- технологическая карта учебного занятия;
- индивидуальный план повышения деловой квалификации.
- фонд оценочных средств (контрольно-измерительные материалы (КИМ) или контрольно-оценочные средства (КОС), которые оценивают знания, умения и освоенные компетенции.
Педагогическая нагрузка (поручение преподавателя) – это документ, в котором указано количество учебных часов отведенных на изучение дисциплины по семестрам, утверждается зам. директора по учебной работе.
Примерная программа учебной дисциплины - это документ, используемый при подготовке рабочей программы и учитывающей Государственные требования к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по конкретной учебной дисциплине или производственной практике.
|
Рабочая программа учебной дисциплины - это документ, предназначенный для реализации требований к содержания и уровню подготовки студентов по конкретной учебной дисциплине рабочего плана образовательного учреждения, составленный на основе примерной рабочей программы учебной дисциплины, и графика учебного процесса, в котором зафиксированы: распределение учебного материала по дидактическим единицам и времени, необходимого на их изучение, задания студентам на самостоятельную внеаудиторную работу. Рабочая программа включает: пояснительную записку; тематический план дисциплины; содержание разделов и тем; перечень, содержание и продолжительность выполнения лабораторных и практических занятий; тематический план и содержание курсового проекта (работы); контрольные вопросы по дисциплине; темы рефератов и докладов; критерии оценки выполнения работ; содержание самостоятельной (внеаудиторной) работы; список литературы и средств обучения. Разрабатывается преподавателем в соответствии с рекомендациями по разработке рабочих программ, подлежит обязательному (внешнему или в данном учреждении) рецензированию, рассматривается на заседании предметной (цикловой) комиссии и утверждается заместителем директора по учебной работе.
Технологическая карта учебного занятия - это план учебного занятия - документ, разрабатываемый преподавателем на каждое учебное занятие для обеспечения эффективной реализации содержания образования, целей обучения, воспитания и развития студентов, формирования у них прочных знаний, умений и навыков отражающий тему, цели, вид, этапы и ход занятия с описанием форм, методов и средств обучения и продолжительности каждой части занятия.
|
Для качественной подготовки специалистов преподавателю необходимо подготовить:
- задания обязательных контрольных работ.
В случае, когда учебным планом предусмотрено проведение обязательных контрольных работ, преподаватель разрабатывает задания по вариантам, которые рассматриваются и одобряются на заседании предметной (цикловой) комиссии;
- задания для курсового или дипломного проектирования, расчётно-графических работ - разрабатываются преподавателем, рассматриваются и одобряются на заседании предметной (цикловой) комиссии;
- методические указания по выполнению курсовых или дипломных работ, расчётно-графических, лабораторных и практических занятий — разрабатываются преподавателем, рецензируются, рассматриваются и одобряются на заседании предметной (цикловой) комиссии;
- экзаменационные билеты — составляются в соответствии с контрольными вопросами по дисциплине или МДК, отражёнными в рабочей программе; разрабатываются преподавателем, рассматриваются на заседании предметной (цикловой) комиссии и утверждаются заместителем директора по учебной работе.
Учебная документация содержит также задания по вариантам для проведения всех видов текущего контроля знаний (контрольные работы по темам или разделам, технические диктанты, тесты и др.), методические указания по изучению отдельной темы, выполнению контрольных работ, решению типовых задач, подготовке докладов и рефератов и т.д.