ПРОБЛЕМА СООТНОШЕНИЯ РАЗВИТИЯ И ОБУЧЕНИЯ




СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА НАУЧЕНИЯ И УЧЕНИЯ

КРИТЕРИЙ НАУЧЕНИЕ УЧЕНИЕ
Наличие цели по усвоению информации нет да
Степень осознанности освоенной информации низкая высокая (однако это существенно зависит от системы обучения)
Возможность передачи полученных знаний низкая, сложность вербализации высокая
Степень осознанности способа получения знаний низкая высокая (при развивающем обучении)
Прочность сохранения информации различная различная
Гарантированность результата («усвоения» культурно-исторического опыта) результат не гарантирован результативность зависит от грамотности методики обучения (того, в какой мере была задействована собственная активность человека (учащегося)
Управляемость извне (взрослым - педагогом) взрослый в незначительной степени может управлять процессом научения взрослый активно организует процесс обучения и может им управлять.

 

ХАРАКТЕРИСТИКА НАУЧЕНИЯ И УЧЕНИЯ НА РАЗНЫХ ВОЗРАСТНЫХ ЭТАПАХ

Возраст Характеристика научения / учения
Младенчество, ранний возраст (1,5 мес – 3 года) Единственная форма присвоения новой информации. значит, что усвоение информации происходит в процессе ведущей для данного возраста деятельности (общения со взрослыми и предметной деятельности)
Дошкольный возраст 3 – 6(7) отдельные моменты учения: это становится возможным благодаря становлению произвольности поведения и появлению способности ребенка произвольно управлять своими психическими процессами. Например, в старшем дошкольном возрасте (5-6 лет) совершается переход от непроизвольной памяти к начальным этапам произвольного запоминания и припоминания. При этом происходит дифференциация особого рода действий, соответствующих целям запомнить, припомнить, которые ставятся перед детьми.Но научение остается основной формой присвоения культурно-исторического опыта. Наиболее эффективно дети присваивают информацию в ходе сюжетно-ролевой игры как ведущей деятельности
Младший школьный возраст 6(7) – 10(11) Происходит переход от игровых форм организации обучения (т.е. научения) к организации собственной активности ребенка по присвоению культуно-исторического опыта – т.е. учения
Подростковый возраст 10(11) – 14(15) Ребенок должен стать самостоятельным субъектом учебной деятельности (В.В. Давыдов, Г.А. Цукерман).  
Последующие возрастные этапы Обучение предполагает способность человека самостоятельно организовывать свою активность по поиску и осмыслению информации.

 

 

 

ПРОБЛЕМА СООТНОШЕНИЯ РАЗВИТИЯ И ОБУЧЕНИЯ

 

В психологии сложилось несколько различных подходов к пониманию сути развития и влияния обучения на процессы развития:

· Теории биогенетические (теория конвергенции двух факторов)

· Теории социогенетические

· Теория конвергенции двух факторов – некоторые авторы выделяют ее как самостоятельное направление, но, по сути, автор данной теории В. Штерн признавал приоритет наследственности, следовательно, его теория может быть отнесена к биогенетическому направлению.

· В современной психологии установилось иное понимание сущности психического развития, которое базируется на философском понимании развития как процесса закономерных направленных и необратимых изменений психики.

Л.С. Выготский: «обучение не плетётся в хвосте развития, а ведёт его за собой», «обучение идёт впереди развития, продвигая его дальше и вызывая в нём новообразования». При этом Л.С. Выготский отметил, что развитие ребёнка «не совпадает с ходом самого образовательного процесса и имеет свою внутреннюю логику, связанную, но не растворяющуюся в динамике школьного обучения».

 

Понятия "научение" и "обучение" могут быть использованы по отношению и к животным, и к человеку, в отличие от понятия "учение"

Л.С. Выготским была разработана и концепция о зоне ближайшего развития. Основной постулат концепции состоит в том, что ребёнок является самостоятельным субъектом деятельности, активно взаимодействующим с внешней средой. Задача обучение – создать такие условия среды, которые обеспечивают максимально прогрессивное взаимодействие. Л.С. Выготский выделяет два уровня развития:

- Зона актуального развития – уровень психического развития, позволяющий ребёнку осуществлять полностью самостоятельные действия.

- Зона ближайшего развития – область несозревших, но созревающих процессов; уровень активности психических свойств, позволяющий осуществить действия с помощью взрослых. Эта помощь собственно и есть обучение.

 

 

Обученность - результат обучаемости (совокупность всех характеристик психического развития, которые есть результат предыдущегообучения, уровень актуального развития)

«Восприимчивость ученика к усвоению новых знаний и новых способов их добывания, а также готовность к переходу на новые уровни умственного развития» (А.К. Маркова)

 

 

 

Обучаемость - способность к присвоению социокультурного опыта (основной показатель готовности к учению; ЗБР)

«Совокупность индивидуальных свойств человека, от которых при наличии и относительном равенстве других необходимых условий (исходного минимума знаний, положительного отношения к учению и т.д.) зависит продуктивность УД» (З.И.Калмыкова)

 

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: