СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА НАУЧЕНИЯ И УЧЕНИЯ
КРИТЕРИЙ | НАУЧЕНИЕ | УЧЕНИЕ |
Наличие цели по усвоению информации | нет | да |
Степень осознанности освоенной информации | низкая | высокая (однако это существенно зависит от системы обучения) |
Возможность передачи полученных знаний | низкая, сложность вербализации | высокая |
Степень осознанности способа получения знаний | низкая | высокая (при развивающем обучении) |
Прочность сохранения информации | различная | различная |
Гарантированность результата («усвоения» культурно-исторического опыта) | результат не гарантирован | результативность зависит от грамотности методики обучения (того, в какой мере была задействована собственная активность человека (учащегося) |
Управляемость извне (взрослым - педагогом) | взрослый в незначительной степени может управлять процессом научения | взрослый активно организует процесс обучения и может им управлять. |
ХАРАКТЕРИСТИКА НАУЧЕНИЯ И УЧЕНИЯ НА РАЗНЫХ ВОЗРАСТНЫХ ЭТАПАХ
Возраст | Характеристика научения / учения |
Младенчество, ранний возраст (1,5 мес – 3 года) | Единственная форма присвоения новой информации. значит, что усвоение информации происходит в процессе ведущей для данного возраста деятельности (общения со взрослыми и предметной деятельности) |
Дошкольный возраст 3 – 6(7) | отдельные моменты учения: это становится возможным благодаря становлению произвольности поведения и появлению способности ребенка произвольно управлять своими психическими процессами. Например, в старшем дошкольном возрасте (5-6 лет) совершается переход от непроизвольной памяти к начальным этапам произвольного запоминания и припоминания. При этом происходит дифференциация особого рода действий, соответствующих целям запомнить, припомнить, которые ставятся перед детьми.Но научение остается основной формой присвоения культурно-исторического опыта. Наиболее эффективно дети присваивают информацию в ходе сюжетно-ролевой игры как ведущей деятельности |
Младший школьный возраст 6(7) – 10(11) | Происходит переход от игровых форм организации обучения (т.е. научения) к организации собственной активности ребенка по присвоению культуно-исторического опыта – т.е. учения |
Подростковый возраст 10(11) – 14(15) | Ребенок должен стать самостоятельным субъектом учебной деятельности (В.В. Давыдов, Г.А. Цукерман). |
Последующие возрастные этапы | Обучение предполагает способность человека самостоятельно организовывать свою активность по поиску и осмыслению информации. |
ПРОБЛЕМА СООТНОШЕНИЯ РАЗВИТИЯ И ОБУЧЕНИЯ
В психологии сложилось несколько различных подходов к пониманию сути развития и влияния обучения на процессы развития:
· Теории биогенетические (теория конвергенции двух факторов)
· Теории социогенетические
· Теория конвергенции двух факторов – некоторые авторы выделяют ее как самостоятельное направление, но, по сути, автор данной теории В. Штерн признавал приоритет наследственности, следовательно, его теория может быть отнесена к биогенетическому направлению.
· В современной психологии установилось иное понимание сущности психического развития, которое базируется на философском понимании развития как процесса закономерных направленных и необратимых изменений психики.
Л.С. Выготский: «обучение не плетётся в хвосте развития, а ведёт его за собой», «обучение идёт впереди развития, продвигая его дальше и вызывая в нём новообразования». При этом Л.С. Выготский отметил, что развитие ребёнка «не совпадает с ходом самого образовательного процесса и имеет свою внутреннюю логику, связанную, но не растворяющуюся в динамике школьного обучения».
Понятия "научение" и "обучение" могут быть использованы по отношению и к животным, и к человеку, в отличие от понятия "учение"
Л.С. Выготским была разработана и концепция о зоне ближайшего развития. Основной постулат концепции состоит в том, что ребёнок является самостоятельным субъектом деятельности, активно взаимодействующим с внешней средой. Задача обучение – создать такие условия среды, которые обеспечивают максимально прогрессивное взаимодействие. Л.С. Выготский выделяет два уровня развития:
- Зона актуального развития – уровень психического развития, позволяющий ребёнку осуществлять полностью самостоятельные действия.
- Зона ближайшего развития – область несозревших, но созревающих процессов; уровень активности психических свойств, позволяющий осуществить действия с помощью взрослых. Эта помощь собственно и есть обучение.
Обученность - результат обучаемости (совокупность всех характеристик психического развития, которые есть результат предыдущегообучения, уровень актуального развития)
«Восприимчивость ученика к усвоению новых знаний и новых способов их добывания, а также готовность к переходу на новые уровни умственного развития» (А.К. Маркова)
Обучаемость - способность к присвоению социокультурного опыта (основной показатель готовности к учению; ЗБР)
«Совокупность индивидуальных свойств человека, от которых при наличии и относительном равенстве других необходимых условий (исходного минимума знаний, положительного отношения к учению и т.д.) зависит продуктивность УД» (З.И.Калмыкова)