Социально экономические предпосылки




 

Уральский федеральный округ расположен, с одной стороны, на стыке наиболее экономически освоенных территорий России и Европы, с другой, выдвинут их передовым форпостом к наиболее перспективным в предстоящее десятилетие, вновь осваиваемым, богатым сырьевыми, топливными и трудовыми ресурсами восточным регионам - Сибири, Центральной Азии, Китаю, Индокитаю. УФО расположен в фокусе трех топливно-энергетических комплексов мирового значения: Западной Сибири, включая шельф Карского моря; Тимано-Печерской провинции и далее шельфа Баренцева моря; Каспийского региона и Западного Казахстана [11].

Численность населения федерального округа на 2013 год составила 12 млн. 197 тыс. человек или 8.51% от общей численности постоянного населения страны, что превысило численность 2012 года, но в пять раз меньше численности 1990 года.

 

Рисунок 2 - Численность населения Уральского федерального округа

 

Рождаемость равняется 11,6 чел. на 1000 жителей, смертность - 13‰, естественная убыль составила - 2,8‰. Естественная депопуляция прогрессирует в Свердловской, Челябинской, курганской и Тюменской областях, за исключением Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого автономных округов. В Ханты-Мансийском автономном округе естественный прирост - 8,3‰, а в Ямало-Ненецком АО - 8,6‰. В значительной степени это объясняется более высокой рождаемостью и низкой смертностью, чем в других и связано с более молодой возрастной структурой населения. Выше среднероссийских показателей естественная убыль в Курганской области.

Трудовые ресурсы УФО отличаются высокой общеобразовательной и профессиональной подготовкой. В регионе преобладает занятое в промышленности население. Хотя структура занятости за годы кризиса несколько изменились. Возросла доля занятости в сельском хозяйстве, в торговле, в непроизводственной сфере и на транспорте.

Численность экономически активного населения по данным выборочного обследования населения по проблемам занятости во II квартале 2013 г. составила 6,6 млн. человек, или 54,0% общей численности населения округа. Не имели занятия, но активно его искали 370,5 тыс. человек, или 5,6% общей численности экономически активного населения (в соответствии с методологией Международной Организации Труда они классифицируются как безработные). В государственных учреждениях службы занятости населения в качестве безработных на конец июня 2013 г. было зарегистрировано 71,1 тыс. человек, или 1,1% экономически активного населения.

Уровень благосостояния населения определяется, прежде всего, денежными доходами населения, которые в расчете на душу населения в целом по Уральскому федеральному округу составили 25990,2 рубля в месяц (в целом по России - 23076,2 рубля в месяц).

Номинальная начисленная среднемесячная заработная плата в I полугодии 2013 г., составила 33669 рублей и возросла по сравнению с I полугодием 2012 г. на 9,7%, реальная заработная плата - на 2,4% [20].

Федеральный округ многонационален. Здесь проживают более 20 народностей, из них около 80% - русские, до 10% составляет татаро-башкирское население. Проживает треть малочисленных народов Севера России, в их числе ненцы, ханты, манси и селькупы. Данный показатель меньше только в Сибирском и Дальневосточном федеральных округах. Такое положение дел объясняется особенностями географического положения регионов и структурой их промышленного производства. [2].

Уральский федеральный округ - урбанизированный регион, в городах здесь проживают около 80% населения. Два города имеют население, превышающее миллион жителей, Екатеринбург и Челябинск. В Свердловской области в городах и поселках городского типа проживают 90% населения, в Челябинской 86%. Плотность населения Уральского федерального округа составляет 6.71 чел./км².

Транспорт играет большую роль в функционировании хозяйственного комплекса УФО. В округе преобладает железнодорожный транспорт, имеющий как внутрирайонное, так и транзитное значение (например, по территории округа проходит Транссибирская магистраль). Направление железнодорожных путей преимущественно широтное, они осуществляют экономические связи с другими районами.

Велика роль трубопроводного транспорта для поставок нефти и газа из Западной Сибири на запад. На территории округа берут начало такие известные нефтепроводы, как Нижневартовск - Анжеро-Судженск - Иркутск, Сургут - Полоцк, Нижневартовск - Усть-Балык - Омск, газопроводы Уренгой - Помары - Ужгород, Уренгой - Челябинск. Реализуются крупнейший проект «Ямал - Европа», по которому предстоит построить трубопроводную сеть длиной около 3 тыс. км. Транспортировка нефти с месторождений Ямало-Ненецкого автономного округа осуществляется по двум магистральным нефтепроводам: Тарасовское - Холмогоры и Холмогоры - Западный Сургут.

По территории федерального округа протекают судоходные реки Обь и Иртыш и их притоки.

Автомобильный транспорт обслуживает в основном внутренние перевозки грузов, но есть и автомобильные магистрали, связывающие Урал с другими регионами, например автомагистраль, проходящая через Нефтеюганск, Тобольск, Тюмень и др.

На большей части севера Тюменской области основным видом транспорта является воздушный. Здесь есть только два не связанных между собой участка железной дороги.

В структуре вызова из Уральского федерального округа основные позиции занимают нефть и газ, а так же продукция металлургии, машиностроения, химико-лесного комплекса; ввозятся товары легкой, пищевой промышленности, медикаменты, машины и оборудование, руды и концентраты.

По объему экспорта Уральский федеральный округ превосходит все остальные округа. Особенно выделяется по этому показателю Тюменская область [12].

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: