Задание
1. Изучить использование биноминального критерия
2. Следуя алгоритму решить 3 задания, используя биноминальный критерий, сформулируйте гипотезы и напишите выводы.
3. Задание 1 представлено как ПРИМЕР РЕШЕНИЯ!
4. На стр 11 данного документа представлено «Домашнее занятие». Решить представленные 4 задания по указанному в Практическом занятии алгоритму, используя биноминальный критерий.
5. Предварительно оцените возможность использование биноминального критерия в решении 4х заданий. В выборе критерия ориентируетесь на таблицу 1 «Выбор критерия для сопоставления», где n-количество испытуемых. Ответ обоснуйте.
Практическое занятие
Цель задания. Оценка достоверности различия в значениях исследуемых признаков
Аппаратура. Персональный компьютер.
Математическое обеспечение. Операционная система WINDOWS-95 и пакет EXCEL 7.0.
Теоретическое обеспечение.
1. Статистические гипотезы
2. Биноминальный критерий.
3. Интерпретация результатов
Алгоритм выполнения заданий
1. Сформулировать гипотезы ( в тетради )
2. Решить задание ( в таблице EXCEL )
3. Написать вывод (заключение) ( в тетради)
Таблица 1
Выбор критерия для сопоставления эмпирической частоты с теоретической при разных вероятностях исследуемого эффекта и разных гипотезах.
Заданные вероятности | Н1: fэмп достоверно выше fтеор | Н1: fэмп достоверно ниже fтеор |
P < 0,50 | m для 2 £ n £ 50 | c2 для n ³ 30 |
P = 0,50 | m для 5 £ n £ 300 | G для 5 £ n £ 300 |
P > 0,50 | c2 для n ³ 30 | m для 2 £ n £ 50 |
Биномиальный критерий m предназначен для сопоставления частоты встречаемости какого-либо эффекта с теоретической или заданной частотой. Он применяется в случаях, когда обследована одна выборка.
|
Гипотезы:
Н0: Частота встречаемости данного эффекта в обследованной выборке не превышает теоретической (заданной, ожидаемой, предполагаемой) частоты.
Н1: Частота встречаемости данного эффекта в обследованной выборке превышает теоретическую (заданную, ожидаемую, предполагаемую) частоту.
АЛГОРИТМ п рименения биномиального критерия m
1. Определить теоретическую частоту встречаемости эффекта по формуле: fтеор = n×p, где n – количество наблюдений в обследованной выборке, р – заданная вероятность исследуемого эффекта.
2. По соотношению эмпирической и теоретической частот и заданной вероятности р определить, к какой ячейке таблицы 5.6 относится данный случай сопоставления. Если биномиальный критерий оказывается неприменимым, использовать тот критерий, который указан в соответствующей ячейке таблицы 5.6.
3. Если критерий m применим, то определить критические значения по данным n и р.
4. Эмпирическую частоту встречаемости эффекта в обследованной выборке считать значением критерия: mэмп = fэмп.
5. Если mэмп превышает критические значения, это означает, что эмпирическая частота достоверно превышает частоту, соответствующую заданной вероятности.
Задание 1. ПРИМЕР РЕШЕНИЯ. В тренинге профессиональных наблюдателей допускается, чтобы наблюдатель ошибался в оценке возраста ребенка не более чем на один год (в обе стороны). Наблюдатель допускается к работе, если он совершает не более 15% ошибок, превышающих отклонение в один год. Наблюдатель Д допустил 8 ошибок в 45 попытках. Достоверно ли отличается этот результат от контрольной величины?
|
Сформулируем гипотезы.
Н0: Количество ошибок у наблюдателя Д не больше, чем это предусмотрено заданной величиной.
Н1: Количество ошибок у наблюдателя Д больше, чем это предусмотрено заданной величиной.
Найдем частоту допустимых ошибок при n = 45 (p = 0,15):
fтеор = n×p = 45×0,15 = 6,75.
Наблюдатель допустил 8 ошибок, то есть fэмп= 8, и fэмп > fтеор, при вероятности р = 0,15 < 0,50. По таблице 5.6 определяем (верхняя левая ячейка), что биномиальный критерий применим. По таблице критических значений находим: mкр = 12 для a = 0,05 и mкр = 14 для a = 0,01. Так как mэмп < mкр для уровня значимости a = 0,05, то гипотезу Н0 следует принять.
Вывод: Количество ошибок у наблюдателя Д не больше, чем это предусмотрено заданной величиной.
Задание 2. В процессе тренинга сенситивности в группе из 14 человек выполнялось упражнение "Психологический прогноз". Все участники должны были пристально вглядеться в одного и того же человека, который сам пожелал быть испытуемым в этом упражнении. Затем каждый из участников задавал испытуемому вопрос, предполагавший два заданных варианта ответа, например: "Что в тебе преобладает: отстраненная наблюдательность или включенная эмпатия?" "Продолжал бы ты работать или нет, если бы у тебя появилась материальная возможность не работать?" "Кто тебя больше утомляет - люди нахальные или занудные?" и т. п. Испытуемый должен был лишь молча выслушать вопрос, ничего не отвечая. Во время этой паузы участники пытались определить, как он ответит на данный вопрос, и записывали свои прогнозы. Затем ведущий предлагал испытуемому дать ответ на заданный вопрос. Теперь каждый участник мог определить, совпал ли его прогноз с ответом испытуемого или нет. После того, как было задано 14 вопросов (13 участников + ведущий), каждый сообщил, сколько у него получилось точных прогнозов. В среднем было по 7-8 совпадений, но у одного из участников их было 12, и группа ему спонтанно зааплодировала. У другого участника, однако, оказалось всего 4 совпадения, и он был очень этим огорчен.
|
Имела ли группа статистические основания для аплодисментов?
Имел ли огорченный участник статистические основания для грусти?
Задание 3. Различаются ли две группы студентов по успешности решения новой экспериментальной задачи. В первой группе из 20 человек с нею справились 12 человек, а во второй выборке из 25 человек - 10. В первом случае процентная доля решивших задачу составит 12/20·100%=60%, а во второй 10/25·100%=40%.
Вопрос Сопоставить процент успешности каждой группы со среднестатистическим процентом успешности.
Задание 4. В тренинге профессиональных наблюдателей допускается, чтобы наблюдатель ошибался в оценке возраста ребенка не более чем на 1 год в ту или иную сторону. Наблюдатель допускается к работе, если он совершает не более 15% ошибок, превышающих отклонение на 1 год. Наблюдатель Н допустил 1 ошибку в 50-ти попытках, а наблюдатель К - 15 ошибок в 50-ти попытках. Достоверно ли отличаются эти результаты от контрольной величины?
Приложение 2
Критические значения биномиального критерия m при P=0,50, n < 300
(рассчитано по Оуэну Д.В., 1966)
Различия достоверны, если mэмп равен или больше m0,05, и тем более достоверны, если mэмп равен или больше m0,01.
n | p | n | p | n | p | n | p | ||||
0,05 | 0,01 | 0,05 | 0,01 | 0,05 | 0,01 | 0,05 | 0,01 | ||||
- | |||||||||||
- | |||||||||||
Критические значения биноминального критерия P < 0,50; n < 50
(по Руниону Р., 1982)
Различия достоверны, если mэмп равен или больше m0,05, и тем более достоверны, если mэмп равен или больше m0,01.