Приговорки перед укладыванием
Иногда нам может помочь «бесконечная» сказочка про сороку-ворону, которая «качается-качается, качается-качается», …пока ребенок не уснет. Рассказывая эту сказку, нужно говорить медленно, «сонным» голосом:
В городе, в Питере
Построили большо-ой, большой дворец.
Покра-асили…
Прилете-ела сорока-ворона,
Се-ела на князёк. (Князёк – это главное бревно, прижимающее крышу.)
Сидит – и качается:
Хвост отлепит – нос прилепит, –
Нос отлепит – хвост прилепит.
Кача-ается-качается, кача-ается-качается:
Нос отлепит – хвост прилепит, –
Хвост отлепит – нос прилепит…
Кача-ается-качается, кача-ается-качается…
Колыбельные песни – Семейный напев Н.В. Ереминой, Владимирская область (см. диск, трек № 23); повторяем изученные напевы: Архангельская область, (см. диск, трек № 4); Ленинградская область (см. диск, трек № 17)
* * *
- А спи-се со Богом, спи со Христом,
Спи со Христом, спи со ангелом,
Спи со ангелом, со архангелом!
Бай, баю-бай!
Успения Мать, уложи младеня спать,
Уложи младеня спать на тесову на кровать,
Бай, баю-бай!
Уж ты, Богородица, дай Поленьке здоровьица,
Бай, баю-бай!
Тебя Бог нам дал, да Христос даровал,
Бай, баю-бай!
Пресвятая Богородица пожаловала,
Бай, бай-бай, бай!
Нам пожаловала да понаказывала,
Бай, баю-бай!
Вы водитеся да не ленитеся,
Бай, баю-бай!
* * *
Сон да дрема –
Это брат да сестра,
Бай, баю-бай!
А сон говорит:
«Усыплю, да усыплю»,
Бай, баю-бай!
А дрема говорит:
«Удремлю́, да удремлю́»,
Бай, баю-бай!
И сон да дрема,
Божья милость на тебя,
Бай, баю-бай!
* * *
Сон да дрема
Возле зы́бочки брела,
Бай, баю-бай!
Возле зы́бочки брела,
Ване в го́ловы легла,
|
Бай, баю-бай!
Правой ручкой обняла,
В ручку пряничек дала,
Бай, баю-бай!
2. ИГРЫС НОЖКАМИ
«Работаем ножками»
* * *
Малыш лежит на спинке. На первые две строки текста – сгибаем-разгибаем ножки, упираясь своей ладонью в стопочки. Не забываем: второй рукой фиксировать положение ребенка. Можно держать малыша за щиколотки двумя руками.
На третью строку – перекрещиваем ножки (то правая сверху, то левая). Можно на эту строку, взяв ребенка за ножки и поддерживая спинку, перевернуть его на животик.
Толкачики-рогачики,
Толкачики-рогачики,
Перевёртушки!
Толкачики-рогачики,
Толкачики-рогачики,
Перевёртушки!
* * *
Упражнение «велосипед», в ритме песенки. Большие ноги «шагают» широко, маленькие ножки «бегут» быстро:
Большие ноги
Шли по дороге:
Топ, топ, топ,
Топ, топ, топ.
Маленькие ножки
Бежали по дорожке:
Топ-топ-топ, топ-топ,
Топ-топ-топ, топ-топ.
«Подкуем, подкуем! Ножки, бегайте бегом!»
* * *
Берем в руки ножку ребенка и постукиваем по стопочке своей ладонью – ее ребром, словно хотим подковать маленькую ножку. Лучше всего пройтись таким образом вокруг всей стопы, по ее краю, потом пошлепать по ее середине.
Куй, куй, чеботок,
Подай, Маша, молоток!
Не подашь молоток –
Не подку́ешь чебото́к!
Конечно, в песенке имя ребенка лучше изменить: назвать того, с кем играешь. А чебото́к – это башмачок, или мягкий сапожок.
* * *
Про подковки-подошвы можно спеть и такую песенку со сказочным сюжетом:
Ай, Ва́нюшка-дружок,
Подкуй сапожок!
А мне некогда ковать,
|
Мне мост мостить,
Серебром гвоздить.
А по городу вода разливается,
А царь на коне разъезжается,
А царица под окном наряжается,
А царёночек в люлечке качается!
* * *
Песенка для ритмичных движений ножками: «велосипед», постукивание ножкой об ножку, похлопывание ладонью по ножкам:
Ножки, ножки,
Бегите по дорожке,
Нарвите горошку!
«Ходит кот по лавочке»
Упражнение для развития координации: дитя водят под мышки или за ручки вдоль лавочки (половицы, бруска, бревна и т.п.) напевая:
* * *
Та́-та-та, та-та́, та-та́,
Вышла кошка за кота,
За кота-котовича,
За Иван Петровича.
Кот ходит по лавочке,
Водит кошку за лапочки;
Топы, топы – по лавочке.
Цапы, цапы – за лапочки.
СКОРОГОВОРКИ
Произношение «ш» и «ж»
* * *
Шесть мышат в камыше шуршат.
* * *
Шли сорок мышей,
Несли сорок грошей;
Две мыши поплоше
Несли по два гроша.
* * *
Дали Клаше
Каши с простоквашей.
Ела Клаша
Кашу с простоквашей.
* * *
Мамаша Ромаше
дала сыворотку из-под простокваши.
* * *
У Саши в кармашке –
Шахматы, шпаргалки и шашки.
* * *
Воришка-воробьишка
Весь овес унес у мишки.
Произношение «с» и «з»
* * *
Связку сушек
Сушил Саша на суше.
* * *
Нисколько не скользко,
Не скользко нисколько.
Произношение «б» и «п»
* * *
Бык, бык тупогуб,
Тупогубенький бычок,
У быка бела губа
Была тупа.
* * *
Пошел Ипат лопаты покупать.
Купил Ипат пяток лопат.
Пошел через пруд,
Зацепился за прут.
Упал Ипат, пропали пять лопат!
Произношение «р» в различных сочетания
* * *
Бобры храбры.
Для бобрят добры.
|
* * *
Добры бобры
Идут в боры.
* * *
Шли четверо мужиков.
Говорили они про торги
Да про покупки,
Про крупы,
Да про подкрупки.
* * *
По двору-подворью в добром здоровье.
* * *
Стоит гора посреди двора.
На дворе трава,
На траве дрова.
* * *
На дворе трава, на траве дрова:
Раз дрова, два дрова, три дрова.
Не коли дрова на траве двора.
* * *
Съел молодец тридцать три пирога с пирогом,
Да все тридцать три пирога с творогом.
* * *
Два дровосека,
Два дровокола,
Два дроворуба
Говорили про Ларю,
Про Ларьку,
Про Ларину жену.
* * *
В пруду у Поликарпа –
Три карася и три карпа.
* * *
- Расскажите про покупку!
- Про какую про покупку?
- Про покупку, про покупку, про покупочку мою!