Вид занятия: Формирование правильного звукопроизношения, развитие
фонематического слуха и слоговой структуры.
Тема занятия: Звук «М». Звукосочетания МА- МУ- МЫ- МО.
Коррекционно-образовательные цели. Закрепить артикуляцию звука «М» и его правильное произнесение изолированно, в слогах и словах, с повышением и понижением голоса. Развитие фонематического слуха: учить выделять звук «М» в словах, повторять за взрослым слоговые цепочки из двух-трёх открытых слогов. Учить называть слова двух-, трёхсложной слоговой структуры, закреплять умение дифференцировать на слух длинные и короткие слова.
Коррекционно-развивающие цели. Совершенствование речевого слуха, зрительного и слухового внимания. Развитие фонематического слуха, диалогической речи, артикуляционной и общей моторики, согласования речи с движением, развитие силы голоса, длительного речевого выдоха.
Коррекционно-воспитательные цели. Формирование положительной установки на участие в занятии.
Оборудование: зрительный образ артикуляционного уклада звука М (корова). Предметные картинки с изображениями ножа и кастрюли; картинка с изображением мычащей коровы; изображения длинного и короткого поездов. Зеркала на каждого ребёнка; мольберт; флажки красного цвета на каждого ребёнка;
Предварительная работа: разучивание подвижного упражнения «Посуда», разучивание чистоговорок с воспитателями в вечернее время.
Словарь: звук, слово, зеркала, рот, губы, посуда, чашка, ложка, миска, чайник, блюдца, нож, кастрюля, сжать, мыть, поднимать, биться, громко, тихо, длинный, короткий.
Ход занятия: | Индивидуально-дифференцированный подход |
1ч. Артикуляционное упражнение «Корова».[Развитие артикуляционной моторики. Упражнять в сжимании губ вместе, не выпуская воздух, и удержании в таком положении до счёта «пять».] Логопед выставляет картинку с изображением коровы и говорит: - Возьмите зеркала, правильно сядьте и приготовьтесь показать корову. Указание логопеда: - Когда я буду считать до пяти, не забудьте сжать губы, как корова на картинке. Начинаем. Логопед сопровождает выполнение упражнения стихотворением: - Вы корову покажите: Губы вместе вы сожмите и держите. Дети сжимают губы 1,2,3,4,5 – Удерживают губы сжатыми Ротик может отдыхать. Расслабляют губы Дети выполняют упражнение 3 раза. После каждого выполнения педагог предлагает детям отдохнуть, расслабиться и проглотить слюну. | Помощь Максиму Д, Серёже М (сопряжённое выполнение, пальцами прижать губы друг к другу)– слабый тонус губ |
2ч. Пение звука М. (Развитие слухового восприятия. Произнесение звука М с правильной артикуляцией. Развитие силы голоса и длительного речевого выдоха) Логопед предлагает вспомнить, как мычит корова: ммму-ммму. Дети встают около стульчиков и издают звукоподражание, логопед следит за правильностью артикуляции губ и длительностью речевого выдоха. (Затем предлагает мычать громко, как мама корова, затем тихо, как телёнок) | Добиваться плавного пения «Ы» у Серёжи М – прерывистое пение, хриплое, тихое. |
3ч. Чистоговорки на звук «М». (Учить чётко артикулировать и произносить звук «М» в слогах и словах) Логопед: - А сейчас повторяйте за мной. Когда услышите звук М, то не забудьте сжать губы. МА-МА-МА- чашку мою я сама МИ-МИ-МИ-миску подними МУ-МУ-МУ- ложку подниму МОЙ-МОЙ-МОЙ- ты посуду мой | Предложить слоги произнести Максиму Я (неговорящий), а слова -все дети |
4ч. Работа с цветовыми семафорами.[Развитие фонематического слуха. Выделение звука «М» в словах.] Логопед раздает детям красные сигнальные флажки. Логопед: - Ребята, сейчас я буду произносить слова, а вы будете поднимать свои сигналы только тогда, когда услышите, что в этой песенке есть звук [М]. (Логопед должен произносить слова, акцентируя внимание детей на звуке М.) масло, суп, мороженое, каша, молоко. Логопед медленно и выразительно произносит слова, а дети, услышав звук [М], поднимают флажки. | Помощь Серёже М, Артёму К – не понимают инструкции |
4ч. Физкультминутка «Посуда».(Развитие общей моторики, координации речи с движением. Снятие статического напряжения) Логопед поиграть с ребятами. Вот большой горячий чайник, Надули животик: одна рука на поясе, другая изогнута, как носик. Очень важный, как начальник. Вот стоят на полке чашки, Присели, одна рука на поясе. Очень хрупкие, бедняжки. А вот это наши блюдца, Кружатся, руки в стороны. Только стукни – разобьются. А вот это наши ложки, Потянулись, руки вверх, сомкнуть над головой. Голова на тонкой ножке. | Выполнять движения вместе с Ромой Т – не согласовывает речь с движениями |
6ч. Упражнение «Длинные и короткие слова».(Учить дифференцировать на слух длинные и короткие слова) Слышится звук поездов «чух-чух…». На мольберте выставляются изображения длинного и короткого поездов. Логопед: - Давайте сегодня покатаем на поезде слова: - нож и кастрюля. Выставляются картинки с изображениями ножа и кастрюли. Логопед: - Если слово будет длинное, то мы его посадим в длинный поезд, если короткое, то в короткий поезд. А помогут нам помощники- ладошки. Скажем вместе слово «нож» и отхлопаем его. Нож (один хлопок). Сколько раз хлопнули? Дети: - Один. Логопед: - На каком поезде оно поедет? Дети: - На коротком. (Картинка с изображением ножа ставится в короткий поезд) В какой поезд посадим слово «Кастрюля»? Сначала вместе скажем это слово и отхлопаем его. Каст-рю-ля (3 хлопка). Сколько раз хлопнули? Дети: - Много. Логопед: - На каком поезде оно поедет? Дети: - На длинном. Логопед: - Поехали! (Дети воспроизводят звукоподражание: «чух-чух»). | Помощь в отхлопывании Максиму Я, Артёму И – не согласуют речь с движениями |
7ч.Упражнение «Что купили?»[Работа над слоговой структурой слова. | Логопед приглашает детей к мольберту, где выставлены картинки с изображениями посуды. Логопед: - Что вы видите на картинках? Перечислите. Дети: - Вазы, бидоны. Логопед: - Давайте прохлопаем эти слова: «ва-зы», «би-до-ны». (Произносит слова по слогам, одновременно прохлопывая ритмический рисунок.) Теперь я буду показывать одну из картинок и спрашивать у вас: что купили? Вы будете называть картинку и прохлопывать название. | Помощь Артёму И, Денису О, Максиму Д – нарушение слоговой структуры |
8ч. Игра «Кто мне песенку споет, тот и в группу пойдет». Дети повторяют слоговые цепочки за логопедом и выходят в группу: МА-МО, МА-МУ, МУ-МА-МО, МИ-МЫ, МУ-МЫ, МО-МА-МУ, МА-МИ | Цепочки из двух слогов предложить Артёму И, Серёже М – снижена слуховая память |
|