Лексическая тема «Посуда».




Методическая разработка логопедических занятий с детьми 4-5 лет с ОНР на неделю

По лексической теме «Посуда».

 

 

Разработала: Учитель-логопед

Денисова О.В.

 

 

Саров - 2014


Лексическая тема «Посуда».

Вид занятия: Формирование лексического строя речи.

Тема занятия: В гостях у Федоры.

Коррекционно-образовательные цели. Расширение и конкрети­зация представлений о посуде, ее назначении, частей, из которых она состоит. Закрепление в речи существительного с обобщающим значением посуда, уточнение и расширение словаря по теме. Совершенствование навыков образования существительных с уменьшительно-ласка­тельными суффиксами и навыка составления простых предложений. Обучение умению отгадывать объект по описанию со зрительной опорой.

Коррекционно-развивающие цели. Активизация речевой дея­тельности детей. Развитие диалогической речи, общей моторики, согласования речи с движениями, памяти, зрительного внимания, мышления, речевого слуха, конструктивного праксиса.

Коррекционно-воспитательные цели. Формирование навыков сотрудничества, положительной установки на участие в занятии, инициативности и самостоятельности. Воспитание бережного отношения к вещам. Воспитание исполнительности, стремления доводить начатое дело до конца.

Оборудование. Сюжетная картинка с изображением Федоры и убегающей от неё посуды. Красные и синие конверты. В синих конвертах предметные картинки с изображениями посуды: чайник, кастрюля, стакан, чашка, В красных конвертах целые и разрезные картинки с изображением чашки. Картинки для игры «Четвёртый лишний»: тарелка, кастрюля, стул, стакан.

Предварительная работа. Разучивание упражнения «Посуда». Упражнения в выполнении обязанностей дежурных по столовой. Рассматривание в кукольном уголке предметов посуды, частей, из которых она со­стоит; проведе­ние беседы о ее назначении. Чтение стихотворения К. Чуковского «Федорино горе».

Словарь:

Существительные : обобщающее понятие – посуда; название посуды: чашка, блюдце, тарелка, чайник, ложка, вилка, нож, кастрюля, сковорода, стакан, миска, кружка; части посуды (крышка, ручка, носик).

Глаголы: мыть, пить, разбить, наливать, варить, жарить, кипятить, заваривать, готовить.

Прилагательные: блестящий, синий, жёлтый, большой, стеклянный, прозрачный,

Ход занятия:   Индивидуально-дифференцированный подход
1ч.Организационный момент. «Для чего?».[Развитие речевого слуха, памяти, диалогической речи. Уточнение и расширение предикативного словаря.] (Выставляется сюжетная картинка с изображением Федоры и убегающей от неё посуды. Логопед предлагает детям побывать в гостях у Федоры.) Логопед: - Не любила Федора свою посуду и не мыла. Вот и сбежала от неё вся посуда. Давайте поможем Федоре вернуть посуду. Расскажем ей, для чего она нужна. Чашка нужна для того, чтобы из нее... Дети: -...Пить чай. Логопед: - Кастрюля нужна для того, чтобы в ней... Дети: -...Варить суп. Логопед: - Сковорода нужна для того, чтобы в ней... Дети: -...Жарить котлеты. Логопед: - Чайник нужен для того, чтобы в нем... Дети: -...Заваривать чай. И т.д. Логопед: - Молодцы! Рассказали Федоре, как важна посуда. Посоветуйте ей, как надо к посуде относиться? Дети: - Мыть посуду, не бить.     Помощь Артёму И, Яне Б, Серёже М -трудности подбора слов-действий –повтор вопроса, дать начало фразы.
2ч. Обучение отгадыванию посуды по описанию.[Развитие мышле­ния, речевого слуха, диалогической речи.] Логопед предлагает детям открыть синие конверты, где дети находят картинки с изображениями посуды Логопед: - Вот куда посуда убежала, к ребятам. Никак не хочет посуда к тебе, Федора, возвращаться. Но мы добрые ребята, тебе поможем. Тот, про чью посуду ты расскажешь, отдаст тебе её. Федора: - Он синий, боль­шой. У него есть носик и ручка. В нем кипятят воду для чая. Что это? Ребёнок: - Чайник. (отдаёт картинку Федоре) Федора: - Она большая, блестящая. У нее есть две ручки и крышка. В ней варят суп. Что это? Ребёнок: - Кастрюля. (отдаёт картинку Федоре) Федора: - Он стеклянный, прозрачный. Из него пьют сок. Что это? Ребенок: - Это стакан. (отдаёт картинку Федоре) Федора: - Она желтая, небольшая, у нее есть ручка. Из нее пьют чай или молоко. Что это? Ребенок: - Это чашка. (отдаёт картинку Федоре) И т.д. Федора: - Ой, спасибо вам, ребята, вернули мне посуду.     Спросить Аню С, Рому Т– трудности отгадывания объектов по описанию.
3ч. Игра «Четвертый лишний».[Развитие диалогической речи, зрительного восприятия и внимания, мышления и памяти.] Логопед предлагает Федоре и детям поиграть с посудой и выставляет на наборном полотне картинки с её изображениями, среди них даёт неподходящий объект. Дети перечисляют ряд объектов: - Тарелка, кастрюля, стул, стакан. Логопед: - Что здесь лишнее и почему? Дети: - Лишний стул. Он — мебель. Логопед: - А все остальное? Дети: - Посуда. Логопед: - Верно. Молодцы! Похлопайте себе.   Выделить лишний предложить Роме Т – трудности операции обобщения
4ч. Физкультминутка «Посуда».(Разви­тие общей моторики, координации речи с движением. Уточнение и расширение номинативного словаря.) Логопед предлагает Федоре ещё поиграть с ребятами. Вот большой горячий чайник, Надули животик: одна рука на поясе, другая изогнута, как носик. Очень важный, как начальник. Вот стоят на полке чашки, Присели, одна рука на поясе. Очень хрупкие, бедняжки. А вот это наши блюдца, Кружатся, руки в стороны. Только стукни – разобьются. А вот это наши ложки, Потянулись, руки вверх, сомкнуть над головой. Голова на тонкой ножке.   Выполнять движения вместе с Ромой Т – не согласовывает речь с движениями
5ч. Игра «Разбитая чашка».[Развитие зрительного гнозиса и конструктивного праксиса.] Логопед раздает детям красные конверты с разрезными картинками и предметные картинки к ним. Логопед: -Посмотрите, какие красивые чашки нарисованы на картинках. В конвертах такие же чашки, но «разбитые». Их разбила Федора. Помо­гите ей «склеить» их. Сложите части картинки правильно. Федора благодарит детей за помощь.   Помощь Ане С, Артёму И, Артёму К. – снижены зрительное восприятие и ориентировка в пространстве.
6ч. Итог: Логопед:- Уйдёт от Федоры тот, кто научит её ласково называть свою посуду. Логопед: - Чашка Ребёнок: - Чашечка. И т.д. Спросить Рому Т – трудности образования уменьшительной формы существительных

 

 




Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-07-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: