Утреня.
Примечание. По Уставу, утреня начинается «в 7-й час нощи», т. е. по-нашему – около первого часа ночи: «В 7-й час но́щи кле́плет параекклисиа́рх, и собра́вшеся в це́рковь, и сотво́ршу иере́ю нача́ло: Благослове́н Бог наш… начина́ем а́бие по обы́чаю, я́коже писа́ся в четверто́к 5-я неде́ли» (см.: Типикон, гл. 49, «Во Святый и Великий Четверток»).
Иерей возглас: «Благословен Бог наш …». Чтец4: «Аминь », «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе », «Царю Небесный …», Трисвятое. По «Отче наш…» иерей – возглас: «Яко Твое есть Царство…». Чтец: «Аминь », «Господи, помилуй » (12 раз), «Слава, и ныне», «Прииди́те, поклони́мся …» (трижды) и двупсалмие (во время псалмов – обычное каждение).
Шестопсалмие. (Иерей читает утренние молитвы.) Великая ектения. «Аллилуиа», глас 8-й (со стихами: «От но́щи у́тренюет…»). Тропарь, глас тот же: «Егда́ сла́внии ученицы́…». «Слава» – тот же, «И ныне» – тот же. Кафизм нет.
По окончании пения тропаря отверзаются царские врата, и диакон возглашает: «И о сподо́битися нам слы́шанию…». Евангелие – Лк., зач. 108, от полу́: «Приближа́шеся праздник опресно́к…» (конец в зач. 109: «По Не́мже идо́ша ученицы́ Его»).
Псалом 50-й. Молитва «Спаси, Боже, люди Твоя…» не читается, но сразу канон Триоди, глас 6-й, творение св. Космы Маиумского: «Се́ченое сече́тся…» (ирмосы по дважды, тропари на 6), с припевом: «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе» (библейские песни не стихословятся). По каждой песни катавасия – ирмос канона.
По 3-й песни – малая ектения, седален Триоди, глас 1-й: «Езе́ра и исто́чники…». «Слава» – ин седален, глас 3-й: «Смиря́яся за благоутро́бие…», «И ныне» – ин седален, глас 4-й: «Яды́й, Влады́ко…».
|
По 6-й песни – малая ектения, кондак Триоди, глас 2-й: «Хлеб прие́м…», и икос, глас тот же: «Та́йной трапе́зе…».
На 9-й песни – каждение. («Честнейшую» не поем.)
По 9-й песни «Достойно есть» не поется. Малая ектения. Ексапостиларий Триоди: «Чертог Твой…». «Слава» – тот же, «И ныне» – тот же.
«Хвалите Господа с Небес…» и хвалитные псалмы.
На хвалитех стихиры Триоди, глас 2-й – 4. «Слава, и ныне» – Триоди, глас тот же: «Его́же пропове́да А́гнца Иса́ия…».
Чтец: «Слава Тебе, показавшему нам свет» («Тебе слава подобает…» не произносится), и читается вседневное славословие. Ектения просительная: «Исполним утреннюю…», возглас: «Яко Бог милости…», и обычная молитва главопреклонения (с возгласом: «Твое бо есть…»).
Стихиры на стиховне Триоди, глас 8-й – 4 (с особыми припевами). «Слава» – Триоди, глас тот же: «Нрав твой льсти…», «И ныне» – Триоди, глас 5-й: «Тайново́дствуя Твоя́, Го́споди, ученики́…».
«Благо есть » (единожды). По Трисвятом поется тропарь, глас 8-й: «Егда́ сла́внии ученицы́…». Сугубая ектения: «Помилуй нас, Боже…». Возглас: «Яко Милостив…». Диакон: «Премудрость». Певцы: «Благослови ». Иерей: «Сый благословен…». Певцы: «Утверди, Боже », и сразу, без отпуста утрени, читается 1-й час.
На 1-м часе тропарь: «Егда́ сла́внии ученицы́ …». После Богородична: «Что Тя нарече́м…» – тропарь пророчества ( Триоди), глас 3-й: «Зауше́нный за род человеческий…», «Слава, и ныне» – тот же тропарь. 1-й прокимен (Триоди), глас 1-й: «Да разумеют язы́цы, яко имя Тебе Господь»; стих: «Боже, кто уподо́бится Тебе?», и паримия Триоди (Иеремии). Затем 2-й прокимен (Триоди), глас 8-й: «Помоли́теся и воздади́те Го́сподеви, Богу нашему»; стих: «Ве́дом во Иуде́и Бог, во Изра́или ве́лие имя Его́». Далее чтец: «Стопы́ моя́…» (без пения и повторений) и т. д. По Трисвятом – кондак Триоди: «Хлеб прие́м…», и прочее по обычаю (но не как в Великий пост). Отпуст: «Иже за превосходя́щую бла́гость путь добре́йший смире́ния показа́вый, внегда́ умы́ти но́ги ученико́в, да́же и до Креста и погребе́ния снизше́дый нам, Христос, Истинный Бог наш, молитвами Пречистыя Своея Матере и всех святых, помилует и спасет нас, яко Благ и Человеколюбец» (святые храма и дня не поминаются)5.
|
Примечание. «Подоба́ет ве́дати, я́ко лития́ за упоко́й в притво́ре не быва́ет до Неде́ли Фомины́» (Типикон, гл. 49, «Во Святый и Великий Четверток», 1-е «зри»). Соответственно этому указанию Типикона, во все последующие дни Страстно́й и Пасхальной седмиц не до́лжно произносить заупокойных ектений и совершать какие-либо поминовения усопших, кроме тайного на проскомидии и на Литургии по освящении Даров. Не совершаются ни панихиды, ни литии.
Входные молитвы, по обычаю, священнослужители творят на молитве 9-го часа, и проскомидия совершается во время пения «Господи, воззвах». Но если будет много поминаний, проскомидия может быть начата во время часов и закончена во время пения «Господи, воззвах»6.
Примечание. «При часе́ же 3-м дне ударя́ет параекклисиа́рх в би́ло, и пое́м часы́ вку́пе, 3-й, 6-й, и 9-й, по обы́чаю про́сто в притво́ре… И Блаже́нны ско́ро без пе́ния…» (Типикон, гл. 49, «Во Святый и Великий Четверток»).
|
Часы 3-й, 6-й и 9-й – без кафизм. На часах – тропарь: «Егда́ сла́внии ученицы́…», и кондак: «Хлеб прие́м…». Присоединяется, как обычно, последование изобразительных 7. Блаженны скоро, без пения. «Помяни нас, Господи …», «Помяни нас, Владыко …», «Помяни нас, Святый …», «Лик Небесный поет Тя…», «Приступи́те к Нему …», «Лик Небесный поет Тя…». «Слава» – «Лик святых Ангел …», «И ныне» – «Верую …», «Осла́би, оста́ви …», «Отче наш », после возгласа: «Яко Твое есть Царство…» – кондак: «Хлеб прие́м …». «Господи, помилуй» (40). Молитва: «Всесвятая Троице …». Иерей (или диакон): «Премудрость». Певцы: «Достойно есть …» до слов: «и Матерь Бога нашего» (включительно). Иерей: «Пресвятая Богородице, спаси нас». Певцы: «Честнейшую Херувим…». Иерей: «Слава Тебе, Христе Боже…». Певцы: «Слава, и ныне », «Господи, помилуй » (трижды), «Благослови». Отпуст.
Литургия свт. Василия Великого начинается вечерней.
Примечание. По Уставу, вечерня с Литургией свт. Василия Великого начинается «во 8-й час дне», т. е. по-нашему – около 2-х часов пополудни: «Во 8-й час дне ударя́ет параекклисиа́рх, и собра́вшеся в це́рковь, благослови́вшу иере́ю, начина́ем вече́рню без стихосло́вия. Царю́ Небе́сный: Трисвято́е: Го́споди, поми́луй, 12. Прииди́те, поклони́мся: трижды. И псало́м: Благослови́, душе́ моя́, Го́спода… » (см.: Типикон, гл. 49, «Во Святый и Великий Четверток вечера»).
Возглас: «Благословено Царство…». Обычное начало (с «Царю Небесный…»), псалом 103-й (священник читает светильничные молитвы перед царскими вратами). Великая ектения. Кафизмы нет.
Примечание. «Та́же Го́споди, воззва́х на глас 2-й, поставля́ем стихо́в 10. Свяще́нник же изменя́яй свяще́нническую оде́жду, исхо́дит, и кади́т, и по е́же возврати́тися, твори́т проскоми́дию» (Триодь Постная, «Во Святый и Великий Четверток вечера»).
На «Господи, воззвах » стихиры Триоди, глас 2-й8 – 10 (каждая стихира – дважды). «Слава, и ныне» – Триоди, глас 6-й: «Рожде́ние ехи́днов вои́стинну Иу́да…». В это время заканчивается чин проскомидии, на котором приготовляются два Агнца: один для данной Литургии, а другой – для приготовления запасных Святых Даров на весь год.
Вход с Евангелием. «Свете Тихий». 1-й прокимен Триоди, глас 1-й: «Изми́ мя, Господи, от челове́ка лука́ва, от му́жа непра́ведна изба́ви мя»; стих: «Иже помы́слиша непра́вду в сердце весь день», и читается 1-я паримия Триоди (Исхода). 2-й прокимен Триоди, глас 7-й: «Изми́ мя от враг мои́х, Боже, и от востаю́щих на мя изба́ви мя»; стих: «Изба́ви мя от де́лающих беззако́ние», и читаются оставшиеся две паримии Триоди (Иова и Исаии)9. Малая ектения. Возглас: «Яко Свят еси, Боже наш, и Тебе славу возсылаем…»10. Трисвятое. Прокимен Апостола, глас 7-й: «Кня́зи лю́дстии собра́шася вку́пе на Го́спода и на Христа́ Его́»; стих: «Вску́ю шата́шася язы́цы, и лю́дие поучи́шася тще́тным». Апостол – 1 Кор., зач. 149. Аллилуиарий, глас 6-й: «Блаже́н разумева́яй на нища и убо́га, в день лют изба́вит его Господь»; стих: «Врази́ мои ре́ша мне злая: когда у́мрет и поги́бнет имя его?»; стих: «Яды́й хле́бы моя, возвели́чи на мя запина́ние». Евангелие (составное)11 – Мф., зач. 107: «Рече́ Госпо́дь Свои́м ученико́м: ве́сте, яко по двою́ дню Па́сха бу́дет…».
Далее по чину Литургия свт. Василия Великого.
Вместо Херувимской песни – «Ве́чери Твоея́ тайныя …» (трижды): дважды до перенесения Святых Даров (без «Аллилуия»), третий раз – после перенесения Даров (с «Аллилуия»).
Примечание. «Вме́сто же Херуви́мския пе́сни, пое́м во глас 6-й: Ве́чери Твоея́ та́йныя: три́жды, ли́ки пременя́ющеся: на коне́чном же Аллилу́иа три́жды» (Типикон, гл. 49, «Во Святый и Великий Четверток вечера»).
Задостойник – ирмос 9-й песни канона Великого Четвертка: «Стра́нствия Влады́чня…».
Вместо причастна, во время причащения и вместо «Да испо́лнятся…» – «Ве́чери Твоея́ тайныя …», «Аллилуия » (трижды).
После «Спаси, Боже, люди Твоя…» поем: «Ви́дехом Свет Истинный …».
Примечание. «В прича́стна же ме́сто пое́м то́йже тропа́рь: Ве́чери Твоея́ та́йныя: И пое́м мно́жицею, до́ндеже причаща́ются бра́тия Боже́ственных Та́ин. И пото́м Аллилу́иа три́жды. И вме́сто, Да испо́лнятся, пое́м то́йже тропа́рь: и Аллилу́иа » (Типикон, гл. 49, «Во Святый и Великий Четверток вечера»).
Отпуст краткий: «И́же за превосходя́щую бла́гость…» (святые дня и храма не поминаются).
Примечание. «Та́же вхо́дим в трапе́зу и яди́м варе́ние с еле́ем. Пие́м же и вино́, и и́но сухояде́ние, зане́же пое́тся Аллилу́ия. Студи́йския же оби́тели Ти́пик повелева́ет в Вели́кий Святы́й Четверто́к я́сти еди́но варе́ние, и со́чиво, и обваре́н боб, пие́м же и вино́. Святы́я же Горы́ Ти́пик повелева́ет во Святы́й Вели́кий Четверто́к я́сти варе́ния два с еле́ем и вина́ по три ча́ши. И сия́ вся ка́ко разсу́дит настоя́тель, зря свою́ о Христе́ бра́тию произволя́ющу к душеспаси́тельной по́льзе» (Типикон, гл. 49, «Во Святый и Великий Четверток вечера»).
В четверг вечером служится малое повечерие. На нем трипеснец Великого Пятка из Триоди, творение прп. Андрея Критского, глас 8-й (песни 5-я, 8-я и 9-я). Ирмосы по дважды; тропари, сколько их есть. В конце каждой песни – ирмос на катавасию.
По Трисвятом – кондак Триоди, глас 8-й: «Нас ра́ди Распя́таго…» (см. на утрене Великого Пятка), и прочее последование малого повечерия. Отпуст малый.
Примечание. Ради умилительного трипеснца это повечерие не следует опускать и в том случае, когда последование святых Страстей совершается в четверток вечером.
4 См. в четверг 5-й седмицы Великого поста (20 марта).
5 Так по Служебнику. В книге «Службы на каждый день Страстно́й седмицы» в Великий Четверг на утрене и на изобразительных указан отпуст «Гряды́й Господь на вольную Страсть…», что менее соответствует содержанию богослужения утрени этого дня (см.: Успенский Н. Д. Богослужебные отпусты // Богослужебные указания на 1998 год. С. 416–417).
6 В этом случае входные молитвы совершаются перед началом богослужения.
7 Изобразительны начинаются с «Во Царствии Твоем…».
8 Те же стихиры, что пелись на хвалитех утрени.
9 Во время пения прокимнов царские врата, по традиции, открыты; на чтение паримий царские врата затворяются.
10 Возглас «Яко Свят еси, Боже наш…» произносится на Литургии и тогда, когда она совершается с вечерней. По мнению прот. К. Никольского (см. его «Пособие к изучению Устава богослужения Православной Церкви», с. 388), в этом случае следует возглашать «Господи, спаси благочестивыя…». Порядок произношения «Господи, спаси благочестивыя…» такой же, как на Литургии, совершаемой без соединения с вечерней. Священник, когда нет служащего диакона, должен произносить сам возглашение «Господи, спаси благочестивыя и услыши ны» в следующей редакции. Иерей – возглас: «Яко Свят еси, Боже наш, и Тебе славу возсылаем, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно и во веки веков». Лик: «Аминь». Иерей: «Господи, спаси благочестивыя». Лик поет то же. Иерей: «И услыши ны». Лик поет то же, и далее поет «Святый Боже…». (См.: Определения Священного Синода <о порядке возглашения «Господи, спаси благочестивыя…»>, заседание 17 июля 1997 г. // Журнал Московской Патриархии. М., 1997. № 8. С. 15–16.)
11 Составные евангельские чтения Страстной седмицы, а также 12 Евангелий Святых Страстей на утрене Великой Пятницы, приводятся полностью в приложении Богослужебного Евангелия.