Д. Байрон «Паломничество Чайльд-Гарольда», «Корсар».




Задания для практических занятий по курсу

«История зарубежной литературы»

Семестр

 

Практическое занятие № 1.

 

ТЕМА: Д. Дефо «Робинзон Крузо». Особенности сатиры Джонатана Свифта в «Путешествиях Гулливера»

 

ПЛАН:

 

I. Д. Дефо «Робинзон Крузо».

1. Творческая биография Дефо.

2. Образ Р. Крузо.

3. «Образ» природы в романе.

4. Основной конфликт и особенности его развития.

5. Жанровое своеобразие книги.

 

II. Особенности сатиры Джонатана Свифта в «Путешествиях Гулливера».

1. История создания произведения.

2. Особенности композиции (художественные задачи, поставленные в предисловии; соотнесение частей).

3. «Путешествия Гулливера» как сатирическое, памфлетно-аллегорическое изображение действительности:

а) политическая сатира (ч.1, ч. 3);

б) сатира на историю (ч. 2, ч.; в) сатира на нравы (ч. 2);

г) сатира на науку (вопрос о соотношении науки и жизни, часть

д) сатира на социальное устройство общества (антиутопия в части 4):

4. Теория «естественного человека», ее воплощение в романе:

а) прием остранения и его роль:

б) соотношение героя и автора.

5 Приемы сатирического изображения в романе (фантастика, парадокс, гротеск, ирония, пародия).

 

ЛИТЕРАТУРА:

1. Аникст А. Даниэль Дефо: очерк жизни и творчества. - М., 1957.

2. Дж. Свист. Путешествия Гулливера.

3. Дубашинский И.А. «Путешествия Гулливера» Д. Свифта. М., 1968.

4. Елистратова А. Дефо // Елистратова А. Английский роман эпохи Просвещения. - М., 1966.

5. Ингер А. Джонатан Свифт. Предисловие к кн.: Свифт Дж. Сказка бочки. Путешествия Гулливера. М.. 1976 (БВЛ).

6. История всемирной литературы. Т. 5. С. 41-44.

7. История зарубежной литературы 18 века. / Под ред. Плавскина З.И. М., 1991. С. 54-58.

8. Миримский И. Реализм Дефо // Миримский И. Статьи о классиках. - М., 1966.

9. Муравьев В. Джонатан Свифт. М., 1988 (гл. 5).

10. Урнов Д. Дефо. - М., 1990.

11. Урнов Д. Робинзон и Гулливер: судьба двух литературных героев. - М., 1973.

12. Урнов Д.М. Робинзон и Гулливер. М., 1973.

 


Практическое занятие № 2.

 

ТЕМА: Трагедия И.-В. Гёте «Фауст».

 

ПЛАН:

1. Источники и жанровая характеристика произведения:

а) Понятие Мани и манихейства.

б) Народная книга о докторе Фаусте как литературный источник трагедии Гёте.

в) История легенды о докторе Фаусте.

г) Кристофер Марло «Трагическая история о докторе Фаусте» как литературный источник трагедии Гёте.

2. Творческая история «Фауста» Гёте.

3. Сущность спора между Богом и Мефистофелем в «Прологе на небе».

4. Причины душевного кризиса Фауста, отраженного в начале I части произведения.

5. Смысл противопоставления Фауст – Вагнер.

7. Причины, заставляющие Фауста заключить сделку с Мефистофелем

8. Образ Мефистофеля, его роль в судьбе Фауста.

9. Поиски смысла жизни (погребок Ауэрбаха, кухня ведьм).

10. Любовь в жизни Фауста. Образ Гретхен (Маргариты).

11. Символика II части.

12. Спор о человеке, его предназначение в жизни. Позиции в этом споре Фауста и Мефистофеля (проанализировать монолог Фауста «Болото тянется вдоль гор» - II часть, 5 акт).

13. Итог жизненных исканий Фауста.

 

ЛИТЕРАТУРА:

 

1. Аникст А.А. Творческий путь Гете. – М., 1986.

2. Аникст А.А. «Фауст» Гете (литературный комментарий). – М., 1987.

3. Вильмонт Н. Гете и его «Фауст»// И.-В. Гете «Фауст». – М., 1970 (БВЛ).

4. Волков И.Ф. «Фауст» Гете и проблема художественного метода. – М., 1970.

5. Конради К.О. Гете. Жизнь и творчество. В 2-х т. – М., 1987.

6. Тураев С.В. И.–В. Гете. – М., 1951.

 


Практическое занятие № 3.

ТЕМА: Особенности английского романтизма.

Д. Байрон «Паломничество Чайльд-Гарольда», «Корсар».

 

ПЛАН:

1. Жанровые и художественные особенности поэмы Д. Байрон «Паломничество Чайльд-Гарольда»:

а) История создания поэмы Байрона;

б) Идейный смысл поэмы. Проблема свободы в творчестве Байрона и воплощение ее в поэме;

в) Характеристика особенностей жанра и художественной структуры произведения. Взаимоотношение эпического и лирического пластов повествования;

г) «Байронический герой», его черты, отражение в его образе типического умонастроения эпохи. Эволюция соотношения между Чайльд-Гарольдом и образом автора от первой песни к четвертой.

2. Образ героя и своеобразие романтической поэмы Д. Байрона «Корсар»:

а) Эпиграф к “Песне первой”, его функции.

б) Прошлое и настоящее Конрада. Мотивы его поступков.

в) Отношение Конрада к окружающим (разбойники, Медора, Гюльнара и др.).

г) Средства создания образа романтического героя. Обстоятельства, в которых он выявляет себя (роль сюжета), атмосфера тайны, портрет.

д) Авторская характеристика личности и поведения героя (найти в тексте места, свидетельствующие об отношении автора к герою).

е) Место образа главного героя в композиции поэмы.

ж) Тема природы, способ ее изображения, функции в поэме.

з) Язык и стиль повествования (сравнить язык действующих лиц и авторские отступления).

и) Роль лирических отступлений.

 

ЛИТЕРАТУРА:

1. Елистратова А. Байрон. М., 1956. С.71-86.

2. Клименко Е. Байрон. Язык и стиль. М., 1960.

3. Кургинян М. Дж. Байрон. Гл. 3. Любое изд.

4. История всемирной литературы в 9-ти т. М., АН СССР, 1986-1991. Т. 6. (Ст. о Байроне).

5. Храповицкая Г. Н., Коровин А. В. История зарубежной литературы: западноевропейский и американский романтизм: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений /.Под ред. Г. Н. Храповицкой. — М.: “Академия”, 2007.

Практическое занятие № 4.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: