ТЕМА: Роман П. Зюскинда «Парфюмер»




План:

1. Жанровая разновидность.

2. Особенность композиции (зеркальные приемы; аромат как важнейшая структурообразующая единица; герметическое пространство; особенности финала).

3. Система образов в романе: персонажи диспозиции и конфигурации.

3.1. Специфика построения образа Жана-Батиста Гренуя (ключевые макрообразы; история рождения; портрет; представления Гренуя о Боге, мире).

3.2. Смысл образа Лауры (к какому литературному образу автор отсылает читателя? Какие дополнительные смыслы возникают?).

4. Интертекстуальные связи романа с немецкоязычной и мировой литературной традицией.

5. Поэтика прозы П. Зюскинда.

 

Литература:

1. Зюскинд П. Парфюмер. История одного убийцы. М.: Радуга, 1992.

2. Коротков А. «Примите, ядите: сиеи есть тело мое» (Заметки о поэтике романа Зюскинда): статья/ А. Коротков // Юность. – 1998. – № 5. – С. 79-80.

3. Риндисбахер Ханс Д. от запаха к слову: моделирование значений в романе Патрика Зюскинда «Парфюмер» // Риндисбахер// НЛО.- 2000. – № 3 (43). – С. 86-101.

4. Климова С.М. Эссенция и экзистенция любви: «Дух» и «Запах» (Sоphia» В. Соловьева и «Парфюмер» П. Зюскинда / С.М. Климова // Человек. – 2002. – № 4. – С. 21-29

5. Дарк О. Художник и его натурщиц / О. Дарк// Литературное обозрение. – 1993. – № 7-8. – С. 70-74.

6. Зверев А. Преступление страсти: вариант Зюскинда / А. Зверев // иностранная литература. – 2001. – № 7. – С. 256-262.

 


ТЕКСТЫДЛЯ ОБЯЗАТЕЛЬНОГО КОНКСПЕКТИРОВАНИЯ

1. Лихачев Д.С. Барокко и его русский вариант // русская литература, 1962, № 2 или Лихачев Д.С. развитие русской литературы X-XVII вв.: эпохи и стили. – Л., 1973 - гл. «Барокко в русской литературе XVII в.».

2. Луков В.А. Комедия Ж.Б. Мольера «Мещанин во дворянстве» (проблема художественного метода и комедийного мастерства) // практические задания по зарубежной литературе. – М., 1981. – с.83-90.

3. Адан А. Театр Корнеля и Расина // Театр французского классицизма. – М., 1970. – с. 5–18.

 

 

ТЕКСТЫДЛЯ ЗАУЧИВАНИЯ НАИЗУСТЬ

 

1. Лирика вагантов:

а) Любовь к филологии. б)Раздор между чтением книг и любовью. в) Выходи а привольный мир. г) Завещание (одно на выбор).

2. Лирика трубадуров: Аймерик де Пегильян «В моей любви – поэзии исток;

3. 61 сонет Ф.Петрарки

4. 55 сонет У.Шекспира

5.

6. 66 сонет У.Шекспира

7. монолог Гамлета «Быть или не быть…»

8. Р. Бернс Любовь и бедность.

9. В. Гете Ночные песни путника.

10. Ф. Шиллер Перчатка.

11. П. Верлен. Осенняя песня.

12. А. Рембо. Гласные.

13. Р. Киплинг. Заповедь.

 

 

ЛИРИКА ВАГАНТОВ

Сборник «Carmina Burana»

Безымянные поэты

 

ЛЮБОВЬ К ФИЛОЛОГИИ

 

О возлюбленной моей Смог я мудрости веков

день и ночь мечтаю, с нею причаститься

всем красавицам ее Дорога мне у нее

я предпочитаю. каждая вещица:

Лишь о ней одной пишу, суффикс, префикс ли, падеж,

лишь о ней читаю. флексия, частица.

 

Никогда рассудок мой Молвит юноша: «Люблю!»

с ней не расстается; полон умиленья.

окрыленный ею дух А для нас «любить» глагол

к небесам взовьется. первого спряженья.

Филологией моя Ну, а эти «я» и «ты»

Милая зовется. два местоименья.

 

Я взираю не нее Можно песни сочинять

восхищенным взором. о прекрасной Даме,

Грамматическим мы с ней можно прозой говорить

заняты разбором. или же стихами,

И меж нами никогда но при этом надо быть

места нет раздорам в дружбе с падежами!

 

РАЗДОР МЕЖДУ ЧТЕНИЕМ

КНИГ И ЛЮБОВЬЮ

 

Преуспев в учении,

я, посредством книг

в беспрестанном чтении

мудрости достиг.

Но, сие учение

в муках одолев,

я познал влечение

к ласкам жарких дев.

И, забросив чтение,

тешу плоть свою:

нынче предпочтение

девам отдаю.

Да… И тем не менее

(хоть в любви везет)

тайный червь сомнения

сердце мне грызет.

Что мне – по течению

безрассудно плыть

иль, вернувшись к чтению,

гением прослыть?

Ну, а развлечения

бросив целиком,

можно стать из гения

круглым дураком!

«Только через чтение

к счастью путь лежит!» –

в крайнем огорчении

разум мой брюзжит.

«Быть рабом учения

глупо чересчур»,

не без огорчения

шепчет мне Амур.

«Слышишь! Прочь смущение!

Розы жизни рви!

Радость ощущения –

в воле и в любви…»

В дивном озарении

начертал господь

чтоб сошлись в борении

разум, дух и плоть.

 

 

ВЫХОДИ В ПРИВОЛЬНЫЙ МИР!

 

Выходи в привольный мир!

К черту пыльных книжек хлам!

Наша родина– трактир.

Нам пивная – божий храм.

Ночь проведши за стаканом,

не грешно упиться в дым.

Добродетель – стариканам

безрассудство – молодым!

 

Жизнь умчится, как вода.

Смерть не даст отсрочки.

Не вернутся никогда

вешние денечки.

 

Май отблещет, отзвенит –

быстро осень подойдет

и тебя обременит

грузом старческих забот.

Плоть зачахнет, кровь заглохнет,

от тоски изноет грудь,

сердце бедное иссохнет,

заметет метелью путь.

 

Жизнь умчится, как вода.

Смерть не даст отсрочки.

Не вернутся никогда

вешние денечки.

 

"Человек – есть божество!"

И на жизненном пиру

я Амура самого

в сотоварищи беру.

На любовную охоту

выходи, лихой стрелок!

 

Пусть красавицы без счету

попадут к тебе в силок.

 

Жизнь умчится, как вода.

Смерть не даст отсрочки.

Не вернутся никогда

вешние денечки.

Столько девок молодых,

сколько во поле цветов.

Сам я в каждую из них

тут же втюриться готов.

Девки бедрами виляют,

пляшут в пляске круговой,

пламя в грудь мою вселяют,

и хожу я сам не свой.

 

Жизнь умчится, как вода.

Смерть не даст отсрочки.

Не вернутся никогда

вешние денечки.

 

 

ЗАВЕЩАНИЕ

 

Я желал бы помереть

не в своей квартире,

а за кружкою вина

где-нибудь в трактире.

Ангелочки надо мной

забренчат на лире:

«Славно этот человек

прожил в грешном мире!

Простодушная овца

из людского стада,

он с достоинством почил

средь хмельного чада.

Но бродяг и выпивох

ждет в раю награда,

ну, а трезвенников пусть

гложат муки ада!

Пусть у дьявола в когтях

корчатся на пытке

те, кто злобно отвергал

крепкие напитки!

Но у господа зато

есть вино в избытке

для пропивших в кабаках

все свои пожитки!»

Ах, винишко, ах, винцо,

Vinum, vini, vino!..

Ты сильно, как богатырь,

как дитя, невинно!

Да прославится господь,

сотворивший вина,

повелевший пить до дна –

не до половины!

Больно, весело я шел

по земным просторам,

кабаки предпочитал

храмам и соборам,

и за то в мой смертный час,

с увлажненным взором –

«Со святыми упокой!» –

гряньте дружным хором!

 

ЛИРИКА ТРУБАДУРОВ

АЙМЕРИК ДЕ ПЕГИЛЬЯН

 

В моей любви – поэзии исток,

Чтоб песни петь, любовь важнее знанья,

Через любовь я все постигнуть мог,

Но дорогой ценой – ценой страданья.

Предательски улыбкой растревожа,

Влекла меня любовь, лишь муки множа.

Сулили мне уста свое тепло,

Что на сердце мне холодом легло.

 

Хоть жалость и не ставится в упрек,

Но не могу сдержать свое роптанье:

Ведь не любя жалеть – какой тут прок?

Чем медленней, тем горше расставанье.

Нет, в жалости искать утех негоже,

Когда любовь готовит смерти ложе.

Так убивай, любовь, куда ни шло,

Но не тяни – уж это слишком зло!

 

Смерть жестока, но более жесток

Удел того, кто жив без упованья.

Как грустно брать воздержности урок

Из милых уст, расцветших для лобзанья!

За счастья миг я все бы отдал, боже, –

Чтоб жизнь опять на жизнь была похожа

(Лишь сердце бы сомнение не жгло,

Что пошутить ей в голову пришло).

 

Меня в беду не Донны нрав вовлек, -

Сам виноват! Я сам храню молчанье,

Как будто бы, дав гордости зарок,

О днях былых прогнал воспоминанье.

Меж тем любовь одна мне в сердце вхожа,

В нем помыслы другие уничтожа.

Безумен я – немею, как назло,

Когда молчать до боли тяжело!

 

Она добра, и дух ее высок,

Я не видал прекраснее созданья,

И прочих донн блистательный кружок

С ней выдержать не в силах состязанья.

Она умна не меньше, чем пригожа,

Но не поймет меня по вздохам все же,

Так что ж тогда узнать бы помогло,

Как властно к ней мне душу повлекло?

 

Но я судьбой еще наказан строже,

С той разлучен, что мне всего дороже.

Ах, и в тоске мне стало бы светло,

Лишь бы взглянуть на светлое чело!

 

И в Арагон шлю эту песню тоже.

Король, вы мне опора и надежа,

Да ваших дел столь выросло число,

Что в песню бы вместиться не могло.

 

 

ФРАНЧЕСКО ПЕТРАРКА



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: