Дополнительная общеразвивающая программа
Физкультурно-спортивной направленности
«Самооборона»
Возраст обучающихся: 6-13 лет
Срок реализации: 1 год
Пояснительная записка
Программа физкультурно-оздоровительной секции «Самооборона» по направленности является физкультурно-спортивной, по функциональному предназначению - специальной, по форме организации - индивидуально-ориентированной и групповой. Предлагаемая образовательная программа "Самооборона" предназначена для учащихся 15-19 лет (в исключительных случаях-20 лет) и рассчитана на 4 года обучения. Занятия проводятся три раза в неделю. Форма обучения - очная. Учебный год начинается 1 сентября и заканчивается 30 июня.
Актуальность предлагаемой образовательной программы определяется необходимостью развития физкультурно–спортивного направления в области единоборств, развития физических и морально- волевых качеств учащихся, материально- технические условия, для реализации которого имеются на базе учебного учреждения.
Цель программы заключается в воспитании качеств, направленных на гармоничное физическое и духовно-нравственное развитие личности учеников, воспитании достойных представителей своего народа и патриотов своей "малой Родины", граждан своего государства и культурных членов мирового сообщества, сознающих ценность явлений жизни и человека.
Основными задачами реализации программы являются:
1. Приобретение и сохранение знаний и умений, а также приумножение опыта школы рукопашного боя, чтобы они служили на благо человека и приносили пользу Миру.
2. Передача мастерства следующим поколениям.
3. Популяризация рукопашного боя.
4. Укрепление дружеских связей среди спортсменов разных клубов.
5. Подготовка молодежи в службе в рядах Российской армии и ВМФ.
6. Пропаганда здорового образа жизни.
7. Развитие у обучающихся: трудовых навыков, силы воли, внимательности, веры в свои силы, рационального образа мышления и поступков, чувства уважения к людям и окружающему миру.
8. Подготовка спортсменов разрядников, инструкторов, спортивных судей.
9. Организация досуга молодежи.
10. Проведение спортивных соревнований.
11. Повышение работоспособности воспитанников, совершенствование их физических и психических качеств, необходимых для владения техникой рукопашного боя.
12. Формирование потребности в регулярных занятиях физкультурой и спортом, осмысленного отношения к ним и постоянном совершенствовании.
13. Компенсация в отсутствующих в основном образовании знаний, умений и навыков в области физкультуры, спорта гигиены и медицины.
Реализацию данной программы предлагается осуществлять на основе следующих принципов:
1. Непрерывность образования и воспитания.
2. Учет интересов каждого учащегося его интеллектуальных и психофизиологических личностных особенностей.
3. Воспитание и обучение личным примером.
4. Учет специфических региональных особенностей культуры экологии и жизни.
5. Обеспечение подростку комфортной эмоциональной среды –"ситуации" успеха и развивающего общения.
6. Содействие выбору индивидуального образовательного маршрута и темпа его освоения.
7. Широкое применение инструктажа.
Занятия рукопашным боем в значительной степени могут восполнять недостаток движения, а также помогают предупредить умственное переутомление и повысят работоспособность учащихся во время учебы.
Сегодня рукопашный бой – это мощная система подготовки, находящаяся на стадии своего совершенствования и обладающая достаточно высоким потенциалом для физического и духовного воспитания подрастающего поколения.
Настоящая программа включает в себя материал, освоение которого дает возможность учащимся добиваться отличных показателей по физической культуре, развивать творческое воображение, фантазию, формировать здоровый образ жизни и правильное духовно-нравственное развитие, помогает самоутвердиться в среде ровесников.
Календарный учебный график
Учебный период начинается 1 сентября и заканчивается 30 июня. Количество учебных часов в год – 255. Общее количество часов за весь период обучения– 1020. Занятия проводятся три раза в неделю: понедельник, среда, пятница. Продолжительность одного занятия два часа.
Содержание программы
Учебный план на 2021-2022 гг. обучения
Введение
Рукопашный бой. История развития и совершенствования.
Духовно –нравственные основы и психофизиологические особенности рукопашного боя.
Техника безопасности и культура общения.
Традиционные действия.
Общеразвивающие упражнения.
Специальные упражнения.
Техника передвижений.
Техника борьбы.
Техника ударов.
Защита от нападения
Соревновательная техника
Подвижные игры.
Лекции
Инструктаж
Устный опрос
Содержание занятий 2021-2022гг. обучения.
Теоретическая подготовка.
Тема 1. Введение.
Краткая характеристика, цель и задачи курса рукопашного боя. Правила гигиены, техники безопасности, культуры общения на занятиях в тренировочном зале, на улице, в лесу, вблизи водоемов. Двигательный режим. Значение занятий рукопашным боем для здоровья человека. Влияние режима дня, питания, физических нагрузок на повышение физической и интеллектуальной работоспособности.
Тема 2. Рукопашный бой. История развития и совершенствования.
Образ русских богатырей в произведениях фольклора и литературы. Борьба и кулачные бои, как одна из любимых народных забав и основа состязательной мужской культуры русских.
Профессиональная борьба в цирке и балаганах.
Обучение рукопашному и штыковому бою, а армии, в разные времена в России и других государствах.
Виды рукопашного боя в настоящее время.
Тема 3. Духовно-нравственные основы и психофизиологические особенности рукопашного боя.
Образ воина как пример для подражания: развитое чувство справедливости, товарищества, взаимовыручки, патриотизма, сила духа и воля, доброта, свободолюбие, физическая сила.
Рукопашный бой-продолжение боевых традиций, правильное понимание и совершенствование их принципов, основа воспитание высоких духовно нравственных качеств личности: любовь к традициям, истории, государству.
Особая роль занятий рукопашным боем заключается в духовно нравственном воспитании учащихся. В основе рукопашного боя лежат принципы, суть которых заключена в следующем:
1. Проявлять благородство.
2. Отстаивать справедливость.
3. Уважать старших.
4. Защищать слабых.
5. Помогать нуждающимся.
6. Не использовать силу и умение во зло.
7. Не обучать людей с дурными наклонностями.
Тема 4. Техника безопасности и культура общения.
-техника безопасности при выполнении физических упражнений и работе с партнером в спортзале, в лесу, на воде, в черте населенных пунктов;
-первая помощь при травмах;
-основные правила закаливания;
-питание и двигательный режим;
-влияние на организм вредных привычек;
-игры как элемент техники и тактики боя;
-традиции народов, использующиеся как древняя основа рукопашного боя.
Тема 5. Традиционные действия.
Построения в шеренгу, в круг, приветствие, основное положение при восприятии информации и команд от инструктора, перестроения.
Команды:
1. В одну шеренгу становись.
2. В две шеренги становись.
3. Исходное положение принять.
4. Поклон.
5. Налево, направо, кругом.
6. По залу бегом (шагом) марш
7. Бой, стоп.
Практическая подготовка.
Тема 6. Общеразвивающие упражнения.
-ходьба по кругу в колонне, ходьба на носках, на пятках, в полуприседе;
-бег по кругу в колонне, спиной вперед, приставным шагом, бег с ускорением с захлестом голени и высоким подниманием бедра;
-прыжки на одной и двух ногах на месте и с передвижением, с поворотами в разные стороны;
-круговые наклонные движения туловищем и головой, маховые и круговые движения руками и ногами;
-упражнения на гибкость, растяжку мышц и сухожилий, формирование правильной осанки.
Тема 7. Специальные упражнения.
-техника подстраховки и самостраховки при падениях вперед, назад, в стороны, и из положения сидя и лежа;
-переползания по-пластунски;
-кувырки вперед, назад, прыжок-кувырок;
-стойка на руках, ходьба и отжимания на руках.
Тема 8. Техника передвижений.
-шагом, бегом;
-приставным шагом;
-челночное перемещение (влево, вперед, назад, вправо).
Тема 9. Техника борьбы.
Борьба в положении стоя:
-броски через бедро;
-бросок задняя подножка;
-бросок боковая подножка;
-передняя, боковая и задняя подсечки;
-броски через плечо;
-броски через спину;
-броски через голову.
Борьба в партере:
-переворачивание противника, перевод в борьбу лежа.
Борьба лежа:
-удержание противника на лопатках
а) верхом,
б) со стороны ног,
в) со стороны головы,
г) сбоку.
Тема 10. Техника ударов.
Удары руками:
-прямой удар кулаком;
-боковой удар кулаком;
- удар кулаком снизу.
Удары ногами:
-махи ногами (прямые и круговые).
-удар вперед;
-удар в сторону;
-удар назад.
Тема 11. Защита от нападения.
-защита руками;
-защита ногами;
-уклоны, нырки, уходы корпусом;
-освобождение от захватов;
-комбинирование защит.
Тема 12. Соревновательная техника.
-борцовские поединки на ковре;
-боксерские спарринги;
-спарринги с ударами руками и ногами;
-спарринги по правилам рукопашного боя.
Тема 13. Подвижные игры.
Игры, развивающие равновесие, сообразительность, координацию движения, реакцию, силовую и скоростную выносливость: "пятнашки", "выжигала", "выталкивание из круга", "конный бой", "перетягивание каната."
Планируемые результаты
К концу первого года обучения ученики должны знать:
-источники передачи информации о различных видах единоборств., оздоровительных и боевых системах;
-технику безопасности при занятиях в спортзале, лесу, на воде;
-простейшие элементы техники борьбы, базовые движения руками и ногами.
Ученики должны уметь:
-пользоваться упражнениями для самостоятельной разминки организма, и подготовки его к тренировке;
-сохранять равновесие при различных положениях тела;
-выполнять элементы страховки и самостраховки при падениях;
-выполнять простейшие элементы акробатики (кувырки назад, вперед, через плечо, прыжки кувырки);
-выполнять простейшие элементы техники борьбы, базовые движения руками и ногами.
Ученики должны знать:
-традиции, используемые в рукопашном бое и других видах единоборств;
-технику безопасности при работе с партнерами;
-способы оказания первой помощи при травмах;
-основные способы закаливания, правила питания, гигиены и двигательный режим занимающихся рукопашным боем;
-знать расширенную технику борьбы и нападений.
К концу второго года обучения ученики должны уметь:
-оказывать первую помощь при травмах;
-выполнять элементы акробатики (перевороты, подъем разгибом, ходьба на руках, "колесо", "рондат", "фляк")
-выполнять элементы расширенной техники борьбы, защиты, нападений;
-свободно комбинировать удары и защитные действия;
-бороться на ковре.
Ученики должны знать:
-влияние рукопашного боя на мировоззрение человека;
-понятия о тактике и стратегии;
-технику безопасности во время учебных боев и на соревнованиях;
-правила соревнований по рукопашному бою и других видах единоборств;
-принципы работы против вооруженного противника;
-комбинирование различных техник рукопашного боя.
Ученики должны уметь:
-свободно выполнять элементы акробатики и уметь комбинировать их выполнение (рондат – фляк – сальто и т.д.);
-совмещать элементы ударной техники, с элементами борьбы стоя, в партере и лежа;
-свободно и правильно выполнять приемы самозащиты от вооруженного нападения;
-активно проводить борцовские поединки, ударные спарринги по правилам бокса, кикбоксинга, рукопашного боя;
-участвовать в соревнованиях.
К концу четвертого года обучения ученики должны знать:
-основные принципы ведения поединка;
-тактику ведения поединка;
-принцип построения занятий;
К концу года обучения ученики должны уметь:
-технику нижнего уровня: подкаты 1,2,3.;
-выполнять элементы работы с короткой палкой и длинным шестом;
-тактические комплексы;
-проводить спарринги против двух или трех соперников.