ГЛАВА I ТЕОРИЯ: СИСТЕМЫ, МОДЕЛИ




Амосов Н. М. Раздумья о здоровье.

Художники:

Г. Бойко, И. Шалито. М., «Молодая гвардия», 1978.

192 с. с ил. (Эврика).

 

Как жить, чтобы укрепить свое здоровье, сохранить до глубокой старости ясный ум и работоспособность? О науч­ных основах жизни человека рассказывает известный хирург, Герой Социалистического Труда, лауреат Ленинской премии Николай Михайлович Амосов.

Эта книга поможет молодому читателю понять, как лучше организовать свой труд, отдых, питание, семейную жизнь, и объяснит, почему вредны увлечения курением я всякого рода излишества.

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

Введение.................. 3

Глава 1. Теория: системы, модели......... 6

Глава II. Физическая и психическая природа человека 16

Глава III. Наука о механизмах болезнен и здоровья.. 30

Глава IV. Здоровье........ 60

Глава V. Физкультура............ 104

Глава VI. Медицина.............. 146

Глава VII. Здоровье для себя лично........ 174

Приложение.,............;. 183

 

НИКОЛАЙ МИХАЙЛОВИЧ АМОСОВ

 

Лауреат Ленинской премии, Герой Социали­стического Труда профессор Николай Михайло­вич Амосов — хирург, ученый смелый, ищущий, идущий непроторенными дорогами. Он был в числе первых хирургов у нас в стране, которые, каждый самостоятельно, разрабатывали опера­ции с искусственным кровообращением. В его клинике качались первые работы по примене­нию барокамеры для лечения сердечных боль­ных.

Он пришел в медицину в 1939 году, окончив одновременно Архангельский медицинский и заочный индустриальный институты. И очень ско­ро молодой врач понял насущную необходи­мость поднять медицину до уровня точных наук. Война прервала его научную работу. Веду­щий хирург полевого госпиталя Николай Михай­лович Амосов прошел весь путь Великой Отече­ственной войны до победы над Германией, а потом участвовал в боях с Японией.

Сейчас Николай Михайлович заведует отделом биологической кибернетики в Институте киберне­тики и одновременно руководит клиникой груд­ной хирургии в Киеве.

В серии «Эврика» двумя изданиями вышла по­весть Николая Амосова «Мысли и сердце». По­сле нее были изданы еще две его книги: фан­тастический роман «Записки из будущего» и «ППГ 2266 (Записки военного хирурга)».

ВВЕДЕНИЕ

 

Вы только посмотрите, как велик человек! Уже ступил на Луну и скоро побывает на дру­гих планетах. Вот-вот создаст искусственную жизнь и разум, кото­рые будут способны контактировать с естественными, а затем и превысят созданное природой. И какими темпами! Ну чем не бог?

А вот другие картины. Пройдитесь по улице большого города, вы всегда встретите немало людей, которые шаркают подошвами по асфальту, дышат с трудом, ожиревшие, глаза потухли. В страхе дрожат перед страданиями и смертью. Да тот ли человек покорил космос, создал сонаты Бетховена, выдвинул великие идеалы гармо­ничного коммунистического общества?

Впрочем, я нарочно говорю банальные вещи. Эта дешевая ри­торика обыграна тысячи раз. Конечно, один и тот же человек. На­ивные вопросы о его природе просто свидетельствуют о низком уровне науки.

А говорят, жили люди... Будто бы великие мыслители Греции были отличными спортсменами и некоторые даже участвовали в Олимпийских играх... (Можете вы представить нашего профессо­ра в этой роли?) И принципы гуманного общества придуманы за­долго до паровой машины. Впрочем, не надо заблуждаться: наши античные учители были рабовладельцами. А войны возникли раньше музыки... Или не раньше?

Неужели так и оставаться человеку жалким рабом своего тела и своих страстей? Неужели болезни и ужасы фашистских концент­рационных лагерей так и будут следовать по пятам за открытиями Двойной спирали и расщепления ядра?

Небось каждому хочется бодренько воскликнуть:

— Разумеется, нет! Наука, социальный прогресс... ц т. д. Я тоже за. За прогресс и за науку. Но при трезвом

рассмотрении проблемы здоровья человека все оказывается совсем не так просто и однозначно.

Об этом и будут раздумья.

Статьи и даже книги о болезнях и здоровье очень любят. С удовольствием читают всякие рекомендации: как питаться, сколь­ко и каких упражнений делать. Каждый думает: «Начну!» Или о болезнях, какие признаки. «Нет, у меня еще нет!» Какие лекарства появились... Лучше заграничные и дорогие. Если такая жажда зна­ний, то, кажется, бери, пропагандируй, и все в порядке! Все будут здоровы! Но, к сожалению, дальше любопытства дело не идет. Точнее, идет только в одну сторону, к болезням. Где не нужно никаких усилий и кое-кому даже приятно: можно пожаловаться, пожалеть себя.

Прочитано много разных книг о болезнях, в том числе и попу­лярных. О здоровье — меньше. Рекомендации: физкультура, диеты, аутотренинг... Научные, а подчас и псевдонаучные обоснования, что моржевание, бег трусцой или умение расслабиться способны осчаст­ливить человека. Может быть, я чересчур требователен, но мне ка­жется, что нужен более широкий взгляд на всю проблему. Я попы­таюсь это реализовать.

О чем и какие раздумья, посмотрите в оглавлении. К сожале­нию, никак нельзя избежать скучных мест. Но их можно пропустить при чтении, так же как и отступления в стороны от главной темы. На худой конец будут приложены столь любезные сердцу рекомен­дации.

Впрочем, самые главные идеи я выдам авансом. Если не понра­вятся, то чтобы дальше и не читать.

Вот они:

1. В большинстве болезней виновата не природа, не обще­ство, а только сам человек. Чаще всего он болеет от лени и жад­ности, но иногда и от неразумности.

2. Не надейтесь на медицину. Она неплохо лечит многие бо­лезни, но не может сделать человека здоровым. Пока она даже не может научить человека, как стать здоровым.

Больше того: бойтесь попасть в плен к врачам! Порой они склонны преувеличивать слабость человека и могущество своей на­уки, создают у людей мнимые болезни и выдают векселя, которые не могут оплатить.

3. Чтобы быть здоровым, нужны собственные усилия, постоян­ные и значительные. Заменить их нельзя ничем. Человек столь со­вершенен, что вернуть здоровье можно почти с любой точки его упадка. Только необходимые усилия возрастают по мере старости и углубления болезней.

4. Величина любых усилий определяется стимулами, стимулы — значимостью цели, временем и вероятностью ее достижения. И очень жаль, но еще характером! К сожалению, здоровье, как важная цель, встает перед человеком, когда смерть становится близкой реальностью. Однако слабого человека даже смерть не может на­долго напугать.

5. Для здоровья одинаково необходимы четыре условия: физи­ческие нагрузки, ограничения в питании, закалка, время и умение отдыхать. И еще пятое — счастливая жизнь! К сожалению, без первых условий она здоровья не обеспечивает, Но если нет счастья

в жизни, то где найти стимулы для усилий, чтобы напрягаться и голодать? Увы!

6. Природа милостива: достаточно 20—30 минут физкультуры в день, но такой, чтобы задохнуться, вспотеть и чтобы пульс уча­стился вдвое. Если это время удвоить, то будет вообще отлично.

7. Нужно ограничивать себя в пище. Выбирайте любое: жить постоянно впроголодь и быть тощим все время или есть вволю, а потом, несколько раз в год, голодать совсем.

9. Уметь расслабляться — наука, но к ней нужен еще и харак­тер. Если бы он был!

10. О счастливой жизни. Говорят, что здоровье — счастье уже само по себе. Это неверно: к здоровью так легко привыкнуть и перестать замечать. Однако оно помогает добиться счастья в семье и в работе Помогает, но не определяет. Правда, болезнь — она уж точно — несчастье. Если тяжелая.

11. А если легкая, то некоторым даже приятно: можно рассла­биться, и авось пожалеют. Или хотя бы сам себя пожалеешь.

Так стоит ли биться за здоровье? Подумайте!

Еще одно маленькое добавление — специально для молодых. Разумеется, вы здоровы, и рано вам морочить себе голову мыслями о будущих болезнях. Но... время быстротечно. Не успеете оглянуть­ся, как отпразднуете тридцатилетие, и начнется первая декада, ког­да нужно думать о будущем... Кроме того — увы! — и сейчас уже не все вы обладаете здоровьем.

Ко мне нередко приходят напуганные юноши и девушки, кото­рые уже держатся за свою левую половину груди, жалуются на сердцебиение и разворачивают свитки электрокардиограмм. К сча­стью, у большинства из них никакой болезни, кроме детренирован-ности. Посмотришь такого на рентгене: сердце у него — малень­кое — сжалось от бездействия. Ему бы бегать или хотя бы танце­вать каждый день, а он сидит за книгами и папиросу не выпускает изо рта. И спит уже с таблетками. Таким, пожалуй, нужно читать книжку дальше. Тем более что молодые на слово не верят, требуют доказательств. (Правильно делают, разумеется.)

Но и те, что здоровы, которым книжку читать не нужно, не забывайте: движение, зеленая пища, закаливание и время для сна — действительно необходимы. Можете мне поверить.

ГЛАВА I ТЕОРИЯ: СИСТЕМЫ, МОДЕЛИ

Не верьте, что всегда можно рассказать просто о сложном, для этого, мол, нужен только талант и пр. Ив простоту гениальности тоже не верьте. Сложное есть сложное. Не зря теорию относительности сначала понимал только сам А. Эйн­штейн, а потом еще несколько ученых.

Удивительно, до чего все неясно в биологии, медици­не, психологии. Конечно, трудно объяснить работу моз­га: все-таки 15 миллиардов нервных клеток, каждая связана с сотнями других. Так же не просто прочитать, что «записано» в генах человека, их тоже, говорят, мил­лион.

Но сколько противоречий в самом простом, что

относится к здоровью. «Бег от инфаркта». Кажется, хо­рошо ясно. Нет, опасно: «Бег к инфаркту».

Или вес. Должен ли он увеличиваться с возрастом или оставаться таким, как в юности. И ведь каждый ученый приводит факты, доказывает. Как тут не запу­таться человеку?

Конечно выберешь что удобнее: полежать и поесть. Шутки в сторону, нужно попытаться разобраться в вопрогах о сложности и науке, а потом прикинуть на биологию и на человека. Говоря иначе: насколько науч­на наука?

Литература последних лет пестрит терминами: систе­мы, системный подход, модели, моделирование. Не гово­ря уже о слове «информация», мода на которое прохо­дит.

Не буду оглушать читателей формулами, именами и цитатами, цифрами. Моя цель — идеи, а не факты. Од­нако и вовсе обойти современные понятия никак нельзя. К счастью, большинство людей уже имеют интуитивное представление о предмете.

Начнем с систем.

Система — это некое собрание элементов, объединен­ных связями, так что они работают как единое целое и обладают особыми свойствами.

Объединение клеток дает новую систему — организм. У него новые качества в сравнении с клетками. Напри­мер, человек воспринимает, запоминает, реагирует дви­жениями. Люди, объединенные территорией и трудом, создают общество. Или совсем просто: радиотехнические детали, собранные по определенной схеме, представля­ют телевизор. Ни одна из его деталей сама по себе не может показывать изображения.

Есть, однако, несколько вопросов. Что считать эле­ментом системы? К примеру, человек собран из клеток, но сами они состоят из макромолекул (белков, нуклеи­новых кислот), органических помельче и просто неор­ганических. Какие считать элементом системы? Или это все схоластика: дробить и дробить? Думаю, что элемен­том сложной системы нужно считать такие более мел­кие частицы, которые сами обладают некоторыми каче­ствами, присущими основной системе. Заумно звучит, но я поясню на примере: элементом организма является именно клетка, а не молекула белка, потому что клет­кам, а не молекулам присущи основные качества орга­низма: раздражимость, рост, размножение и прежде всего обмен веществ. То же и с обществом: элемент его человек, а не клетка, потому что ему присущи качества всего общества: труд, производство вещей и информа­ции. Клетке это недоступно.

Я очень боюсь увязнуть в деталях. Но вдруг книгу будут читать ученые? Скажут: «Примитив». Скажут, кроме клеток, есть еще межклеточное вещество, состоя­щее из отдельных молекул. Что клетки объединяются в органы и системы органов, которые тоже обладают це-

лостными функциями. Все верно. Наука состоит из деталей. В системах есть подсистемы, к примеру, в организме — органы. В промышленности — пред­приятия.

И все-таки носителями целостности являются только клетка и организм. Они могут жить самостоятельно:

клетка — в культуре тканей, организм — в естественной среде. Детали действительно важны, когда речь идет о том, чтобы построить новую систему. Но при объясне­нии сути дела ими можно пренебречь.

Итак, есть иерархия структур: частицы, атомы, мо­лекулы, клетки, органы, организмы, сообщества, биоце-нозы и т. д. Разное значение специфики каждого струк­турного «этажа».

Вопрос о сложности. Опять-таки есть интуитивное представление: сложность — это много разных элемен­тов, по-разному объединенных в разные подгруппы. Разные, функции элементов и подгрупп, подсистем. Сколько этого разного?

Когда врач, купив телевизор, рассматривает его электрическую схему, она кажется ужасно сложной. Просто непостижимо, как это инженеры в ней разби­раются! Разумеется, доктор знает, что организм сложен:

анатомия, гистология... Но чтобы такое переплетение связей!

Наши схемы в учебниках физиологии неизмери­мо проще. Вот и говорите о сложности живых объек­тов. Для биолога это чистая декларация: «организм очень сложен!» А на поверку схемки из десятка квад­ратиков и двух десятков стрелок.

Схема телевизора для инженера — это модель с та­кими подробностями, что по ней можно собирать прием­ник. Для врача описание организма тоже модель, но пригодная лишь для общего понимания и примитивного управления.

Когда говорят о сложности, то обычно подразуме­вают строение, структуру. Но это только одна сторона явления. Структура — это нечто застывшее, почти мерт­вое.

Функция — вот проявление жизни. В биологии она выступает как способность к изменению структуры или возможность вступать в соединения с другими структу­рами. Функцию традиционно связывают с энергией. Ато­мы в сложной молекуле испытывают постоянные коле-


бательные движения, они обладают энергией. Чем выше мы поднимаемся по лестнице структур (макромолеку­лы — клетки—органы—организмы—сообщества), тем сложнее становится выражение функции.

Организм как целое выдает вовне не только механи­ческую энергию движений, но и вещество, например по­томство. Труд — функция человека, но, приложенная к предметам внешней среды, она выражается в вещах или иных делах.

Жизнь — это постоянное изменение структуры и функции во времени: оно по-разному проявляется на разных структурных уровнях.

Степень сложности любого объекта традиционно вы­ражают цифрами. Не будем оригинальными, приведем некоторые данные. Самая маленькая из живых клеток, так называемая микоплазма, состоит приблизительно из тысячи макромолекул. Под ними подразумеваются молекулы белка, ДНК, РНК. Средняя клетка сложного организма состоит из миллиона макромолекул около ста типов. Если бы их расчленить на аминокислоты и дру­гие простые органические молекулы, их число в клетке было бы почти астрономическим, что-нибудь около 1020.

Количество элементов еще не все в оценке сложно­сти. В ведре воды несчетное количество молекул H2O, a что может быть проще? Разнообразие элементов и их отношений, то есть количество подсистем, вот что самое важное для сложности.

Итак, мы подошли к важнейшему вопросу: как отра­зить сложность?

Для радиоприемника или даже ЭВМ — это схема, даже целая иерархия их, от блок-схемы до монтажной. К ним нужно добавить писаные инструкции, техноло­гию — получим достаточно сведений, чтобы управлять аппаратом и даже собрать новый.

А что делать с живыми системами? У нас тоже есть схемы. Они начались с простых химических формул и усложнились до химической структуры гена со схемой, не вмещающейся на странице.

Однако до уровня подобной схемы для целой клетки еще бесконечно далеко.

Модель — это система, отражающая другую систему. Таково самое общее ее определение. Она может отра­жать структуру, функцию, то и другое вместе. Модель

может быть построена из элементов, одинаковых с ори­гиналом или совсем иных. Функцию можно отразить так или иначе, например, записать... Но как? Какими знаками?

Знаки — это код. Схема приемника — знаки схем. Функции приемника, характеристики: графики и форму­лы. Есть универсальный код словесных описаний, кото­рый люди применяют для всех моделей, от атома до все­ленной.

Применяют, но удачно ли? Даже для описания простых вещей слова оказываются не лучшим кодом. Доказательство: неизбежная неточность переводов, свя­занная со спецификой языков. А если подниматься вы­ше, до психики и общества, то о точности и однозначно­сти словесных моделей уже не приходится и говорить. Каждая школа ученых выдвигает для этих объектов свою модель. Договориться чаще всего не могут.

В чем же дело? И в сложности объектов, и в несо­вершенстве «методики» создания словесных моделей.

Тогда вернемся к схемам, к цифрам и формулам. Они, несомненно, хороши. Точны. Почему же не описать ими общество? Ясно почему. Сложно. И нет точных све­дений.

Снова мы пришли к тому, с чего начали, к слож­ности. Для простого объекта все средства моделирова­ния хороши, а для сложного их пока нет. Люди еще не придумали.

А природа изобрела.

Из яйцеклетки развивается целый организм. Сначала он формируется в утробе матери, потом еще много лет продолжает расти и усложняется после рождения. Как? По модели, записанной в генах, в ДНК ядра клетки. Это несомненный факт.

Сложность модели человека, заложенная в гене, весьма велика. Говорят, она соответствует тексту в мил­лион страниц. Миллион или поменьше, сказать трудно, но, во всяком случае, много. Можно себе представить:

записана вся анатомия и физиология, биохимия взрос­лого, записана «инструкция», как всю эту систему сде­лать из одной клетки, и, кроме того, много резервных программ защиты от возможных повреждений, например развитие иммунитета на будущие микробы. И все в одной яйцеклетке.

Это можно сравнить с технической документацией на большой металлургический завод, а она весит несколь­ко тонн. Но во сколько раз завод проще организма че­ловека? В тысячу? В миллион?

В каждой клетке организма есть полный набор ге­нов, готовая модель всего организма, только большин-ство прочно заблокировано, и оставлена лишь малая часть программы, обеспечивающая «инструкции» к ис­пользованию данной клетки. Однако, как показали опы­ты биологов на лягушках, если ядро из клетки кожи по­местить в протоплазму яйцеклетки, то есть пересадить модель, из нее разовьется именно такая лягушка, от ко­торой взята модель — ядро.

Биологи считают принципиально решенным вопрос о создании полной копии человека по модели из любой его клетки. Все равно что продублировать завод по тех­нической документации...

На более высоком уровне структур можно демон­стрировать естественную модель в виде регулирующих систем организма: нервной и эндокринной. Сложней­шая нервная сеть собрана не как попало, а строго опре­деленным образом и представляет собой модель управ­ления деятельностью организма. В низших ее отделах заложены безусловные рефлексы простейших мышечных движений, этажом выше — модели сложной координа­ции врожденных двигательных актов: равновесие, бег, глотание. В вегетативной системе — модели управления внутренними функциями (поддержания гомеостаза, кро­вяного давления, постоянства дыхания и массы других параметров) при разных нагрузках и внешних усло­виях.

В самых высших отделах, в коре, заложены воз­можности создания новых моделей, то есть предусмотре­ны структуры, способные отражать внешний мир, запо-минать его изменения и отрабатывать собственную наи­выгоднейшую реакцию на него...

Если мы возьмем еще более высокую систему — со­общество животных, к примеру стаю, то не найдем спе­циальных моделей ее деятельности. Они «вмонтирова­ны» в модели поведения особей: формирование иерар­хии, воспитание детенышей, защита территории и пр.

Посмотрим на человеческое общество, которое роди­лось из стаи. В первобытной «орде» уже были модели в примитивной речи. Потом к этому добавились модели,

овеществленные в орудиях охоты, войны и труда, потом появились писаные законы, которые уже можно трак­товать как модели деятельности общества. Они дейст­вуют через психику людей, через модели в нервной сис­теме, так же как модели из нейронов в мозге управляют клетками, воздействуя на их клеточные регуляторы, на ДНК.

Таким образом, у человека действуют три этажа естественных моделей: клеточный — в ДНК, целого ор­ганизма — в регулирующих системах и общества — в писаных законах и всем многообразии достижений нау­ки и техники. Высший этаж моделей находится вне че­ловека, но действует на его поведение, преобразуясь в корковые модели.

Естественные модели утилитарны. Они служат для управления объектом. Они имеют чувствительные отде­лы (подсистемы), отражающие состояние объекта, и дви­гательные, в которых замоделированы программы управ­ления им. Для связи с объектом служат воспринимаю­щие устройства, датчики — рецепторы, и воздействую­щие — эффекторы. Для всех этих «частей» есть струк­туры в клетке и в организме.

Модели условно можно поделить на два класса:пер­вый — «статические», которые отражают устройство и деятельность другой системы в структуре. Обычно это искусственные модели. Типичный пример — письмо, фик­сированная речь. Эти модели не способны действовать сами по себе, чтобы передать информацию, нужно счи­тывающее устройство. Так, человек читает инструкцию и по ней управляет машиной.

Второй класс представлен естественными регулирую­щими системами клетки и организма — это действую­щие модели. Название условно, я не претендую на его строгость. Принцип состоит в том, что все элементы мо­дели функционируют, находятся в том или ином состоя-гии деятельности. Для ДНК — это активность генов, для нервной сети — это постоянная активность нейро­нов, проявляющаяся нервными импульсами.

Очень важен вопрос о соотношении сложности есте­ственной модели и объекта. Трудно представить коли­чественные данные, однако приблизительно можно гово­рить о соотношении 1: 100 между сложностью или объемом информации ДНК — РНК клетки и другими макромолекулами. Несколько меньшее соотношение

между числом «управляющих» и «рабочих» клеток в органах.

Сложность внешнего мира несоизмерима со слож­ностью коры мозга. Поэтому если управление телом эффективно, то воздействия на внешний мир у живот­ных ограничиваются узкими рамками удовлетворения потребностей. Чем ниже животное на лестнице эволю­ции, чем примитивнее его мозг, а следовательно, проще модели, тем менее эффективна его борьба за существо­вание. Слабая выживаемость таких животных компенси­руется избыточным размножением.

Человек обладает наиболее развитой корой мозга, поэтому его познание мира более полно. Все развитие-общества отмечается расширением объема моделей внешнего мира.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: