СОДЕРЖАНИЕ
1. Учет затрат основного производства: материальные расходы, заработная плата, амортизация, прочие расходы
2. Задачи
Литература
учет затрат основного производства: материальные расходы, заработная плата, амортизация, прочие расходы
Учет затрат основного производства организуется на счете 20 «Основное производство» по статьям затрат и видам выпускаемой продукции (работ, услуг). По дебету этого счета отражаются прямые расходы, связанные непосредственно с выпуском продукции (выполнением работ, оказанием услуг), а также потери от брака, косвенные расходы, связанные с управлением и обслуживанием производства.
Прямые расходы, связанные непосредственно с производством продукции, списываются на счет 20 «Основное производство» с кредита счетов учета производственных запасов, расчетов с персоналом по оплате труда и других счетов.
Косвенные расходы, связанные с управлением и обслуживанием производства, списывается на счет 20 «Основное производство» со счетов 25 «Общепроизводственные расходы» и 26 «Общехозяйственные расходы».
По кредиту счета 20 «Основное производство» отражается фактическая себестоимость готовой продукции в корреспонденции со счетами 40 «Выпуск продукции (работ, услуг)», 43 «Готовая продукция», 90 «Продажи».
Остаток на счете 20 «Основное производство» показывает себестоимость незавершенного производства на конец отчетного периода.
В состав незавершенного производства включается продукция, не прошедшая в организации всех стадий обработки, технологической приемки, испытаний, не укомплектованная, не сданная на склад готовой продукции или не принятая заказчиком.
|
Аналитический учет затрат на счете 20 «Основное производство» ведут по видам затрат и видам выпускаемой продукции, подразделениям организации. Информацию о затратах на производство продукции группируют по корреспондирующим счетам т составляют ведомость оборотов по счету 20 «Основное производство».
Бухгалтерские записи по отражению затрат основного производства представлены в табл. 1.
Таблица 1
Отражение затрат основного производства[1]
№ п/п | Содержание факта хозяйственной операции | Корреспонденция счетов | |
Дебет | Кредит | ||
Отражается амортизация основных средств, используемых в основном производстве | |||
Отражается амортизация нематериальных активов, используемых в основном производстве | 04,05 | ||
Отпущены материалы на производство продукции (выполнение работ, оказание услуг) в основном производстве | |||
Отпущены полуфабрикаты собственного производства на производство продукции (выполнение работ, оказание услуг) в основном производстве | |||
Стоимость работ, услуг вспомогательных производств включена в себестоимость продукции (работ, услуг) основного производства | |||
Отнесены на себестоимость продукции (работ, услуг) основного производства общепроизводственные расходы | |||
Отнесены на себестоимость продукции (работ, услуг) основного производства общехозяйственные расходы | |||
Отнесены на себестоимость продукции (работ, услуг) основного производства потери от брака | |||
Отнесены на себестоимость продукции (работ, услуг) основного производства расходы будущих периодов | |||
Отражается задолженность поставщикам, подрядчикам за работы, услуги | |||
Отражается задолженность по оплате труда рабочим основного производства, произведены отчисления на социальные нужды | 69, 70 | ||
Отражаются расходы, произведенными подотчетными лицами и включенные в себестоимость продукции | |||
Отражаются излишки незавершенного производства, выявленные при инвентаризации | |||
Отражаются возвратные отходы по ценам возможного использования, возвращены неиспользованные материалы | |||
Оприходованы полуфабрикаты собственного производства | |||
Отражается себестоимость неисправимого брака, выявленного в цехах основного производства | |||
Отражается производственная себестоимость готовой продукции, выпущенной в основном производстве | 40, 43 | ||
Отражается фактическая себестоимость работ, услуг, выполненных на основном производстве | |||
Списываются затраты по аннулированным производственным заказам (внереализационные расходы) | |||
Отражается недостача незавершенного производства, выявленная при инвентаризации | |||
Отражаются потери незавершенного производства вследствие стихийных бедствий, аварий, пожаров |
|
Рассмотрим подробнее отдельные статьи затрат.
Материальные расходы занимают большой удельный вес в себестоимости промышленной продукции. В бухгалтерском учете по статье «Сырье и материалы» отражают затраты на предметы труда, составляющие основу изготавливаемой продукции; стоимость изделий промышленного назначения и затраты на некоторые вспомогательные материалы. Расход сырья, материалов, полуфабрикатов на производство определяется по данным первичной документации – лимитных карт и требований. В случае если отпущенные в производство материалы не прошли первой стадии обработки, то стоимость таких материалов не включается в затраты на производство.
|
На себестоимость отдельных видов продукции основные материалы могут относится двумя способами: прямым и косвенным.
Прямым способом в себестоимость отдельных видов продукции основные материалы включаются в тех производствах, где заранее известно, на какой вид продукции и в каком количестве будут израсходованы материалы.
Косвенный способ (более распространен) используется в том случае, если из одного и того же материала могут быть изготовлены разные изделия. Существует несколько косвенных способов распределения[2]:
- нормативный (в машиностроении);
- пропорционально весу полученного продукта (в нефтепереработке);
- коэффициентный (в химии и пищевой промышленности).
Следует иметь в виду, что использование косвенных методов возможно лишь в случаях, когда прямой способ отнесения на себестоимость материалов исключен.
В конце месяца систематизируют данные о расходе сырья, основных материалов, полуфабрикатов, комплектующих изделий, вспомогательных материалов. По данным первичных документов составляется ведомость распределения материалов в разрезе синтетических и аналитических счетов. В ней обязательно должны быть: код счетов затрат, наименование или группы материалов, расход по нормам и отклонения от норм. Однако израсходованные на производство материалы должны быть списаны по фактической заготовительной себестоимости. Для этого необходимо довести списанные на производство материалы до их фактической себестоимости, включив в затраты сумму транспортно-заготовительных расходов или отклонений в стоимости материальных ценностей.[3]
Заработная плата. Синтетический учет расчетов с персоналом по оплате труда организуется на счете 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда». В развитие этого счета открываются субсчета:
70 – 1 «Расчеты со штатными работниками»;
70 – 2 «Расчеты с совместителями»;
70 – 3 «Расчеты с физическими лицами по договорам гражданско-правового характера».
Начисление оплаты труда отражается по кредиту указанных субсчетов на основании табелей учета рабочего времени, нарядов, рапортов о выработке, листков нетрудоспособности и др., и дебету счетов затрат и специальных источников. Информация по учету расчетов по оплате труда (обороты по дебету и кредиту счета 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда») систематизируется в разных учетных регистрах, обобщение дебетовых и кредитовых оборотов производится в Главной книге. Здесь же исчисляются и остатки по счету: кредитовый – задолженность перед работниками по оплате труда, дебетовый – долг работника перед предприятием.
Кредитовое сальдо по счету 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» показывает сумму начисленной, но не выплаченной заработной платы работникам организации и отражается в разделе V баланса «Краткосрочные обязательства» по статье «Задолженность перед персоналом организации».
Заработная плата рабочих является составной частью затрат на производство и себестоимость продукции, работ и услуг. При ее начислении дебетуются счета затрат и кредитуется счет 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда».
Стоимость объектов основных средств погашается посредством начисления амортизации, если иное не установлено соответствующими законодательными и нормативными актами.
Амортизационные отчисления по объекту основных средств начисляются с 1-го числа месяца, следующего за месяцем принятия этого объекта с бухгалтерскому учету.
Амортизационные отчисления начисляются до полного погашения стоимости объекта либо списания объекта с бухгалтерского учета в связи с прекращением права собственности. Амортизационные отчисления не начисляются при нахождении объектов на реконструкции, модернизации, консервации продолжительностью не менее трех месяцев, а также в период восстановления объекта продолжительностью свыше 12 месяцев.
Начисление амортизационных отчислений по объекту основных средств прекращается с 1-го числа месяца, следующего за месяцем полного погашения стоимости этого объекта или списания объекта с бухгалтерского учета.
Амортизация объектов основных средств начисляется одним из следующих способов[4]:
1) линейным – готовую сумму амортизационных отчислений определяют исходя из первоначальной стоимости объекта и нормы амортизации, исчисленной с учетом срока полезного использования объекта;
2) уменьшаемого остатка – годовую сумму амортизационных отчислений определяют исходя из остаточной стоимости объекта на начало отчетного года и нормы амортизации, исчисленной с учетом срока полезного действия этого объекта и коэффициента ускорения, устанавливаемого в соответствии с законодательством РФ;
3) списания стоимости по сумме чисел лет срока полезного использования – годовая сумма амортизации определяется исходя из первоначальной стоимости объекта и годового соотношения, где в числителе проставляется число лет, остающихся до конца срока службы объекта, в знаменателе – сумма чисел лет срока полезного использования объекта;
4) списания стоимости пропорционально объему продукции (работ) – амортизационные отчисления начисляются с учетом натурального показателя объема продукции (работ) в отчетном периоде и соотношения первоначальной стоимости объекта и предполагаемого объема продукции (работ) за весь срок полезного использования объекта основных средств.
Амортизационные отчисления начисляются независимо от результата деятельности организации в отчетном периоде и должны быть показаны в бухгалтерском учете в том отчетном периоде, к которому относятся. Суммы начисленной амортизации включаются в расходы по обычным видам деятельности и отражаются на счете учета амортизации.
Расчет амортизации осуществляется в ведомости по видам основных средств либо по каждому инвентарному объекту, а также по местам их эксплуатации и статьям калькуляции. Бухгалтерские записи по начислению амортизации основных средств представлены в таблице 2.
Таблица 2
Корреспонденция счетов по учету начисления амортизации основных средств[5]
№ п/п | Содержание факта хозяйственной деятельности | Корреспонденция счетов | |
Дебет | Кредит | ||
Начислена амортизация основных средств, находящихся в эксплуатации: в подразделениях основного производства в подразделениях вспомогательных производств общепроизводственного назначения общехозяйственного назначения | |||
Начислена амортизация по основным средствам, сданным в текущую аренду | |||
Списывается сумма амортизации основных средств, выбывших по различным причинам |
Прочие расходы – это расходы, отличные от расходов от обычных видов деятельности. В их состав включаются операционные, внереализационные и чрезвычайные доходы и расходы. Для их отражения используется счет 91 «Прочие доходы и расходы», к которому могут быть открыты субсчета: 91-2 «Прочие расходы»; 91-9 «Сальдо прочих доходов и расходов».
Задачи
1.Организация приобрела у Сбербанка РФ вексель, с целью получения дохода при их погашении. Стоимость векселя – 10 000 рублей. Процент по векселю – 10% годовых. Приобрели вексель на 5 месяцев (151 день). Указать проводки на приобретения векселя, оплату с расчетного счета, начисление процентов по векселю (ежемесячно); погашения векселя с процентами в конце срока.
РЕШЕНИЕ
Проводка по приобретению векселя и оплату с расчетного счета имеет вид:
58 – 76 = 10000, 76 – 51 = 10000.
Начисление процентов:
76 – 91/1 = 424.
Проценты рассчитываем как:
10%/356´151= 4,24.
Сумму процентов рассчитываем как:
4,24´10000/100=424 рубля.
Погашение векселя: 62-91/1=10424.
2.Организация приобрела облигации на сумму 200000 рублей. Стоимость информационных услуг – 8000 рублей. Процент по облигациям – 12% годовых. Приобрели сроком на 1 год. Указать проводки на приобретение облигаций, начисление процентов за год, погашение облигаций.
РЕШЕНИЕ
Приобретение облигаций:
58 – 76 = 200000, 76 – 51 = 200000.
Начисление процентов:
12%/356´356 = 12%.
Сумма процентов:
12´200000/100 = 24000.
Начисление процентов:
76 – 91/1 = 24000.
Погашение облигаций:
62-91/1=224000
3.Организация приобрела акции в количестве 500 штук по цене 2000 рублей за каждую акцию, сроком на 12 месяцев. Дивиденды по акциям в конце года составили 500000 рублей. Указать проводки по покупке акций, начислению дивидендов, получению дивидендов на расчетный счет.
РЕШЕНИЕ
Приобретение акций:
58-76 = 1000000 (2000´500), 76-51 = 1000000.
Начисление дивидендов:
76-91/1 = 500000.
Получение дивидендов:
51-76 = 500000
4.Организация «А» продает акции:
100 штук по 1000 рублей
200 штук по 1500 рублей
200 штук по 2000 рублей
Договорная стоимость продажи 1000000 рублей. Указать проводки на продажу акций, списание баланса по стоимости каждой единицы, отразить результат от продажи.
РЕШЕНИЕ
Проводка на продажу акций:
62-91/1=1000000
Списание с баланса по стоимости каждой единицы:
91/2-58=800000 (100´1000+200´1500+200´2000).
Результат от продажи:
91/9-99=200000 (1000000 – 800000)
5.Используя условия четвертого задания, списать акции с баланса по средней стоимости и вывести результат от продажи.
РЕШЕНИЕ
Среднюю стоимость найдем как среднее взвешенное стоимостей трех видов акций.
Получим:
(100´1000+200´1500+200´2000)/500=1600 рублей.
Списание баланса по средней стоимости:
91/2 – 58=800000 (1600´500).
Результат от продажи:
91/9-99=200000.
Если же найти среднюю цену как среднее арифметическое, то получим иной результат:
(1000+1500+2000)/3=1500.
Тогда списание баланса:
91/2-58=750000 (1500´500).
Результат от продажи:
91/9-99=250000
6.Организация приобрела акции, по которым установлена рыночная стоимость на сумму – 500000 рублей. На конец года произошло снижение их стоимости на 100000 рублей. Укажите проводки на приобретение ценных бумаг, создание резерва на обеспечение ценных бумаг.
РЕШЕНИЕ
Приобретение акций:
58-76 = 500000, 76-51 = 500000.
Создание резервного фонда:
51-59=100000,
где счет 59 «Резервы под обеспечение финансовых вложений»
7.Внесен вклад учредителя в уставной капитал ценными бумагами на сумму 40000 рублей (установлено учредителями), указать проводку.
РЕШЕНИЕ
Проводка будет иметь вид: 75/1-80/3, где 75/1 «Расчеты с учредителями по вкладам в уставный капитал», 80/3 «Оплаченный капитал».
литература
1. Гусева Т.М., Шеина Т.Н. Бухгалтерский учет. – М.: ТК Велби, Проспект, 2004. – 504 с.
2. Карпов В.В., Лукина Н.В. Бухгалтерский учет и отчетность организаций. – М.: Экономика и финансы, 2005. – 612 с.
3. План счетов бухгалтерского учета и инструкция по его применению. – М.: Мысль, 2005. – 62 с.
4. Рогуленко Т.М., Харьков В.П. Бухгалтерский учет. – М.: Финансы и статистика, 2005. – 352 с.
5. Сапожникова Н.Г. Бухгалтерский учет для менеджеров. Учебное пособие. – М.: КНОРУС, 2004. – 400 с.
[1] Сапожникова Н.Г. Бухгалтерский учет для менеджеров. Учебное пособие. – М.: КНОРУС, 2004. – С. 312 –313.
[2] Гусева Т.М., Шеина Т.Н. Бухгалтерский учет. – М.: ТК Велби, Проспект, 2004. – С. 302.
[3] Рогуленко Т.М., Харьков В.П. Бухгалтерский учет. – М.: Финансы и статистика, 2005. – С. 267.
[4] Карпов В.В., Лукина Н.В. Бухгалтерский учет и отчетность организаций. – М.: Экономика и финансы, 2005. – С. 374.
[5] Сапожникова Н.Г. Бухгалтерский учет для менеджеров. Учебное пособие. – М.: КНОРУС, 2004. – С. 183.