ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПРОСТЫЕ И СЛОЖНЫЕ




Выполняя упражнения этого раздела, учись:

находить грамматические основы предложения (под- лежащее и сказуемое);

находить сложные предложения;

различать части сложного предложения и ставить между ними запятую.

Прочитай сложное предложение. Определи,

1 сколько в нём простых предложений, и раздели их запятыми. Перед выполнением упражнения

допиши план действий.

План действий

1)

2):

Ириш а вдруг остановилас ь и лиц о её покраснело. 3):

Ириша вдруг остановилась, и лицо её покраснело.

1. Мороз-Воевода шагает по замёрзшей воде и в его кос- матой бороде играет яркое солнце.

2. Лето подходило к концу и на улицах зацвели самые кра- сивые цветы.

3. Лишь только хозяйка ушла в дом курица слетела с ко- лодца.


4. Павлик так неожиданно бросился на шею бабушке что она выпустила из рук чашку.

5. Весь порошок так и посыпался на пол а пилюли пока- тились в разные стороны.

6. Фронт совсем близко и врачи в медсанбате без работы не сидят.

7. Один за другим люди входили в дом и до нас донес- лись их приглушённые голоса.

8. Машенька ничего не видела вокруг потому что её новая шляпка сдвинулась на самые глаза.

9. Лесник внёс в сторожку охапку дров и скоро из трубы повалил дым.

10. За воротами был большой двор а справа виднелась ко- нюшня с лошадьми.

11. Макар плакал и слёзы замерзали у него на ресницах.

12. Мефодий неосторожно коснулся одной из книг и с её страниц на пол посыпалась пыль.

13. Мистер Куконя вскочил на ноги а волосы на его голове встали дыбом.

14. Тёма страдал без Кубика так сильно будто у него не- прерывно болел желудок.

15. Ровно год назад Гарри получил письмо из Хогвартса и у него началась совсем новая жизнь.

 

Рядом с предложением напиши, простое оно или

2 сложное.

План действий

1) прочитаю предложение;

2) найду и подчеркну двумя чертами все слова-действия (сказуемые);


3) найду и подчеркну одной чертой названия предметов, которые выполняют действия (подлежащие);

4) сосчитаю число грамматических основ и напишу, про- стое или сложное это предложение.

 

1. Чудный вечер пришёл на смену жаркому дню и принёс с собой прохладу.

Молодой тигр уже привык к цирку, и яркий свет уже не пугал его.

Митя посмотрел выше облака и увидел, как светящийся шар медленно плыл по небу.

Сейчас же в конце улицы показался автомобиль и бы- стро подъехал к удивлённому Тёмке.

2. Паучок переползал с цветка на цветок, и я долго им любовался.

В лесу я иногда собирал диковинные корешки, клал их в свою сумку и нёс домой.

Насекомые тащат куда-то веточки, затыкают и откупори- вают свои многочисленные ходы, вытаскивают погреться на солнышке белые яички-личинки.

Обычно Белка начинала обидчиво и яростно лаять, а её флегматичный сын Жук отходил в сторонку и терпеливо молчал.

3. Бурундук хлопотливо выдёргивал из гнёзд зёрна спе- лого подсолнуха и набивал ими защёчные мешки.

 

Ежи ничуть не боялись людей, спокойно бегали по комнатам и не пытались свёртываться в клубочек.

 

Собаки хотели схватить котёнка, но Вася подбе- жал, упал животом на котёнка и закрыл его от собак.


На противоположной стене вспыхнул экран, и на нём появилась всё та же улыбающаяся женщина.

 

 

4. Вдруг над зазубренным краем леса беззвучно промель- кнул самолёт, и только потом по пустому небу прокатил- ся его звук.

Старушка поставила корзинку с яичками в укромное ме- стечко и посадила на них курочку.

Маша собирала хлебные крошки и каждый день сыпала их у своего крылечка.

Через некоторое время подъём кончился, и перед глазами путников снова открылся широкий вид.

 

 

3 Выпиши из предложений грамматическую основу.

 

Образец: Славка побежал играть.

 

1. Вдруг Вовка стал смеяться надо мной. Мама начала бранить нас за разбитую чашку. Больше мы ничего не успели крикнуть. Так Федя разучился смеяться на уроках. Гриша старался вытянуть руку как можно дальше. Топик приучился бегать за мной как собачонка. Старушка при- нялась гладить Мишку по голове.

 

2. Росток будет спать под снегом до весны. Потом лиса стала рыбу выбрасывать. Тут, как нарочно, мы пить захо- тели. Тётя Наташа усадила нас завтракать. Шляпа вдруг


стала поворачиваться. Стали они подниматься по лестни- це, а Петя начал громко считать ступеньки.

 

3. Славик мечтал сделаться таким же храбрым, как Вовка. Ваня предложил нам положить листочек в дупло. Котё- нок вовремя успел залезть на дерево. И тогда Таня ста- ла смотреть в окошко. Мы со слезами просили оставить нас в лагере.

 

4. Мишка долго не мог вспомнить название книги. Дядя Витя совсем не хотел нас катать. Тут и мы с Мишкой решили браться за дело. На станции тётя Наташа пошла взять нам билеты. Тетерев боялся ходить по земле. Бан- ку с вареньем бабушка забыла закрыть.

 

 

5. Ребята решили сделать скворечники. Птицы задумали по- просить об этом рыб. Ученики приготовились писать дик- тант. Лебедь стал насмехаться над бобром. Когда тете-


рев на землю сядет спать, тогда я его и буду ловить. Дианка станет скучать по своим детям.

 

 
Найди и выпиши все сложные предложения. По- ставь запятые между их частями. Перед выпол- нением упражнения допиши план действий.

План действий

1) прочитаю

2) найду и подчеркну

3) найду и подчеркну

4) посмотрю, сколько получилось

5) выпишу

6) разделю сложное предложение на части и поставлю

между ними запятую.

1. Артист неспеша поклонился публике и зрители увидели в его руках расписную балалайку. Закрутил жук головой заскрипела его жесткая шея послышался тоненький-то- ненький писк.

 

2. Борис Сергеевич заиграл а Мишка выкинул в сторону руку как его учила Люся. С очень крутой горы лыжники


прыгали высоко-высоко, выше деревьев, потом опуска- лись на снег и не падали.

 

 

3. По снегу прыгают воробышки, от холода нахохлились, распушились, на шарики стали похожи. А как наметут вьюги глубокие сугробы тут уж заяц короткими лапками снег не раскопает.

 

4. Строители метро вели под землёй тоннель и вдруг на- толкнулись на водянистую вязкую землю — плывун. Ког- да в деревне все жители уже спят подбежит заяц к сто- гу и кормится сеном.

 

5. Не просвечивает солнце сквозь воду не блестит песок не цветут водяные травы. За окном стояла тихая без- лунная ночь лишь иногда с реки доносились отдалённые звуки.


6. Озорник-мороз и под шубу забирается, и за нос щиплет, и пальцы леденит. Маленькие удобные берлоги покрыва- ют глубокие снежные сугробы и ежи спокойно спят всю зиму.

 

 

Подумай, куда в предложение надо вставить

5 часть, данную в скобках. Напиши получившееся предложение. Обозначь грамматические основы.

Помни, что вставленную часть надо выделять за- пятыми!

 

План действий

1) прочитаю: Утром на дворе уже поднялось солнце (когда Столяров проснулся)

2) подумаю, с каким словом предложения связана по смыслу часть, данная в скобках:

Утром на дворе уже поднялось солнце

 

(когда Столяров проснулся)

3) напишу: Утром, когда Столяров проснулся, на дворе уже поднялось солнце;

4) найду действие и деятеля, подчеркну: Утром, когда Столяровпроснулся, на дворе уже поднялосьсолнце

 

1. Мы пересекли дорогу и прошли с полкилометра в сто- рону гор

(по которой только что пришли из города)


2. Двор был завален щебнем, битым кирпичом (где противники встретились)

 

3. А в прибрежных кустах стоят загадочные сумерки (куда солнце заглядывает только к полудню)

 

4. От волнения Танюшка пробежала мимо дома и вернулась (в котором жил доктор)

 

5. Там мы нашли ещё одну звериную тропу (где в реку впадают сразу три ручья)

 

6. Возле острова Вербного Илюша отыскал шалаш (где летом косили сено шумные студенты)

 

7. Вдруг небольшая ночная птица почти наткнулась на меня (которая неслышно и низко мчалась на своих мягких кры- льях)


8. Вдруг среди шумов услышал он отдалённый звук рабо- тающих моторов

(которые наполняли лес)

 

9. Пёс при этом затрясся и заскулил

(которого лесник по привычке всюду брал с собой)

 

Составь из данных частей предложение и опреде-

6 ли, простое оно или сложное. В сложном пред- ложении поставь запятую.

 

1. Вячеслав закончил говорить и стал их вытирать

снял очки посмотрел на свет

 

2. как два наших шарика дружно мчались в заоблачную высь

небо ещё раз ослепительно вспыхнуло и мы хорошо видели

 

3. потом пересекли просёлочную дорогу

местные ребята повели их сначала по узенькой тропочке затем свернули в лес


 

 

4. который написал что-то на бумажке

вдруг я вспомнил историю про человека на необитаемом острове

и бросил бутылку в море положил эту бумажку в бутылку

 

5. что дрогнула земля

в эту минуту что-то особенно здорово грохнуло и Димке показалось

так что зазвенели стёкла окошек

 

 

Оцени свои умения

(закрась кружок синим цветом — очень хо- рошо, жёлтым — хорошо, красным — не очень хорошо).

Я умею:

находить грамматическую основу предложе- ния;

отличать простые предложения от сложных;

разделять части сложного предложения за- пятой.


СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ............................................................................................... 3

СЛОВООБРАЗОВАНИЕ

Состав слова.......................................................................................... 4

ОРФОГРАФИЯ

Ударение. Безударные гласные в корне.................................... 12

Приставки и предлоги....................................................................... 21

Окончание.............................................................................................. 34

Безударные гласные в падежных окончаниях...................... 40

СИНТАКСИС

Предложения простые и сложные................................................ 53




Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: