Эффективность данной программы в большей степени зависит от положительного примера взрослых. Педагогам следует не только учитывать это в собственном поведении, но и уделять значительное внимание работе с родителями. Важно, чтобы родители осознали, что нельзя требовать от ребенка выполнения какого-либо правила поведения, если они сами не всегда ему следуют. Между педагогом и родителями должно быть достигнуто полное взаимопонимание, так как разные требования, предъявляемые детям в дошкольном учреждении и дома, могут вызвать у них растерянность, обиду или даже агрессию.
Формы взаимодействия педагогов с родителями:
- организация совместных мероприятий с целью информирования родителей о совместной работе и стимулирования их активного участия в ней;
- организация различных мероприятий с участием родителей (в том числе с привлечением медицинского работника, полицейского, пожарного);
- ознакомление родителей с результатами обучения детей (открытые занятия, различные общие мероприятия, информация в «уголках родителей»).
Темы консультаций для родителей:
1. «Не оставляйте детей без присмотра».
2. «Что нужно делать при пожаре».
3. «Как знакомить детей с основами безопасности».
4. «Предметы, требующие осторожного обращения».
5. «Использование и хранение опасных предметов».
6. «Личная безопасность».
7. «Обращение с электрическими приборами».
2.3. Учебно-тематический план
№ п/п | Наименование разделов и тем программы | Программные задачи | Приемы и методы | Месяц |
Основные понятия о здоровье и здоровом образе жизни: 1. Движение – есть потребность организма; 2. Физическая культура и закаливание; 3. Личная гигиена; 4. Роль витаминов на здоровье. | Формировать умение детей заботиться о своем здоровье. Воспитывать привычку в соблюдении правил личной гигиены. Рассказать о пользе витаминов и их значении для здоровья человека. Здоровье зависит от правильного питания – еда должна быть не только вкусной, но и полезной. Уточнить знания детей о полезных продуктах, их значении для здоровья и хорошего настроения. | Диалог с детьми, обсуждение. Обсуждение. Игра. Загадки. | Октябрь Октябрь Октябрь Ноябрь | |
Режим дня – основа здоровья. | Формирование у детей представления о правильном режиме дня и пользе его соблюдения для здоровья | Иллюстрации, обсуждение, стихи, загадки | Ноябрь | |
Как весело и безопасно встретить Новый год. 1. Пожароопасные предметы (накануне Нового года) 2. Использование и хранение опасных предметов | Формирование культуры безопасного поведения детей дошкольного возраста (особенно в праздничные дни). Донести до детей смысл, опасность несоблюдения правил безопасности (особенно пожарной). | Опасные предметы, наглядные иллюстрации, слайды, правила обращения, стихи | Ноябрь | |
Опасные ситуации: 1. Контакты с незнакомыми людьми 2. О несовпадении приятной внешности и добрых намерений 3. Правила безопасного поведения в социуме 4. Правила поведения при нахождении незнакомых предметов, вещей 5. Один дома 6. Игры во дворе (опасные ситуации) 7. В городском транспорте (познакомиться с правилами этичного и безопасного поведения в городском транспорте) 8. Типичные ситуации детского травматизма и меры их предупреждения | Объяснить ребенку, что приятная внешность незнакомого человека не всегда означает его добрые намерения. Рассмотреть и обсудить типичные опасные ситуации возможных контактов с незнакомыми людьми, научить правильно вести себя в таких ситуациях. Познакомить детей с элементарными правилами поведения на улице. Закрепить знания детей о правилах поведения в общественном транспорте, развивать внимание, усидчивость, терпение. Познакомить детей с различными опасными ситуациями, которые могут возникнуть при играх во дворе, дома. Научить их необходимым мерам предосторожности (где можно, а где нельзя играть). | Правила, разыгрывание различных ситуаций | Ноябрь Декабрь Декабрь Декабрь Декабрь Январь | |
Эмоциональное благополучие: Как выбрать себе друзей. Знаете ли Вы правила дружбы. «Волшебные слова». | Учить детей самостоятельно разрешать межличностные конфликты, учитывая при этом состояние и настроение другого человека. А также пользоваться нормами-регуляторами. | Рассуждения с детьми Иллюстрации. Карточки для игры | Январь | |
Семья - здоровая защита личности ребенка. Что такое семья. Права ребенка. | Воспитывать уважение к старшему поколению. Рассказ «Моя бабушка». Как зовут родителей, бабушек, дедушек (ФИО). Кем работают родители, кем работали бабушки, дедушки (кол-во детей). Взаимоотношения (как обращаться к старшим по возрасту) Младшие сестры и братья Чему научились у папы, у мамы, старшей сестры, брата Какие домашние дела выполняете | Иллюстрации, слайды, стихи, загадки Поговорки о семье | Январь Февраль Февраль Февраль | |
Правила дорожного движения: 1. Дорожное движение и его участники (пешеходы, пассажиры, водители) 2. Правила безопасного поведения на дорогах | Формировать представление об улице, ее основных частях. Подвести к пониманию, что играть на проезжей части нельзя: опасно. Познакомить детей с правилами этичного и безопасного поведения в городском транспорте. Закрепить знания об основных видах транспортных средств. Закрепить представления о назначении светофора, его сигналах, учить действовать по сигналу. | Обсуждение, проигрывание ситуаций | Февраль Март Март | |
«Не играй, дружок, с огнем» 1. Правила пожарной безопасности: 2. Причины возникновения пожара; 3.Способы эвакуации; 4.Опасность при обращении с электроприборами | Формирование основ безопасного поведения детей в быту. Создание условий для усвоения и закрепления знаний основных групп пожароопасных предметов, которыми нельзя самостоятельно пользоваться. Знания о безопасном обращении с огнем. Использование и хранение опасных предметов. | Правила в стихах и картинках, иллюстрации. Обсуждения. | Март Март Апрель | |
Как вызвать полицию, скорую помощь Знаешь ли ты свой адрес | Научить детей вызывать экстренные службы: пожарную службу, скорую медицинскую помощь, полицию. В каких случаях следует вызывать экстренные службы. Умение говорить по телефону (сообщить адрес, что происходит). | Тематические карточки. Проигрывание ситуаций с телефоном (как позвонить) | Апрель | |
«Я справлюсь» 1.Владение иглой 2.Как пришить пуговицу | Обучение детей навыками владения иглой. Пришивание пуговицы. Задание на дом – самостоятельно пришить пуговицу. | Практическое занятие | Апрель | |
«Будь осторожен дома»: Балкон, открытое окно | Расширить представление детей о предметах, которые могут служить источниками опасности в доме. Познакомить детей с тем, как может быть опасно самим открывать окна и выглядывать из них. | Обсуждение, какова опасность, последствия. | Апрель | |
Безопасность «В мире предметов» 1.Правила пользования колющими, режущими предметами 2.Аккуратность в работе с опасными предметами | Дать детям представление, что существует много предметов, которыми надо уметь пользоваться, и что они должны храниться в специально отведенных местах. | Тематические карточки. Обсуждение. | Май | |
Я умею одеваться «Подбери обувь», «Оденься правильно» | Что значит «одеться по погоде». Рассказать детям о сочетании цветов в выборе одежды. Что надеть, если пойдешь в театр. | Просмотр иллюстраций, слайдов, прктическое занятие | Май | |
Если чужой приходит в дом. | Научить детей правильно вести себя в случае, если в дом приходит незнакомец | Беседа.Разыгрывание ситуаций. | Май |