МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ГОРОД АРХАНГЕЛЬСК
«ДЕТСКИЙ САД ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА №117 «ВЕСЁЛЫЕ ЗВОНОЧКИ»
Утверждаю
Заведующий МАДОУ
Детский сад №117
______________Шаньгина Н.П.
«____»__________________2016 г.
ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«АЗБУКА БЕЗОПАСНОСТИ»
Автор-составитель программы:
Социальный педагог
Самодова Галина Васильевна
Срок реализации – 1 год
Возраст воспитанников: 6-7 лет
Архангельск
2016 г.
СОДЕРЖАНИЕ
Паспорт программы | ||
I. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ | ||
1.1. | Пояснительная записка | |
1.2. | Цель и задачи программы | |
1.3. | Принципы формирования программы | |
1.4. | Планируемые результаты освоения программы | |
II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ | ||
2.1. | Основные методы взаимодействия педагога с детьми | |
2.2. | Взаимодействие с родителями | |
2.3. | Учебно-тематический план | |
2.4. | Система оценки результатов освоения программы | |
III. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ | ||
3.1. | Организационно-методическое обеспечение |
Паспорт программы
1. Наименование программы | «Азбука безопасности» - программа дополнительного образования по формированию основ безопасности жизнедеятельности у детей дошкольного возраста. |
2. Реквизиты образовательной организации | Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждения муниципального образования «Город Архангельск» «Детский сад общеразвивающего вида №117 «Весёлые звоночки» Адрес: ул. Розы Люксембург 27 Контактные телефоны: 68-00-07 Адрес сайта: merrybells117.ru E-mail madoy117@gmail.com |
3. Автор-составитель программы | Социальный педагог Самогдова Галина Васильевна |
4. Возрастная категория воспитанников | Дети старшего дошкольного возраста (6-7 лет) |
5. Сроки реализации программы | 2016 – 2017 г.г. |
6. Нормативно-правовое основание для разработки программы | - Федеральный Закон от 29.12.2012 г. № 272- ФЗ «Об образовании в РФ»; - Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013 г. №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»; - Постановление главного государственного врача РФ от 15 мая 2013г. № 26 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»; - Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.1.3049-13; - «Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования», утвержден Приказом Министерства образования и науки РФ от 30.08.2013 г. № 1014 «Об утверждении порядка организации и осуществлении образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам -образовательным программам дошкольного образования»; - Устав МАДОУ Детский сад № 117; - Образовательная программа дошкольного образования МАДОУ Детский сад № 117. |
7. Цель программы | Формирование основ безопасности жизнедеятельности у детей дошкольного возраста в условиях окружающего мира. |
8. Задачи программы | 1. Формировать основы ценностного отношения к себе и окружающим людям. 2. Формировать основы здорового образа жизни. 3. Формировать представления об опасных для человека ситуациях и способах поведения в них. 4. Способствовать овладению элементарными навыками поведения дома, на улице, в парке, в транспорте и других общественных местах. 5. Развивать волевые качества: умение ограничивать свои желания, преодолевать препятствия, подчиняться требованиям взрослых и выполнять установленные нормы поведения. 6. Развивать интерес к себе, своему внутреннему миру, системе потребностей и интересов. 7. Способствовать развитию положительного отношения ребенка к окружающим людям. 8. Развивать у детей способность распознавать опасности и их источники. 9. Воспитывать правила поведения в группе сверстников (быть дружелюбным, чутким, отзывчивым, справедливым). |
9. Планируемые результаты освоения программы | -у ребенка сформированы основные знания по сохранению и укреплению своего здоровья; -ребенок усвоил элементарные знания поосновам безопасности в быту и на улице, основам пожарной безопасности, правилам дорожного движения, правилам поведения в социуме; - у ребенка сформированыосновы ценностного отношения к себе и окружающим людям; - ребенок имеет представления об опасных для человека ситуациях и способах поведения в них; - ребенок способен ограничивать свои желания, подчиняться требованиям взрослых и выполнять установленные нормы поведения; - ребенок доброжелателен и активен в общении со взрослыми и сверстниками. |
I. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
1.1. Пояснительная записка
Ребенок приходит в этот мир для долгой и счастливой жизни. Так должно быть, но, к сожалению, не всегда бывает. Начиная познавать окружающий мир, маленький человечек может столкнуться с массой ситуаций, которые напрямую или косвенно несут в себе угрозу его здоровью и даже жизни. Поэтому основная задача взрослых – привить детям культуру безопасного поведения.
Безопасность поведения на улице, безопасность поведения в быту, безопасность поведения с людьми – все это составляющие общей культуры безопасности. Но если мы будем постоянно одергивать ребенка и говорить ему о том, что тут ты можешь попасть под машину, там обожжешься, здесь поранишься, ничего хорошего из этого не получится. Мы вырастим запуганное, беспомощное создание с огромным багажом комплексов.
Безопасность — это не просто сумма усвоенных знаний, а умение правильно себя вести в различных ситуациях. Кроме того, дети могут оказаться в непредсказуемой ситуации на улице и дома, поэтому главной задачей взрослых является стимулирование развития у них самостоятельности и ответственности. Ведь все, чему учат детей, они должны уметь применять в реальной жизни, на практике.
Задача взрослых (педагогов и родителей) состоит не только в том, чтобы оберегать и защищать ребенка, но и в том, чтобы подготовить его к встрече с различными сложными, а порой опасными жизненными ситуациями.
Правила поведения и меры безопасности непосредственным образом связаны с условиями проживания человека, будь то современный город или сельская местность, привычная домашняя обстановка или морское побережье - каждая среда диктует совершенно различные способы поведения и соответственно меры предосторожности. Если бы все люди их хорошо знали и соблюдали, было бы меньше травм и несчастных случаев.
Актуальность
В связи с этим тема безопасности жизнедеятельности дошкольников так актуальна сегодня. Любая общепринятая норма поведения должна быть осознана и принята человеком - только тогда она станет действенным регулятором его поведения
Прямолинейное, декларативное требование соблюдать принятые в обществе правила поведения чаще всего оказывается малоэффективным. Тем не менее, необходимо выделить такие правила поведения, которые дети должны выполнять неукоснительно, так как от этого зависят их здоровье и безопасность. Для этого очень важно найти адекватный способ объяснения детям этих правил, а затем следить за их выполнением.
Повышенная ответственность педагогического коллектива за полноценное развитие, эмоциональное благополучие и жизнь каждого ребенка потребовала работы в данном направлении.
Одной из главных задач является воспитание у детей не только привычки здорового образа жизни, но и дать знания о том, как поступить в той, или иной опасной ситуации.
Актуальность этой темы состоит не только в том, чтобы оберегать и защищать ребенка, но и в том, чтобы подготовить ребенка к встрече с разными жизненными ситуациями.
В связи с этим разработана программа по формированию основ безопасности жизнедеятельности детей дошкольного и младшего школьного возраста. Эмоционально-психологическая готовность ребенка, наряду с интеллектуальной готовностью, является приоритетной для успешного обучения в школе, успешного взаимодействия со сверстниками и взрослыми.
Цель и задачи программы
Цель программы: формирование основ безопасности жизнедеятельности у детей дошкольного возраста в условиях окружающего мира.
Задачи:
1. Формировать основы ценностного отношения к себе и окружающим людям.
2. Формировать основы здорового образа жизни.
3. Формировать представления об опасных для человека ситуациях и способах поведения в них.
4. Способствовать овладению элементарными навыками поведения дома, на улице, в парке, в транспорте и других общественных местах.
5. Развивать волевые качества: умение ограничивать свои желания, преодолевать препятствия, подчиняться требованиям взрослых и выполнять установленные нормы поведения.
6. Развивать интерес к себе, своему внутреннему миру, системе потребностей и интересов.
7. Способствовать развитию положительного отношения ребенка к окружающим людям.
8. Развивать у детей способность распознавать опасности и их источники.
9. Воспитывать правила поведения в группе сверстников (быть дружелюбным, чутким, отзывчивым, справедливым).
Ожидаемые результаты:
- у ребенка сформированы основные знания по сохранению и укреплению своего здоровья;
- ребенок усвоил элементарные знания поосновам безопасности в быту и на улице, основам пожарной безопасности, правилам дорожного движения, правилам поведения в социуме;
- у ребенка сформированыосновы ценностного отношения к себе и окружающим людям;
- ребенок имеет представления об опасных для человека ситуациях и способах поведения в них;
- ребенок способен ограничивать свои желания, подчиняться требованиям взрослых и выполнять установленные нормы поведения;
- ребенок доброжелателен и активен в общении со взрослыми и сверстниками.
Принципы формирования программы
Принцип полноты. Содержание программы должно быть реализовано по всем тематическим направлениям: здоровьесбережение, поведение на улице и в быту, правила дорожного движение и т.д. Если какое-то направление выпадает из рассмотрения, то дети оказываются не защищенными от представленных в нем определенных источников опасности.
Принцип системности. Работа должна проводиться системно, весь учебный год при гибком распределении содержания программы в течение дня. Специально организованные занятия целесообразно проводить в первой половине дня. Такие формы взаимодействия как игра, театрализация и другие виды нерегламентированной деятельности детей могут осуществляться в течение всего дня.
Принцип сезонности. Необходимо использовать местные условия, поскольку значительная часть программы заключается в ознакомлении детей с природой. Если в зимний период можно ограничиться дидактическими пособиями, то летом необходимо организовать экскурсию в лес, парк с целью максимального приближения к естественным природным условиям и закрепления соответствующего материала.
Принцип учета условий городской и сельской местности. Известно, что городские и сельские дошкольники имеют разный опыт взаимодействия с окружающей средой. Иными словами, у каждого ребенка существует свой опыт осознания источников опасности, что определяется условиями проживания и семейным воспитанием. Компенсировать его неосведомленность в правилах поведения в непривычных для него условиях возможно только в процессе целенаправленной педагогической работы дошкольного учреждения.
Принцип возрастной адресованности. При работе с детьми разного возраста содержание программы выстраивается последовательно и в соответствии с возрастными особенностями воспитанников.
Принцип интеграции. Содержание программы органично интегрируется в содержание основной образовательной программы ДОУ. Прежде всего, это касается образовательной деятельности по изо, театрализации, ознакомлению с окружающим миром, физическому развитию.
Принцип преемственности взаимодействия с ребенком в условиях дошкольного учреждения и семье. Необходимо ознакомить родителей со всеми направлениями содержания программы, с тем, чтобы они продолжали образовательную деятельность с детьми в условиях семьи.