Останки солдат бывшей армии противника.




Поисковая этика.

Говоря на эту тему, следует определиться, в чем заключается поисковая этика по отношению к памяти погибших? На мой взгляд, прежде всего — в корректном и бережном отношении к их останкам, в стремлении восстановления утраченных в силу обстоятельств военного лихолетья и просто забытых имен.


В поисковой работе важно, чтобы наши действия и поступки были в согласии с умом и сердцем. Но если поисковик действует только по велению души, не задумываясь о широком спектре вопросов и проблем, сопровождающих эту деятельность, — велик шанс оказать медвежью услугу тем, ради кого и для кого все это делается. Равно, как и думая одной головой, не прислушиваясь к голосу сердца, — негатива не миновать. Не навреди — эта фраза должна быть девизом для каждого, кто решил заняться поиском.


В поисковой среде довольно часто бывают спорные ситуации на почве этических моментов, возникающих в ходе эксгумационных работ. Это случается потому, что не все поисковики задумываются (не секрет, что встречаются и те, кто вовсе не утруждает себя этим) о морально-этических тонкостях своего занятия.


Корректное обращение с останками — важнейшее условие в поиске, ведь мы имеем дело с теми, кто не может противиться или выразить свое отношение к нашим действиям. Тема обращения с останками погибших то и дело возвращается в виде разногласий, споров, недоразумений и даже казусов. В той ситуации, когда возникает вопрос, как корректно поступить с останками погибших, надежной подсказкой, на мой взгляд, может послужить вопрос заданный самому себе (который нелишне периодически задавать себе в обычной жизни): «Как я хотел бы, чтобы поступили со мной в подобной ситуации?»


Корректное обращение с останками — это и соблюдение правил археологии при выполнении земляных работ. В ходе работы нельзя стоять и ходить в месте залегания останков. Этого не следует делать не только из этических соображений, но и практических — можно повредить важные находки, дающие ниточку к установлению имени погибшего.


В случае эксгумационных работ на групповых захоронениях, соблюдение правил археологии в сочетании с элементарной добросовестностью дает возможность не перемешивать останки, устанавливать принадлежность находок конкретному погибшему.


Недопустимо устраивать хаотичную эксгумацию и хранение останков, равно как и их сортировку по типу костей. Хаотичная эксгумация и практика сортировки останков по фрагментам скелета с целью подсчета количества погибших говорит либо о неподготовленности поисковиков к этим работам, либо о нежелании выполнять работу добросовестно и корректно. Кроме того, при условии сохранения мягких тканей на останках погибшего хаотичная эксгумация может квалифицироваться как расчленение трупа, что в соответствии с уголовным кодексом является тяжким преступлением.


Эксгумированные останки следует своевременно помещать в транспортировочные пакеты для доставки к месту временного хранения и последующей укладки в гроб или погребальный контейнер.


Для временного хранения останков следует определять обозначенное, соответствующее случаю место и не допускать хаоса в их хранении.


Опознанные останки нельзя обезличивать, смешивая их с другими, т. к., возможно, до перезахоронения найдутся родственники погибшего и примут решение (право на это принадлежит только им) о другом месте погребения.


Необходимо принимать меры к своевременному погребению эксгумированных останков. Недопустимо оставлять останки на месте раскопа в открытом виде на длительное время и без принятия мер к их доставке к месту погребения или временного хранения.


Порой организаторы перезахоронения погребальную церемонию совмещают с праздником, торжеством или юбилеем. В этом случае очень нелепо выглядят трибунные здравицы и кощунственными аплодисменты над гробами.

 

Следует принимать меры к уходу за воинскими захоронениями, появившимися в результате поисковых работ, а при необходимости и «бить в набат», тем самым принуждая людей если не по совести, то по закону выполнять свой долг.


Уход и бережное отношение к захоронениям — это есть сохранение памяти, но никак не увековечение памяти погибших. Без изготовления памятных плит с указанием сведений о погребенных дело не может считаться выполненным добросовестно. Ибо выкопать солдата из одного места и закопать его в другом, даже если это сделать под фанфары и публично смахнуть с лица слезу, оставив при этом могилу безымянной, — скорее, означает напрасно потревожить и обезличить прах предков наших, нежели чем проявить заботу об увековечении памяти о них.

 

Нельзя не коснуться темы добросовестности и тщательности в выполнении земляных работ. Еще не все поисковики относятся к этому с достаточной степенью ответственности. Кто-то в силу неопытности, а кто-то в силу безответственности. Для чего это нужно и что стоит за этим? Два принципиально важных момента — уважительное отношение к погибшему и целесообразность этой работы как таковой. Уважительное отношение выражается в добросовестной эксгумации, после которой на месте погребения не остается фрагментов человеческих останков, имеется возможность индивидуальной упаковки в контейнеры для хранения, транспортировки и погребения. Целесообразность выражается в максимальном сборе информации для восстановления имен погибших. В противном случае погибшим будет оказана медвежья услуга — они навечно будут обезличены. А между тем, в большинстве случаев их имена возможно восстановить по архивным источникам. Исходя из этого и возникает вопрос — насколько оправданы эксгумационные работы обнаруженных захоронений, если погибшие с известными именами, пусть пока только безмолвным архивным бумагам, в результате наших сердобольных усилий навсегда станут безымянными?!

 

Останки солдат бывшей армии противника.

Нельзя не затронуть тему отношения к останкам погибших солдат армии бывшего противника. Тема эта достаточно не простая и болезненная. Отношение к ним у россиян неоднозначное, несмотря на, в известной степени, сближение наших государств. Существует межправительственное соглашение о сотрудничестве в проблеме увековечения памяти жертв Второй мировой войны. В этом направлении идет реальная работа между созданными организациями в Германии и России, в чем участвуют с различной степенью активности и поисковые формирования.

Однако, в результате появления аккуратных, пусть без особенного размаха, но впечатляющих благоустроенностью кладбищ погибших захватчиков на фоне неказистых, полузаброшенных и, не редко, совсем не ухоженных захоронений наших защитников, тема остается особенно болезненной, и мнения людей по этому поводу весьма неоднозначны. В особенности, ветеранов и всех, кто непосредственно на себе испытал все ужасы нашествия фашизма. В том числе, и автор этих строк сегодня до конца не смог преодолеть двойственного чувства к этой проблеме.

Выражается оно в следующем. С одной стороны, мы принадлежим к послевоенному поколению, непосредственно нас не коснулись ужасы фашизма. Нам легче быть более беспристрастными, чем тем, кто испытал все это на себе. Однако, многие из моего поколения никогда не знали своего деда, которого убили фашисты, или рано остались без отца, который недолго прожил от ранений и других последствий войны. Когда я был еще школьником, и моего отца приглашали на открытые уроки рассказать о фронтовой жизни, — он отказывался, потому что не так много еще прошло времени, и без слез говорить о войне фронтовик просто не мог. Мне, пацану, эти слезы были непонятны. Как так? Мужик, прошедший войну, имеет боевые награды и — плачет. Ведь фронтовики, все до единого, закалены в боях. Так нам говорили в школе.

За годы моей поисковой жизни, работы на местах сражений и исследований военных архивов я хорошо понял цену слез фронтовика. Это, конечно, лирика, но мне кажется, именно по причине подобной лирики и формируется нормальная психология людей.

Однако, попытаемся порассуждать без лирики и попробуем определиться, что такое война и от чего она случается? Цитируя поисковика Алексея Сухановского, соглашусь, что «война — это большая и грязная мужская драка», от себя добавлю: «в которой немало достается всем, кто их окружает, — старикам, детям, женщинам». Почему возникают любые драки как таковые? Когда у людей не хватает ума решить спорные вопросы с помощью диалога и компромисса или, как сказал известный юморист, «интеллектом победить», тогда в ход идут дубины. Если война начинается между государствами, значит, их правительства не смогли договориться, т.е. у правительства не хватило того самого интеллекта. Выходит, война — это следствие неумной политики того или иного правительства, государства. Поскольку войну затевают не многие, а иногда единицы людей в государстве, а расхлебывает эту затею весь народ, здесь вступает в силу поговорка «паны дерутся — у холопов чубы трещат». А чтобы народ добросовестно и старательно отстаивал интересы государства ценой своих чубов, оно, государство, имеет такие средства разъяснения и воспитания, как пропаганда и карательные структуры. Пропаганда для тех, кто быстро начинает понимать политику правительства, а кто непонятлив — тому «объяснят» карательные органы. Теперь прикинем, хотят ли русские войны? Конечно нет, но, если надо… Ведь лучше грудь в крестах, а если уж суждено голове быть в кустах, так пусть лучше ее отсечет враг, и твоей отсеченной голове, возможно, будет почет. А разве эта, пусть примитивная, но все же логика относится только к нашим соотечественникам? Разве немцы не хотели просто жить, радоваться жизни, рожать и растить детей?

Так ведь нет, столкнулись лбами два параноика — Гитлер, Сталин, и им подобные. Бесспорно, мы не звали немцев на нашу землю. А между тем, теперь мы знаем, помедли Гитлер столько, сколько нужно было Сталину, и «во имя мировой революции» все могло быть не в нашу пользу, в смысле кто кого не звал. Как бы там ни было — пострадали в различной степени все, но победили мы (о цене победы умолчим). А победителям надо быть милосердными к побежденным, и уж тем более к мертвым. Истинно сказано, «мертвый враг — уже не враг». А раз не враг, так и воевать с ним незачем. Конечно, ничто и никто не обязывает нас чтить память наравне с нашими отцами и дедами о тех, кто принес нам столько горя и разрухи. Однако, следует уважать их потомков и помнить, что бывшие враги наши — это тоже жертвы той вакханалии, что затеяна была как против нашей, так и в большой степени против их воли.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-11-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: