Факторы риска травматизаиии позвоночника у медицинской сестры




Можно назвать факторы трудового процесса и производственной ср-;ды, оказывающие неблагоприятное воздействие на здоровье среднего медицинс­кого персонала.

Нелееспособность пациентов - ослабленные, травмированные, находяиие-ся на строгом постельном режиме больные, пациенты старше 75 лет.

Непосильный для мелииинской сестры вес пациента или груза - тучные (более 100 кг) пациенты и большой груз (более 160 кг).

Неправильная поза во время подъема или перемещения - неустойчивое положение медицинской сестры, наклоны вперед во время подъема или пере-мешения, разворот тела во время подъема.

Плохая эргономика - неудачно выбранная технология, быстрое перемеще­ние груза или пациента, отсутствие специального оснащения, недостаток знаний и умений по перемещению, неподготовленная внешняя среда."

Плохое физическое и психическое здоровье медицинской сестры — ранняя дегенерация суставов, ограниченная подвижность из-за ожирения, ослабле­ние нетренированных мыши, эмоциональная неустойчивость, депрессивные состояния.

Профилактика болей в спине

Необходимыми требованиями, способными предупредить или ослабить бо­лезненные проявления, являются следующие:

1. Научиться уменьшать нагрузку на позвоночник в повседневной жизни и на работе, соблюдать гигиену поз и движений.

2. Обязательно заниматься лечебной физкультурой, постепенно укреплять мышцы спины и брюшного пресса. - ч

3. Исключить интоксикации, снижающие защитные силы организма: нико­тин, спиртное и др.

4. Не переедать, не толстеть, не увеличивать нагрузку на позвоночник.

5. Еженедельная баня -естественный способ очищения организма, улучше­ния обмена вешеств и функции позвоночника.

6. Ежегодно проводить 7-дневный профилактический курс самомассажа спины, груди, поясницы.

Эргономика

Термин «эргономика» был принят в Англии в 1949 г. Произошел он от соче­тания двух греческих слов: «эргон» - работа, «номос» -закон. В буквальном переводе он означает: закономерности функционирования человека во вре­мя работы.


Эргономика - это отрасль науки, изучающая трудовые процессы с целью

оптимизации орудий, условий труда, повышения эффективности трудовое

деятельности человека и сохранения его здоровья. В настоящее время она

включает в себя не только сферу производственной деятельности чело:™

ка но и спорт, домашнюю работу, уход за ребенком, обучение и трени"~,

социальную работу, услуги в сфере здравоохранения, а также виды леч-

тельности, связанные с контролем за техническими системами или адаг-та-
I
имей к ним. 1т~-

Эргономика как наука подразделяется на макро- и микроэргономику. £ЗЛ

Макроэргономика занимается проектированием соииотехнических систем. Уровень постановки рабочих задач - обшеорганизаиионный. Микроэргоно­мика исследует взаимоотношения между человеком и техникой на основе изучения возможностей человека и их использования в трудовых процессах. Уровень постановки рабочих задач - индивидуальный или групповой.

Мелииинская эргономика — прикладная дисциплина, один из разделов про­фессиональной эргономики, изучающий особенности трудовых процессов в медицине.

Занимается разработкой:

• наиболее оптимальных алгоритмов движения в ходе выполнения медицин­ских манипуляций;

• орудий труда; облегчающих труд медицинских работников;

• оптимальных условий труда на рабочем месте.

иелью медицинской эргономики как науки является повышение эффектив­ности труда медицинских работников и сохранение их здоровья. Она сфор­мировалась на базе таких дисциплин, как анатомия, физиология, психология.

Структура медицинской эргономики:

Анатомия:

• Антропометрия.

• Биомеханика. Физиология:

• Физиология труда.

• Гигиена труда. Психология:

• Психология труда.

• Социальная психология.

Антропометрия - это отрасль науки, занимающаяся измерением челове­ческого тела и его частей и имеющая практическое применение. Антропо­метрические различия между отдельными людьми очень велики. Людей с лю­быми крайними размерами тела относительно мало. По этой причине ими пренебрегают при проектировании заданий и оборудовании рабочего места. Обычно в расчет принимается 90% населения, так как это именно то боль­шинство, которое находится ближе к средним размерам.


Биомеханика - это наука о законах механического движения живых сис­
тем Она изучает движение тела как перемешение в системе взаимосвязан­
ных двигательных сегментов. Иными словами, движение рассматривается не
только как перемешение всего тела в пространстве, но и как движение его
отдельных частей относительно друг друга. Щ

Благодаря координированной работе центральной нервной системы и нерваиии различных мышечных групп человек может принимать и длит но удерживать различные позы с точностью угла наклона до несколь

минут. Позвоночник является основой человеческого скелета и несет на себе

жесть головы, туловиша, верхних и нижних конечностей. Он придает форму телу. В позвоночнике различают подвижные отделы и лишенный подвижности кресшово-копчиковый отдел. Позвоночник взрослого человека имеет два лордотических (шейный и поясничный) и два кифотических (грудной и крест-иово-копчиковый) изгиба. Эти искривления гасят все толчки, которые мы по­лучаем при беге и ходьбе. Плоская спина не гасит толчков - возникает сотрясение спинного и головного мозга. Большое значение в сохранении не­обходимых изгибов позвоночника имеет правильная осанка.

Осанка - это сложившаяся в течение жизни привычная поза человека в положении стоя, сохраняемая им в определенных условиях. Она считается физиологической, когда все крупные суставы находятся кпереди от отвесной линии, проходящей через голеностопные суставы.

Выявлена зависимость между устойчивостью и колебаниями проекций об­щего центра тяжести.

Суставы человеческого тела как связуюшие анатомические образования обеспечивают различную степень подвижности опорно-двигательного аппа­рата. Суставные движения разделяются на врашательные и скользящие.

В своей повседневной деятельности человек совершает массу разнообраз­ных движений и выполняет физические нагрузки различной интенсивности: статические и динамические. Статические нагрузки связаны с напряжением одних и тех же групп мышц и совершаются с малой скоростью. Линамические нагрузки совершаются с большим усилием, напряжением различных групп мышц и с различной скоростью. Статические нагрузки испытывают хирурги, опе­рационные сестры, стоматологи, зубные техники, травматологи, процедур­ные сестры и др. Динамические нагрузки, как правило, связаны с переносом тяжести. От них страдают работники «скорой помощи», медицинские сестры, перемещающие пациентов, и др.

Статическая работа требует длительного восстановительного периода. Он будет равен времени работы, умноженному на 12.

Например: 3 мин х 12 == 36 мин.

Динамическая работа, как правило, травмоопасна, особенно при верти­кальных нагрузках.

Возможные травмы:


провал пульпозного ядра в тело позвонка;

• разрыв фиброзного кольца;

• компрессионный перелом тела позвонка. Профессия медицинской сестры связана с выполнением как статическо!

_так и динамической работы. Чтобы сохранить свое здоровье и профессии нальное долголетие, избежать травмирования при перемещении пациентов уменьшить нагрузки на отделы опорно-двигательного аппарата, необходимо соблюдать законы биомеханики:

1. Внедрение в практику работы медицинских сестер сгатодииамическщЯЯ нагрузок.

2. Выбор оптимальной рабочей позы. Рабочая поза - это наиболее частое предпочтительное взаиморасположение звеньев тела при выполнении трудо­вых операций. Рабочая поза динамична, ее изменения связаны с рабочими движениями- Сохранение той или иной позы происходит при активном учас­тии нервно-мышечной системы. Негативное воздействие оказывает не столько неправильная поза, сколько длительность вынужденного положения, в кото­ром человек находится. Нагрузка на диски и мышиы спины будет отличаться в зависимости от позы.

Нагрузка на диски и мышиы спины - 80 кг. Дополнительно вклю-кг чены мышиы плечевого пояса.

00 кг

Нагрузка на диски и мышиы спины - 100 кг. Выключены мышиы пояса верхних конечностей.



140 кг

Нагрузка на мышиы и диски спины -140 кг. В основном в поддержании позы участвуют мышиы спины и брюшного пресса. Мышиы пояса нижних ко' нечностей практически выключены.


Нагрузка на мышиы и диски спины -190 кг. В под­держании позы участвуют только мышиы спины. Мыш­иы брюшного пресса выключены.


190 кг


150 кг


V


Нагрузка на диски и мышиы спины - 150 кг. В поддержании позы участвуют мышиы спины и задние мышиы бедра.



170 кг

260 кг


 

Нагрузка на диски и мышцы спины — 170 кг. В nqудержа­
нии позы участвуют мышцы спины и передние мыушы бед­
ра. Мышиы работают не рационально, так как > естился
центр тяжести. хЦ

Нагрузка на диски и мышиы спины -225 кг. В поддержании позы в основном участвуют мышиы брюшного пресса, а они не у всех сильные.

Нагрузка на диски мышиы спины - 260 кг. При подьеме груза с пола таким способом в основном работают мышиы спины.

400 кг

Нагрузка на диски и мышиы спины - 400 кг. Груз переносится на вытянутых руках, нагрузка очень вы­сокая, так как действует принцип «рычага».


Учитывая выше приведенные примеры, медсестра должна уметь смодели­ровать рабочие позы в зависимости от конкретной манипуляции.

3. Ось тела и центр тяжести. Каждое тело имеет центр тяжести. Человечес­
кое тело имеет два центра тяжести: физический и гравитационный.

Физический иентр тяжести (ось тела) - это перпендикуляр, опушенный из макушки на плошадь опоры. Физический иентр не смешается при движении туловища.

Гравитационный центр тяжести располагается в области тазового кольца. Он подвижный, смешается при движении туловиша.

Мы будем эргономично двигаться тогда, когда эти два центра совпадают или максимально приближены друг к другу. Когда человек сидит на стуле, гравитационный центр выходит за пределы тазового кольца и удаляется от оси тела. При наклоне тела эти центры приближаются, и из такой позы паци­ента поднять легче.

4. Устойчивость, Каждое физическое тело должно быть устойчивым. Глав­
ное условие устойчивости - плошадь опоры: чем она больше, тем тело более
устойчиво. Стопа человека по сравнению с ростом невелика. Мы перемеша­
емся в вертикальном положении. Что делать?

Есть три условия повышения устойчивости:

• увеличение плошади опоры; необходимо поставить ноги на ширине плеч и согнуть ноги в коленях (присесть);

• приближение гравитационного центра к плошали опоры;

12


• увеличение трения - ношение эргономической обуви.

Самая устойчивая поза - поза «на четвереньках», но выглядит она че-сколько «необычно». Ее можно использовать как переходную при наруше­нии устойчивости в реабилитационный период. Искусственные средства увеличения плошали опоры при необходимости - палка, трость, косили, ходунки, трапеиия.

5. Состояние равновесия. В физике понятие равновесия трактуется следу­
ющим образом: равновесие достигается, если произведение силы тяжести g ру-!
за) на длину плеча рычага будет равным с обеих сторон.

Исходя из принципов биомеханики, чтобы поднять больший груз, необходи­мо уменьшить плечо рычага (прижать груз к себе) или создать противовес (поза «на колене»).

6. Приложение сил. При перемещении пациента или груза сила, затрачива­
емая для этого, будет зависеть от нескольких величин: от веса пациента (гру­
за) вместе с приспособлениями, от силы трения, направления перемещающей
силы. Наименьшие усилия мы будем прилагать, если перемещающая сила бу­
дет направлена параллельно скользящей поверхности, так как сила трения не
увеличивается за счет нашего усилия.

Способы облегчения груза:

• использование приспособлений для перемещения пациента или груза с изменяющейся высотой, возможность регуляции высоты под рост;

• создание противовеса, применение рессоры или пружины;

• использование поверхности с наименьшим коэффициентом сцепления (скользящие и вращающиеся поверхности).

Физиологические основы трудовой деятельности

Труд медицинских работников считается напряженным в психоэмоциональ­ном отношении. Нервные нагрузки особенно часто возникают у медиков с небольшим профессиональным опытом. Физические нагрузки и нервное на­пряжение обусловливают состояния работоспособности или утомления.

Работоспособность - это потенциальная или реальная способность челове­ка выполнять максимальное количество работы с определенным качеством на протяжении заданного времени. Она зависит от внутренних и внешних факторов.

Внутренние факторы:

1. Подготовленность организма проявляется тренированностью. Это устой­чивость организма к перегрузкам, способность к использованию резервов и последующему их восполнению.

2. Профессиональная подготовленность - это владение профессиональны­ми навыками. Для медицинской сестры - это навыки по уходу за пациентом. В процессе овладения навыком формируется рабочий динамический стерео­тип, т.е. новая функциональная система и функциональные изменения в ней. Профессиональные навыки очень прочные. В процессе утраты физического


здоровья, старения они исчезают позднее всех остальных.

3. Если внутренние факторы на необходимом уровне, появляются мотива-1 иия к работе и эмоциональный польем при ее выполнении.

Трудовая активность человека во многом определяется внешними фа\тщ рами. К ним, прежде всего, относятся рабочее пространство и рабс:;я место.

Эргономическое проектирование рабочих пространств и рабочих мест осу­ществляется для конкретных рабочих задач и видов деятельности с учетом антропометрических, биомеханических, психофизиологических и психичес­ких возможностей и особенностей работающих. Рабочее пространство и ра­бочее место медицинской сестры очень трудно спроектировать под конкрет­ный вид деятельности. В этом случае важной оказывается приспосабливае­мое^ человеческого тела - биомеханика движения, рабочее положение, ра­бочие позы. Большое значение приобретают переносное оборудование и ма­лые приспособительные средства.

Из внешних факторов можно упомянуть режим труда (разные смены) и отдыха (ночной сон).

Оценка работоспособности осуществляется по двум показателям: количе­ству продукции и по состоянию функциональных систем. Если имеются откло­нения в функционировании, то говорят об утомлении.

Утомление-это временное понижение работоспособности организма, на­ступающее в результате интенсивной или длительной работы-и исчезающее после отдыха. В зависимости от профессии выделяют следующие типы утом­ления:

Физическое. Вызывается мышечной работой.

Сенсорное. Связано с напряженной работой анализаторных систем.

Эмоциональное. Возникает при переживаниях, тревоге, страхе.

Умственное. Вызывается большим объемом информации, дефицитом вре­мени и др.

Для медицинских работников характерны практически все типы утомле­ния, при этом их выраженность варьирует в зависимости от той или иной специальности. Например, для медсестры -по уходу более характерно физи­ческое и эмоциональное утомление.

Признаки утомления:

субъективные - усталость, онемение плеч, шеи, боли в пояснице, притуп­
ление зрения;

объективные - изменения констант, протекания рефлексов, характера
ответов на тесты.

При утомлении повышаются риск травматизма, опасность возникновения заболеваний, в т.ч. профессиональных.


Психологические основы трудовой деятельности

С позиции эргономики трудовая деятельность рассматривается как под преобразования информации и энергии, происходящей в системе «че/-век - орудие труда - предмет труда - окружающая среда». Эргономичес" «сследования и рекомендации должны основываться на выяснении закг мерностей психических и физиологических процессов, лежащих в ос определенных видов трудовой деятельности.

В психологическом плане трудовая деятельность -это реализация личное^ ных свойств человека. Они имеют определенную структуру, рассматриваем мую в теориях личности. Процесс деятельности регулируется не только В|ГД оенними но и внешними факторами и описывается как взаимодействие субьекта и предмета труда. Применительно к медицине - это взаимодей­ствие медицинского работника и пациента. Компонентом может выступать орудие труда - медицинское оборудование и приспособления по уходу. В процессе ухода за пациентом последние приобретают большое значение, так как позволяют уменьшить физическую нагрузку на медицинскую сестру. Окружающая среда и сама деятельность могут приводить к изменению состо­яния здоровья работающего человека.

Работающий человек имеет трудовую цель, т.е. субъективную модель со­стояния предмета труда, в которое его необходимо привести из исходного состояния посредством трудовых воздействий. В процессе ухода за пациен­том - целью труда является приведение пациента к самостоятельности.

Медицинский работник в процессе ухода работает с простыми орудиями труда. Поэтому и сам процесс воздействия на предмет труда (пациента), и контроль процесса воздействия осуществляются самим медицинским работ­ником.

Для того чтобы эти процессы выполнялись на качественно высоком уровне, необходимо работать по определенному алгоритму, т.е. должен возникнуть рабочий динамический стереотип. Сформировавшиеся профессиональные навыки не требуют постоянного внимания и эмоционального напряжения.

Профессиональная деятельность, рабочие задачи и взаимоотношения на работе могут быть источником психологических стрессов (переживания, уг­роза безопасности, тревога и др.), возникающих в ответ на разнообразные экстремальные воздействия или психологически трудные ситуации.

Профессиональный стресс оценивают в контексте следующих отдельных или совокупных изменений:

• физиологических;

• биомеханических;

• психологических;

• поведенческих.

Признаки профессионального стресса:

Изменение впечатлительности - наиболее ранний признак. Проявляется в ежедневных спадах и подъемах настроения. Отрицательные эмоции вызыва-


по- i

ются малозначительными, второстепенными малоприятными событиями (по­ездка в переполненном общественном транспорте, пробки на дорогах и т. Дополняется это снижением производительности и организации труда, жа бами на рабочие стрессы.

Психологические признаки - чувство напряженности, тревоги, неудовлет­воренность жизнью и трудовой деятельностью, снижение интереса к работе.

Поведенческие признаки - депрессивные и ипохондрические реакции, по­пытки уйти от выполнения тех или иных профессиональных обязанностей, изменение привычек питания, обычного стиля жизни и деятельности.

Выбор способа регуляции профессионального стресса осуществляют в зави­симости от воздействия рабочих нагрузок:

• на органы чувств (особенно слух и зрение);

• скелетно-мышечный аппарат (рабочая поза, напряжение мыши конечнос­тей);

• центральную нервную систему.

DutObhUM juAa'ia UiuuiiaAiiCIUtt МО jpi ОНОМЙКё - UJOCfH (ч МИНИМуму Hd-ГПУ1КИ НД каблук) ич n<*npuM'-APM»-»Mv гмгтои *-*o«»'i/-«if*.M^if ^f^fOfSrVI*

• Соишстствуюшая организация сенсорной среды - освещенность, слухо­
вые раздражители.

9 Собственно проектирование рабочего л*еста - сСог>7«ч,ьанж:.

Создание комфортных условий труда - регуляция нагрузки, разработка и
создание приспособлений для облегчения выполнении iex или иных манипуля-

"'. ' ***.^ижени» e^ ae аыпилне-мия тех км', шод.\:а«йиу;\яиый. Это о конечном итоге приведет к снижению профессионального травматиз­ма и профессиональных заболеваний.


Глава 2 ОБУЧЕНИЕ ПАЦИЕНТА С ОГРАНИЧЕНИЕМ ДВИЖЕНИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОМУ ПЕРЕМЕЩЕНИЮ

Начиная работу с пациентом, медицинская сестра оценивает его состоян) и решает, какой обьем помоши нужен в каждом конкретном случае. Иноп не требуется ее физического вмешательства, необходимо лишь направи действия пациента в нужное русло. Иначе говоря, действия медсестры огра ничиваются обучением пациента самостоятельному перемещению. Это сни мает проблему зависимости больного от медицинского работника, улучшает состояние и повышает мотивацию на выздоровление. Подготовка к обучению:

- медсестра должна оиенить возможности пациента и предложить ему наи­более подходящий способ перемещения;

- необходимо убрать любые мешаюшие движению предметы;

- медсестра должна убедиться, что кровать, кресло-каталка стоят на

- необходимо решить, какое оборудование или приспособления могут по-
шчь паиисн'Гу (упоры; сЛййды'/Подъемник, лёеТнииаТ:

Обучение будет эффективным, если медсестра:

- знает и понимает кажлый тгяп манипуляции,

- умеет доступно объяснить пациенту необходимые действия,

 

- е терпением относится к немощному человеку, -.-хвалит пациента за успех,

- делает перерыв при плохом самочувстяии больнпгл

- помнит о необходимости подготовки оборудова ния и окружающего про-
странства.


 

f)RV4FHMf- ПЛ11МРНТЛ d<—та»»л \А\-А\г\ гюгмг гч \ri I!,:«

П (-I/4* ' ЛМ'П < I «■ * -"•• - - -- - • - ■■! «-«—

и>слы пациент "^ймы усюйчибо**

положение iiu стуле, крысле-качалке, м&д кровати.

Условий! RdUHum 11од1вердил;чтоой j^^^r^ г^^:^

б состоянии самостоятельно перёме- р шагьс#.

Паииенгяоиимзет медсестру и име­ет желание выполнить манипуляцию самостоятельно.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: