Можно назвать факторы трудового процесса и производственной ср-;ды, оказывающие неблагоприятное воздействие на здоровье среднего медицинского персонала.
Нелееспособность пациентов - ослабленные, травмированные, находяиие-ся на строгом постельном режиме больные, пациенты старше 75 лет.
Непосильный для мелииинской сестры вес пациента или груза - тучные (более 100 кг) пациенты и большой груз (более 160 кг).
Неправильная поза во время подъема или перемещения - неустойчивое положение медицинской сестры, наклоны вперед во время подъема или пере-мешения, разворот тела во время подъема.
Плохая эргономика - неудачно выбранная технология, быстрое перемещение груза или пациента, отсутствие специального оснащения, недостаток знаний и умений по перемещению, неподготовленная внешняя среда."
Плохое физическое и психическое здоровье медицинской сестры — ранняя дегенерация суставов, ограниченная подвижность из-за ожирения, ослабление нетренированных мыши, эмоциональная неустойчивость, депрессивные состояния.
Профилактика болей в спине
Необходимыми требованиями, способными предупредить или ослабить болезненные проявления, являются следующие:
1. Научиться уменьшать нагрузку на позвоночник в повседневной жизни и на работе, соблюдать гигиену поз и движений.
2. Обязательно заниматься лечебной физкультурой, постепенно укреплять мышцы спины и брюшного пресса. - ч
3. Исключить интоксикации, снижающие защитные силы организма: никотин, спиртное и др.
4. Не переедать, не толстеть, не увеличивать нагрузку на позвоночник.
5. Еженедельная баня -естественный способ очищения организма, улучшения обмена вешеств и функции позвоночника.
6. Ежегодно проводить 7-дневный профилактический курс самомассажа спины, груди, поясницы.
Эргономика
Термин «эргономика» был принят в Англии в 1949 г. Произошел он от сочетания двух греческих слов: «эргон» - работа, «номос» -закон. В буквальном переводе он означает: закономерности функционирования человека во время работы.
Эргономика - это отрасль науки, изучающая трудовые процессы с целью
оптимизации орудий, условий труда, повышения эффективности трудовое
деятельности человека и сохранения его здоровья. В настоящее время она
включает в себя не только сферу производственной деятельности чело:™
ка но и спорт, домашнюю работу, уход за ребенком, обучение и трени"~,
социальную работу, услуги в сфере здравоохранения, а также виды леч-
тельности, связанные с контролем за техническими системами или адаг-та-
I
имей к ним. 1т~-
Эргономика как наука подразделяется на макро- и микроэргономику. £ЗЛ
Макроэргономика занимается проектированием соииотехнических систем. Уровень постановки рабочих задач - обшеорганизаиионный. Микроэргономика исследует взаимоотношения между человеком и техникой на основе изучения возможностей человека и их использования в трудовых процессах. Уровень постановки рабочих задач - индивидуальный или групповой.
Мелииинская эргономика — прикладная дисциплина, один из разделов профессиональной эргономики, изучающий особенности трудовых процессов в медицине.
Занимается разработкой:
• наиболее оптимальных алгоритмов движения в ходе выполнения медицинских манипуляций;
• орудий труда; облегчающих труд медицинских работников;
• оптимальных условий труда на рабочем месте.
иелью медицинской эргономики как науки является повышение эффективности труда медицинских работников и сохранение их здоровья. Она сформировалась на базе таких дисциплин, как анатомия, физиология, психология.
Структура медицинской эргономики:
Анатомия:
• Антропометрия.
• Биомеханика. Физиология:
• Физиология труда.
• Гигиена труда. Психология:
• Психология труда.
• Социальная психология.
Антропометрия - это отрасль науки, занимающаяся измерением человеческого тела и его частей и имеющая практическое применение. Антропометрические различия между отдельными людьми очень велики. Людей с любыми крайними размерами тела относительно мало. По этой причине ими пренебрегают при проектировании заданий и оборудовании рабочего места. Обычно в расчет принимается 90% населения, так как это именно то большинство, которое находится ближе к средним размерам.
Биомеханика - это наука о законах механического движения живых сис
тем Она изучает движение тела как перемешение в системе взаимосвязан
ных двигательных сегментов. Иными словами, движение рассматривается не
только как перемешение всего тела в пространстве, но и как движение его
отдельных частей относительно друг друга. Щ
Благодаря координированной работе центральной нервной системы и нерваиии различных мышечных групп человек может принимать и длит но удерживать различные позы с точностью угла наклона до несколь
минут. Позвоночник является основой человеческого скелета и несет на себе
жесть головы, туловиша, верхних и нижних конечностей. Он придает форму телу. В позвоночнике различают подвижные отделы и лишенный подвижности кресшово-копчиковый отдел. Позвоночник взрослого человека имеет два лордотических (шейный и поясничный) и два кифотических (грудной и крест-иово-копчиковый) изгиба. Эти искривления гасят все толчки, которые мы получаем при беге и ходьбе. Плоская спина не гасит толчков - возникает сотрясение спинного и головного мозга. Большое значение в сохранении необходимых изгибов позвоночника имеет правильная осанка.
Осанка - это сложившаяся в течение жизни привычная поза человека в положении стоя, сохраняемая им в определенных условиях. Она считается физиологической, когда все крупные суставы находятся кпереди от отвесной линии, проходящей через голеностопные суставы.
Выявлена зависимость между устойчивостью и колебаниями проекций общего центра тяжести.
Суставы человеческого тела как связуюшие анатомические образования обеспечивают различную степень подвижности опорно-двигательного аппарата. Суставные движения разделяются на врашательные и скользящие.
В своей повседневной деятельности человек совершает массу разнообразных движений и выполняет физические нагрузки различной интенсивности: статические и динамические. Статические нагрузки связаны с напряжением одних и тех же групп мышц и совершаются с малой скоростью. Линамические нагрузки совершаются с большим усилием, напряжением различных групп мышц и с различной скоростью. Статические нагрузки испытывают хирурги, операционные сестры, стоматологи, зубные техники, травматологи, процедурные сестры и др. Динамические нагрузки, как правило, связаны с переносом тяжести. От них страдают работники «скорой помощи», медицинские сестры, перемещающие пациентов, и др.
Статическая работа требует длительного восстановительного периода. Он будет равен времени работы, умноженному на 12.
Например: 3 мин х 12 == 36 мин.
Динамическая работа, как правило, травмоопасна, особенно при вертикальных нагрузках.
Возможные травмы:
• провал пульпозного ядра в тело позвонка;
• разрыв фиброзного кольца;
• компрессионный перелом тела позвонка. Профессия медицинской сестры связана с выполнением как статическо!
_так и динамической работы. Чтобы сохранить свое здоровье и профессии нальное долголетие, избежать травмирования при перемещении пациентов уменьшить нагрузки на отделы опорно-двигательного аппарата, необходимо соблюдать законы биомеханики:
1. Внедрение в практику работы медицинских сестер сгатодииамическщЯЯ нагрузок.
2. Выбор оптимальной рабочей позы. Рабочая поза - это наиболее частое предпочтительное взаиморасположение звеньев тела при выполнении трудовых операций. Рабочая поза динамична, ее изменения связаны с рабочими движениями- Сохранение той или иной позы происходит при активном участии нервно-мышечной системы. Негативное воздействие оказывает не столько неправильная поза, сколько длительность вынужденного положения, в котором человек находится. Нагрузка на диски и мышиы спины будет отличаться в зависимости от позы.
![]() |
Нагрузка на диски и мышиы спины - 80 кг. Дополнительно вклю-кг чены мышиы плечевого пояса.
00 кг
Нагрузка на диски и мышиы спины - 100 кг. Выключены мышиы пояса верхних конечностей.
![]() |
140 кг |
Нагрузка на мышиы и диски спины -140 кг. В основном в поддержании позы участвуют мышиы спины и брюшного пресса. Мышиы пояса нижних ко' нечностей практически выключены.
Нагрузка на мышиы и диски спины -190 кг. В поддержании позы участвуют только мышиы спины. Мышиы брюшного пресса выключены.
190 кг
150 кг
V
Нагрузка на диски и мышиы спины - 150 кг. В поддержании позы участвуют мышиы спины и задние мышиы бедра.
170 кг |
260 кг
![]() |
Нагрузка на диски и мышцы спины — 170 кг. В nqудержа
нии позы участвуют мышцы спины и передние мыушы бед
ра. Мышиы работают не рационально, так как > естился
центр тяжести. хЦ
Нагрузка на диски и мышиы спины -225 кг. В поддержании позы в основном участвуют мышиы брюшного пресса, а они не у всех сильные.
![]() |
Нагрузка на диски мышиы спины - 260 кг. При подьеме груза с пола таким способом в основном работают мышиы спины.
400 кг
Нагрузка на диски и мышиы спины - 400 кг. Груз переносится на вытянутых руках, нагрузка очень высокая, так как действует принцип «рычага».
Учитывая выше приведенные примеры, медсестра должна уметь смоделировать рабочие позы в зависимости от конкретной манипуляции.
3. Ось тела и центр тяжести. Каждое тело имеет центр тяжести. Человечес
кое тело имеет два центра тяжести: физический и гравитационный.
Физический иентр тяжести (ось тела) - это перпендикуляр, опушенный из макушки на плошадь опоры. Физический иентр не смешается при движении туловища.
Гравитационный центр тяжести располагается в области тазового кольца. Он подвижный, смешается при движении туловиша.
Мы будем эргономично двигаться тогда, когда эти два центра совпадают или максимально приближены друг к другу. Когда человек сидит на стуле, гравитационный центр выходит за пределы тазового кольца и удаляется от оси тела. При наклоне тела эти центры приближаются, и из такой позы пациента поднять легче.
4. Устойчивость, Каждое физическое тело должно быть устойчивым. Глав
ное условие устойчивости - плошадь опоры: чем она больше, тем тело более
устойчиво. Стопа человека по сравнению с ростом невелика. Мы перемеша
емся в вертикальном положении. Что делать?
Есть три условия повышения устойчивости:
• увеличение плошади опоры; необходимо поставить ноги на ширине плеч и согнуть ноги в коленях (присесть);
• приближение гравитационного центра к плошали опоры;
12 /Ч
• увеличение трения - ношение эргономической обуви.
Самая устойчивая поза - поза «на четвереньках», но выглядит она че-сколько «необычно». Ее можно использовать как переходную при нарушении устойчивости в реабилитационный период. Искусственные средства увеличения плошали опоры при необходимости - палка, трость, косили, ходунки, трапеиия.
5. Состояние равновесия. В физике понятие равновесия трактуется следу
ющим образом: равновесие достигается, если произведение силы тяжести g ру-!
за) на длину плеча рычага будет равным с обеих сторон.
Исходя из принципов биомеханики, чтобы поднять больший груз, необходимо уменьшить плечо рычага (прижать груз к себе) или создать противовес (поза «на колене»).
6. Приложение сил. При перемещении пациента или груза сила, затрачива
емая для этого, будет зависеть от нескольких величин: от веса пациента (гру
за) вместе с приспособлениями, от силы трения, направления перемещающей
силы. Наименьшие усилия мы будем прилагать, если перемещающая сила бу
дет направлена параллельно скользящей поверхности, так как сила трения не
увеличивается за счет нашего усилия.
Способы облегчения груза:
• использование приспособлений для перемещения пациента или груза с изменяющейся высотой, возможность регуляции высоты под рост;
• создание противовеса, применение рессоры или пружины;
• использование поверхности с наименьшим коэффициентом сцепления (скользящие и вращающиеся поверхности).
Физиологические основы трудовой деятельности
Труд медицинских работников считается напряженным в психоэмоциональном отношении. Нервные нагрузки особенно часто возникают у медиков с небольшим профессиональным опытом. Физические нагрузки и нервное напряжение обусловливают состояния работоспособности или утомления.
Работоспособность - это потенциальная или реальная способность человека выполнять максимальное количество работы с определенным качеством на протяжении заданного времени. Она зависит от внутренних и внешних факторов.
Внутренние факторы:
1. Подготовленность организма проявляется тренированностью. Это устойчивость организма к перегрузкам, способность к использованию резервов и последующему их восполнению.
2. Профессиональная подготовленность - это владение профессиональными навыками. Для медицинской сестры - это навыки по уходу за пациентом. В процессе овладения навыком формируется рабочий динамический стереотип, т.е. новая функциональная система и функциональные изменения в ней. Профессиональные навыки очень прочные. В процессе утраты физического
здоровья, старения они исчезают позднее всех остальных.
3. Если внутренние факторы на необходимом уровне, появляются мотива-1 иия к работе и эмоциональный польем при ее выполнении.
Трудовая активность человека во многом определяется внешними фа\тщ рами. К ним, прежде всего, относятся рабочее пространство и рабс:;я место.
Эргономическое проектирование рабочих пространств и рабочих мест осуществляется для конкретных рабочих задач и видов деятельности с учетом антропометрических, биомеханических, психофизиологических и психических возможностей и особенностей работающих. Рабочее пространство и рабочее место медицинской сестры очень трудно спроектировать под конкретный вид деятельности. В этом случае важной оказывается приспосабливаемое^ человеческого тела - биомеханика движения, рабочее положение, рабочие позы. Большое значение приобретают переносное оборудование и малые приспособительные средства.
Из внешних факторов можно упомянуть режим труда (разные смены) и отдыха (ночной сон).
Оценка работоспособности осуществляется по двум показателям: количеству продукции и по состоянию функциональных систем. Если имеются отклонения в функционировании, то говорят об утомлении.
Утомление-это временное понижение работоспособности организма, наступающее в результате интенсивной или длительной работы-и исчезающее после отдыха. В зависимости от профессии выделяют следующие типы утомления:
• Физическое. Вызывается мышечной работой.
• Сенсорное. Связано с напряженной работой анализаторных систем.
• Эмоциональное. Возникает при переживаниях, тревоге, страхе.
• Умственное. Вызывается большим объемом информации, дефицитом времени и др.
Для медицинских работников характерны практически все типы утомления, при этом их выраженность варьирует в зависимости от той или иной специальности. Например, для медсестры -по уходу более характерно физическое и эмоциональное утомление.
Признаки утомления:
• субъективные - усталость, онемение плеч, шеи, боли в пояснице, притуп
ление зрения;
• объективные - изменения констант, протекания рефлексов, характера
ответов на тесты.
При утомлении повышаются риск травматизма, опасность возникновения заболеваний, в т.ч. профессиональных.
Психологические основы трудовой деятельности
С позиции эргономики трудовая деятельность рассматривается как под преобразования информации и энергии, происходящей в системе «че/-век - орудие труда - предмет труда - окружающая среда». Эргономичес" «сследования и рекомендации должны основываться на выяснении закг мерностей психических и физиологических процессов, лежащих в ос определенных видов трудовой деятельности.
В психологическом плане трудовая деятельность -это реализация личное^ ных свойств человека. Они имеют определенную структуру, рассматриваем мую в теориях личности. Процесс деятельности регулируется не только В|ГД оенними но и внешними факторами и описывается как взаимодействие субьекта и предмета труда. Применительно к медицине - это взаимодействие медицинского работника и пациента. Компонентом может выступать орудие труда - медицинское оборудование и приспособления по уходу. В процессе ухода за пациентом последние приобретают большое значение, так как позволяют уменьшить физическую нагрузку на медицинскую сестру. Окружающая среда и сама деятельность могут приводить к изменению состояния здоровья работающего человека.
Работающий человек имеет трудовую цель, т.е. субъективную модель состояния предмета труда, в которое его необходимо привести из исходного состояния посредством трудовых воздействий. В процессе ухода за пациентом - целью труда является приведение пациента к самостоятельности.
Медицинский работник в процессе ухода работает с простыми орудиями труда. Поэтому и сам процесс воздействия на предмет труда (пациента), и контроль процесса воздействия осуществляются самим медицинским работником.
Для того чтобы эти процессы выполнялись на качественно высоком уровне, необходимо работать по определенному алгоритму, т.е. должен возникнуть рабочий динамический стереотип. Сформировавшиеся профессиональные навыки не требуют постоянного внимания и эмоционального напряжения.
Профессиональная деятельность, рабочие задачи и взаимоотношения на работе могут быть источником психологических стрессов (переживания, угроза безопасности, тревога и др.), возникающих в ответ на разнообразные экстремальные воздействия или психологически трудные ситуации.
Профессиональный стресс оценивают в контексте следующих отдельных или совокупных изменений:
• физиологических;
• биомеханических;
• психологических;
• поведенческих.
Признаки профессионального стресса:
Изменение впечатлительности - наиболее ранний признак. Проявляется в ежедневных спадах и подъемах настроения. Отрицательные эмоции вызыва-
по- i |
ются малозначительными, второстепенными малоприятными событиями (поездка в переполненном общественном транспорте, пробки на дорогах и т. Дополняется это снижением производительности и организации труда, жа бами на рабочие стрессы.
Психологические признаки - чувство напряженности, тревоги, неудовлетворенность жизнью и трудовой деятельностью, снижение интереса к работе.
Поведенческие признаки - депрессивные и ипохондрические реакции, попытки уйти от выполнения тех или иных профессиональных обязанностей, изменение привычек питания, обычного стиля жизни и деятельности.
Выбор способа регуляции профессионального стресса осуществляют в зависимости от воздействия рабочих нагрузок:
• на органы чувств (особенно слух и зрение);
• скелетно-мышечный аппарат (рабочая поза, напряжение мыши конечностей);
• центральную нервную систему.
DutObhUM juAa'ia UiuuiiaAiiCIUtt МО jpi ОНОМЙКё - UJOCfH (ч МИНИМуму Hd-ГПУ1КИ НД каблук) ич n<*npuM'-APM»-»Mv гмгтои *-*o«»'i/-«if*.M^if ^f^fOfSrVI*
• Соишстствуюшая организация сенсорной среды - освещенность, слухо
вые раздражители.
9 Собственно проектирование рабочего л*еста - сСог>7«ч,ьанж:.
• Создание комфортных условий труда - регуляция нагрузки, разработка и
создание приспособлений для облегчения выполнении iex или иных манипуля-
"'. ' ***.^ижени» e^ ae аыпилне-мия тех км', шод.\:а«йиу;\яиый. Это о конечном итоге приведет к снижению профессионального травматизма и профессиональных заболеваний.
Глава 2 ОБУЧЕНИЕ ПАЦИЕНТА С ОГРАНИЧЕНИЕМ ДВИЖЕНИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОМУ ПЕРЕМЕЩЕНИЮ
Начиная работу с пациентом, медицинская сестра оценивает его состоян) и решает, какой обьем помоши нужен в каждом конкретном случае. Иноп не требуется ее физического вмешательства, необходимо лишь направи действия пациента в нужное русло. Иначе говоря, действия медсестры огра ничиваются обучением пациента самостоятельному перемещению. Это сни мает проблему зависимости больного от медицинского работника, улучшает состояние и повышает мотивацию на выздоровление. Подготовка к обучению:
- медсестра должна оиенить возможности пациента и предложить ему наиболее подходящий способ перемещения;
- необходимо убрать любые мешаюшие движению предметы;
- медсестра должна убедиться, что кровать, кресло-каталка стоят на
- необходимо решить, какое оборудование или приспособления могут по-
шчь паиисн'Гу (упоры; сЛййды'/Подъемник, лёеТнииаТ:
Обучение будет эффективным, если медсестра:
- знает и понимает кажлый тгяп манипуляции,
- умеет доступно объяснить пациенту необходимые действия,
- е терпением относится к немощному человеку, -.-хвалит пациента за успех,
- делает перерыв при плохом самочувстяии больнпгл
- помнит о необходимости подготовки оборудова ния и окружающего про-
странства.
f)RV4FHMf- ПЛ11МРНТЛ d<—та»»л \А\-А\г\ гюгмг гч \ri I!,:«
П (-I/4* ' ЛМ'П < I «■ * -"•• - - -- - • - ■■■! «-«—
и>слы пациент "^ймы усюйчибо**
положение iiu стуле, крысле-качалке, м&д кровати.
Условий! RdUHum 11од1вердил;чтоой j^^^r^ г^^:^
б состоянии самостоятельно перёме- р шагьс#.
Паииенгяоиимзет медсестру и имеет желание выполнить манипуляцию самостоятельно.