Тренинг «Конфликты и тактики поведения в них»




Что же такое конфликты?

Самое общее определение конфликта – столкновение противоречивых или несовместимых сил. Противоречия в форме разногласий, т.е. отсутствие согласия между 2мя или более сторонами, обусловленное наличием разнообразных мнений, взглядов, идей, интересов, точек зрения.

В каких сферах может возникать конфликт? Во всех. Конфликт – хорошо или плохо?

Есть мнение, что конфликт – это возможности и опасности. Давайте подумаем, какие опасности может нести в себе конфликт: ….., а какие возможности? …

Т.е., если говорить о функциях конфликта, то они могут быть позитивными (конструктивными) и негативными (деструктивными).

Конструктивные: отрицание старых, «отживших»отношений и формирование новых, стимулирование изменений и развития; разрядка напряженности между конфликтующими сторонами (разрядка негативных чувств, фрустрации); возможность получить новую информацию (в споре, как известно, рождается истина) и возможность предотвратить будущие конфликты.

Деструктивные: эмоциональные / материальные затраты, ухудшение социально-психологического климата, шлейф конфликта («ложечки нашлись, а осадок остался»)…

Типы наиболее распространенных конфликтогенов:

1) Стремление к превосходству (осуществляется разными способами – приказания/угрозы/замечания/критика/обвинение/насмешка/издевка/сарказм, хвастовство, категоричность, навязывание своих советов/мнения, перебивание собеседника, утаивание информации, нарушение этики, подшучивание, обман, просьба одолжить деньги, напоминание о чем-то неприятном)

2) Проявление агрессивности (природная, втч подростковая/ ситуативная – плохое настроение/самочувствие, обстоятельства)

3) Проявление эгоизма (от лат. «ego» - я, все проявления эгоизма, как правило, являются конфликтогенами, ибо эгоист добивается чего-то для себя за счет других, что вызывает чувство несправедливости)

Делаем тест К.Томаса «Типы поведения в конфликте » - узнаем какие типы присутствуют, чтобы наглядно увидеть в игре их проявления. См.приложение.

Игра (по мотивам «За что съели Кука):

Группа делится на две части.

Первая подгруппа выходит за дверь, вторая рассаживается на стульях полукругом. Это аборигены.

Вышедшие за дверь — инопланетяне, которым надо вступить в контакт с аборигенами и узнать как можно больше об их планете.

Аборигены плохо знают язык и могут отвечать только односложно.

Инопланетяне строят свои вопросы так, чтобы получить как можно больше информации об особенностях общения аборигенов.

Когда инопланетяне выйдут за дверь, ведущий дает инструкцию для аборигенов:

«Кивок головой обозначает «нет». Слово «нет» обозначает «да». Слова «да» в речи аборигенов нет. Если в вопросе содержится слово «любовь», «любить», то аборигены выбрасывают вперед руку, показывая «класс».

Входят инопланетяне, садятся напротив.

Время на вопросы-ответы — 10-15 минут.

Когда время истекло, инопланетяне рассказывают, что они узнали от аборигенов и каковы особенности их общения.

Итак, в процессе делового и межличностного общения встречаются как люди, склонные к конфликтному поведению, так и те, которые спокойно относятся к различным ситуациям, сохраняя уравновешенность и способность принимать оптимальные решения – это видно в процессе общения и игр (как проекции реального мира). В своем анализе конфликтов в системе межличностных отношений Кеннет Томас (Kenneth W. Thomas) предложил новый подход к их разрешению и нейтрализации.

Традиционно психологическая литература делала акцент на «разрешение» конфликта, подчеркивая, что его можно и необходимо разрешить: достичь идеального бесконфликтного состояния, когда люди работают и взаимодействуют в полной гармонии с самими собой и окружающими. Однако повседневная практика показала, что:

1. большинство усилий по полному устранению конфликтов оказываются тщетными;

2. конфликты, кроме негативной функции, способны нести и позитивное начало.

 

Отсюда К. Томас предположил, что необходимо перенести акцент с устранения конфликтов на контроль или управление ими. Впервые в социальной психологии был поставлен вопрос о неоднозначном отношении к личностным конфликтам и было показано, что одна из задач управления — научиться управлять всеми фазами конфликта.

К. Томас выделил следующие пять способов регулирования конфликтов:

1. Соревнование (конкуренция), как стремление добиться удовлетворения своих интересов в ущерб другому.

2. Приспособление, означающее в противоположность соперничеству принесение в жертву собственных интересов ради другого.

3. Компромисс (нейтральный вариант).

4. Избегание, для которого характерно как отсутствие стремления к кооперации, так и отсутствие тенденции к достижению собственных целей.

5. Сотрудничество, когда участники ситуации приходят к консенсусу, полностью удовлетворяющему интересы обеих сторон.

Согласно К. Томасу при избегании конфликта ни одна из сторон не достигнет успеха. При таких формах поведения, как конкуренция, приспособление и компромисс, возможны два варианта: или один из участников в выигрыше, а другой проигрывает, или оба проигрывают, так как идут на уступки друг другу. Только одна стратегия — сотрудничество — приносит выигрыш двум сторонам.

Томас разработал специальный вопросник (он адаптирован Н. В. Гришиной), с помощью которого можно определить свою предрасположенность к той или иной стратегии или гибкость, т. е. умение менять стратегии в зависимости от цели, ситуации, особенностей партнера по взаимодействию и своих личностных характеристик.

Для более наглядного представления наиболее ярких качеств и моделей поведения в конфликтах, каждую из ситуаций можно представить в виде образов тех или иных животных. Вот ситуации, при которых использование предлагаемых стратегий поведения наиболее уместно.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-09-06 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: