В рамках изучения дисциплины «Информационные технологии в туристской индустрии» предусмотрены следующие виды учебной работы: лекции, практические занятия и др. Занятия лекционного типа в соответствии с ФГОС ВПО данного направления подготовки составляют около 46 % аудиторных занятий.
Тематическим планом курса «Информационные технологии в туристской индустрии» предусмотрены практические занятия, задачами которых являются закрепление знаний и приобретение навыков эффективного использования технических средств применительно к цели и ситуации общения: практические занятия в форме семинаров с устным публичным выступлением студентов при сопровождении презентационным материалом; практические занятия в форме выполнения тренировочных заданий под руководством преподавателя. Изучение дисциплины ориентировано как на индивидуальную, так и на групповую работу студентов. Реализация компетентностного подхода предусматривает использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий (деловых и ролевых игр, разбор конкретных ситуаций) с целью формирования и развития профессиональных навыков обучающихся. 40% аудиторных занятий проводится в интерактивной форме.
Аудиторное изучение данной программы сочетается с самостоятельной работой студентов (проработка лекционного материала, самостоятельное изучение отдельных аспектов тем, подготовка к практическим занятиям, выполнением домашних заданий).
Активное участие студента во всех формах учебного процесса, а также самостоятельная работа позволят ему овладеть необходимым объемом теоретических знаний и сформировать навыки обработки массивов экономических данных в соответствии с поставленной задачей, анализ, оценка, интерпретация полученных результатов и обоснование выводов для принятия управленческих решений.
|
Частичное формирование компетенций, реализуется с использованием комплекса образовательных технологий (список приведен ниже), направленных на активизацию и интенсификацию деятельности обучающихся и являющихся характерными практически для всех дисциплин профессионального цикла по направлению подготовки «Туризм», профиль «Технология и организация туроператорских и турагентских услуг».
Образовательные технологии:
1. Проблемное обучение;
2. Разноуровневое обучение;
3. Проектные методы обучения;
4. Исследовательские методы в обучении;
5. Обучение в сотрудничестве (командная, групповая работа);
6. Информационно-коммуникационные образовательные технологии.
Суть использования технологий в учебном процессе изложена в таблице ниже:
Педагогические технологии | Достигаемые результаты | Интерактивный метод |
1. Разноуровневое обучение | Ориентация на различный уровень обучающихся позволяет динамично корректировать процесс обучения, результаты корректировки напрямую влияют на уровень освоения компетенций | · творческие задания; · мозговой штурм; · дискуссия; · деловая игра; · разбор конкретных ситуаций; · эвристическая беседа. |
2. Исследовательские образовательные технологии | Дает возможность студентам самостоятельно пополнять свои знания, глубоко вникать в изучаемую проблему и предполагать пути ее решения, что важно для определения индивидуальной траектории развития компетентности каждого студента | · творческие задания; · метод проектов; · мозговой штурм; · дискуссия; · деловая игра; · эвристическая беседа. |
3. Технология обучения в сотрудничестве | Сотрудничество трактуется как идея совместной развивающей деятельности студентов | · работа в малых группах; · метод проектов; · мозговой штурм; · дискуссия; · деловая игра; · эвристическая беседа. |
|
Краткое описание сути интерактивных методов обучения, используемых в рамках образовательных технологий (составлено на основе материалов Учебно-методического управления АлтГТУ им. И.И. Ползунова).
Дискуссия как метод интерактивного обучения успешно применяется в системе учебных заведений на Западе, в последние годы стала применяться и в нашей системе образования. Метод дискуссии (учебной дискуссии)представляет собой «вышедшую из берегов» эвристическую беседу. Смысл данного метода состоит в обмене взглядами по конкретной проблеме. Это активный метод, позволяющий научиться отстаивать свое мнение и слушать других.
Обычно предполагается, что из мышления рождается ответ на высказывание оппонента в дискуссии, поэтому разномыслие и рождает дискуссию. Однако дело обстоит как раз наоборот: спор, дискуссия рождает мысль, активизирует мышление, а в учебной дискуссии к тому же обеспечивает сознательное усвоение учебного материала как продукта мыслительной его проработки.
Метод дискуссии используется в групповых формах занятий: на семинарах-дискуссиях, собеседованиях по обсуждению итогов выполнения заданий на практических и лабораторных занятиях, когда студентам нужно высказываться. На лекции дискуссия в полном смысле развернуться не может, но дискуссионный вопрос, вызвавший сразу несколько разных ответов из аудитории, не приведя к выбору окончательного, наиболее правильного из них, создает атмосферу коллективного размышления и готовности слушать преподавателя, отвечающего на этот дискуссионный вопрос.
|
Дискуссия на семинарском (практическом) занятии требует продуманности и основательной предварительной подготовки обучаемых. Нужны не только хорошие знания (без них дискуссия беспредметна), но также наличие у студентов умения выражать свои мысли, четко формулировать вопросы, приводить аргументы и т. д. Учебные дискуссии обогащают представления учащихся по теме, упорядочивают и закрепляют знания.
Эвристическая беседа. Метод получил название от восходящего к Сократу метода обучения «эвристика» (гр.– нахожу, отыскиваю, открываю). Данный метод путем искусно сформулированных наводящих вопросов и примеров побуждал учеников прийти к самостоятельному правильному ответу. По своей психологической природе эвристическая беседа, в современном понимании– это коллективное мышление или беседа как поиск ответа на проблему. В педагогике этот метод принято считать методом проблемного обучения (проблемно-поисковая беседа). Объясним, почему эвристическую беседу мы рассматриваем не в ряду методов проблемного обучения, хотя она построена на мыслительном поиске решения учебной проблемы. Дело в том, что в беседе мыслительный поиск превращается в поиск коллективный, где происходит обмен мнениями, предположениями, догадками, различными вариантами промежуточных решений, когда учащиеся ищут истину во взаимодействии и во взаимопомощи, активизируя мышление друг друга.
Следует иметь в виду, что этот метод предполагает наличие у учащихся определенного запаса знаний, представлений, понятий. При подготовке к беседе преподаватель должен: а) четко определить цель; б) составить план-конспект; в) подобрать наглядные средства; г) сформулировать основные и вспомогательные вопросы. Важно правильно формулировать и задавать вопросы:
–они должны быть логически связаны;
–они должны соответствовать уровню развития учащихся;
–они не должны подсказывать ответ.
Помните: вопрос задается всей группе. После небольшой паузы для обдумывания вызывается учащийся. Необходимо привлекать других учащихся исправлять, уточнять, дополнять ответ. Беседа – сложный метод, так как требует определенного напряжения сил, соответствующих условий, мастерства преподавателя, который внимательно слушает ответы, правильные одобряет, ошибочные комментирует, уточняет и вовлекает в процесс работы всю группу.
Разбор конкретных ситуаций - это способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом (проф. Е.С. Полат).
Это совокупность приёмов, действий учащихся в их определённой последовательности для достижения поставленной задачи- решения проблемы, лично значимой для обучающихся и оформленной в виде некоего конечного продукта.
Основное предназначение метода разработки конкретных ситуаций состоит в предоставлении обучающимися возможности самостоятельного приобретения знаний в процессе решения практических задач или проблем, требующего интеграции знаний из различных предметных областей.
Если говорить о методе разработки конкретных ситуаций как о педагогической технологии, то эта технология предполагает совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по своей сути. Преподавателю в рамках данного метода отводится роль разработчика, координатора, эксперта, консультанта.
В основе данного метода лежит развитие познавательных навыков обучающихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления
Метод разработки конкретных ситуаций всегда ориентирован на самостоятельную деятельность обучающихся - индивидуальную, парную, групповую, которую обучающиеся выполняют в течение определенного отрезка времени. Этот метод органично сочетается с групповыми методами.
Метод разработки конкретных ситуаций всегда предполагает решение какой-то проблемы. Решение проблемы предусматривает, с одной стороны, использование совокупности, разнообразных методов, средств обучения, а с другой, предполагает необходимость интегрирования знаний, умений применять знания из различных областей науки, техники, технологии, творческих областей.
Результаты данного метода должны быть, что называется, "осязаемыми", т.е., если это теоретическая проблема, то конкретное ее решение, если практическая - конкретный результат, готовый к использованию (на уроке, в школе, в реальной жизни). Если говорить о методе разработки конкретных ситуаций как о педагогической технологии, то эта технология предполагает совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по самой своей сути.