Нормативные правовые акты




КОНТРОЛИРУЕМАЯ САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА

 

 

 

 

Экологическое право

 

 

Правовое обеспечение

Экономического механизма

Охраны окружающей среды и природопользования

 

 

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

1. Понятие и сущность экономического механизма охраны окружающей среды и природопользования.

2. Финансирование программ и мероприятий по рациональному использованию природных ресурсов и охране окружающей среды.

3. Фонды охраны природы.

4. Платежи за природопользование.

5. Экономическая оценка воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду.

6. Экономическое стимулирование природоохранной деятельности.

7. Экологическое страхование.

КРАТКИЙ КОНСПЕКТ ЛЕКЦИИ

Экономический механизм охраны окружающей среды и природопользования включает следующие элементы:

- разработку государственных прогнозов и программ социально-экономического развития Республики Беларусь в части рационального (устойчивого) использования природных ресурсов и охраны окружающей среды;

- финансирование программ и мероприятий по рациональному (устойчивому) использованию природных ресурсов и охране окружающей среды;

- создание фондов охраны природы;

- установление платежей за природопользование;

- проведение экономической оценки природных объектов;

- проведение экономической оценки воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду;

- установление мер экономического стимулирования в области охраны окружающей среды;

- возмещение в установленном порядке вреда, причиненного окружающей среде;

- экологическое страхование;

- иные экономические меры, направленные на охрану окружающей среды.

В целях разработки долгосрочных прогнозов в области охраны окружающей среды разрабатываются территориальные комплексные схемы рационального (устойчивого) использования природных ресурсов и охраны окружающей среды, которые определяют комплекс мероприятий по восстановлению, сохранению и улучшению качества окружающей среды, рациональному (устойчивому) использованию природных ресурсов, сохранению естественных экологических систем, биологического и ландшафтного разнообразия, природных комплексов и объектов, расположенных на особо охраняемых природных территориях, природных территориях, подлежащих специальной охране, и территориях биосферных резерватов.

Территориальные комплексные схемы рационального (устойчивого) использования природных ресурсов и охраны окружающей среды разрабатываются для конкретных территорий с учетом схемы национальной экологической сети, схемы рационального размещения особо охраняемых природных территорий республиканского значения и региональных схем рационального размещения особо охраняемых природных территорий местного значения.

Порядок разработки и утверждения территориальных комплексных схем рационального (устойчивого) использования природных ресурсов и охраны окружающей среды, их финансирования устанавливается Советом Министров Республики Беларусь.

Разработка программ рационального (устойчивого) использования природных ресурсов и охраны окружающей среды осуществляется в целом по республике, в пределах административно-территориальных единиц, а также по отраслям экономики в целях обеспечения благоприятной окружающей среды на основе научно обоснованного сочетания экологических, экономических и социальных интересов, выбора способов природопользования, обеспечивающих минимально возможный уровень вредного воздействия на окружающую среду, предотвращение и снижение вредного воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности, а также сохранение и воспроизводство природных ресурсов.

Разработка отраслевых программ рационального (устойчивого) использования природных ресурсов и охраны окружающей среды осуществляется соответствующими республиканскими органами государственного управления и объединениями (учреждениями), подчиненными Совету Министров Республики Беларусь, по согласованию с Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь.

Разработка мероприятий по рациональному (устойчивому) использованию природных ресурсов и охране окружающей среды осуществляется на основе утвержденных государственных программ социально-экономического развития Республики Беларусь, государственных и отраслевых программ рационального (устойчивого) использования природных ресурсов и охраны окружающей среды, республиканских, областных и иных комплексных схем охраны окружающей среды. Указанные программы и схемы согласовываются с Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь или его территориальными органами.

Разработка программ и мероприятий по рациональному (устойчивому) использованию природных ресурсов и охране окружающей среды в пределах административно-территориальных единиц осуществляется соответствующими местными Советами депутатов, исполнительными и распорядительными органами по согласованию с территориальными органами Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь.

Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и иную деятельность, оказывающую вредное воздействие на окружающую среду, обязаны планировать, разрабатывать и осуществлять мероприятия по охране окружающей среды в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь.

Финансирование программ и мероприятий по рациональному (устойчивому) использованию природных ресурсов и охране окружающей среды производится за счет: средств республиканского и (или) местных бюджетов, в том числе средств государственных целевых бюджетных фондов охраны природы; средств юридических лиц и индивидуальных предпринимателей; средств граждан, в том числе иностранных; кредитов банков; иностранных инвестиций; иных привлекаемых для выполнения этих программ и мероприятий внебюджетных источников, не запрещенных законодательством Республики Беларусь.

Экономическое стимулирование охраны окружающей среды может осуществляться на основе:

- установления Президентом Республики Беларусь и (или) законами Республики Беларусь, если иное не установлено Президентом Республики Беларусь, отдельным категориям юридических и физических лиц налоговых и иных льгот при соблюдении ими режимов охраны и использования особо охраняемых природных территорий, природных территорий, подлежащих специальной охране, и рациональном (устойчивом) использовании ими природных ресурсов на территории переходных зон биосферных резерватов, а также при внедрении юридическими и физическими лицами наилучших доступных технических методов, малоотходных, энерго- и ресурсосберегающих технологий, специального оборудования, снижающего вредное воздействие на окружающую среду, при использовании отходов в качестве вторичного сырья и осуществлении иной природоохранной деятельности;

- ускоренной амортизации оборудования и других объектов, предназначенных для охраны и оздоровления окружающей среды.

Законодательством Республики Беларусь могут устанавливаться и иные виды экономического стимулирования в области охраны окружающей среды.

Платежи за природопользование. Общее природопользование является бесплатным, специальное природопользование осуществляется на платной основе, если иное не установлено законодательными актами Республики Беларусь.

Платежи за специальное природопользование взимаются в соответствии с законодательными актами Республики Беларусь в форме налогов, сборов (пошлин), других обязательных платежей и арендной платы.

Размер арендной платы за использование природных ресурсов, порядок, условия и сроки ее внесения определяются в договоре аренды в соответствии с законодательством об охране окружающей среды и рациональном использовании природных ресурсов и гражданским законодательством. Советом Министров Республики Беларусь в соответствии с законодательными актами Республики Беларусь могут быть установлены минимальные ставки арендной платы за использование отдельных природных ресурсов.

Внесение платежей за специальное природопользование не освобождает природопользователя от осуществления мероприятий по охране окружающей среды и возмещения вреда, причиненного в результате незаконного использования (изъятия, добычи) природных ресурсов, иного вредного воздействия на окружающую среду.

Для финансирования государственных, отраслевых и иных программ и мероприятий по рациональному (устойчивому) использованию природных ресурсов и охране окружающей среды и иных целей в области охраны окружающей среды в Республике Беларусь создаются республиканский и в случаях, предусмотренных законодательными актами Республики Беларусь, местные фонды охраны природы, которые являются государственными целевыми бюджетными фондами.

Источниками формирования государственных целевых бюджетных фондов охраны природы могут быть: платежи за специальное природопользование, если иное не установлено законодательными актами Республики Беларусь; средства, полученные в счет возмещения вреда, причиненного окружающей среде; штрафы за загрязнение окружающей среды, нерациональное использование природных ресурсов и иные нарушения законодательства Республики Беларусь об охране окружающей среды; средства от реализации конфискованных или иным образом обращенных в доход государства орудий охоты и добычи рыбы и других водных животных, а также от продажи незаконно добытой с помощью этих орудий продукции; добровольные взносы юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, в том числе иностранных; иные средства в соответствии с законодательством Республики Беларусь.

Доходы и расходы республиканского фонда охраны природы утверждаются законом о республиканском бюджете на очередной финансовый год. Доходы и расходы местных фондов охраны природы утверждаются решениями местных Советов депутатов о бюджете на очередной финансовый год. Порядок и направления использования средств республиканского и местных фондов охраны природы устанавливаются законодательством Республики Беларусь.

За счет добровольных взносов юридических лиц, граждан и иных источников, не противоречащих законодательству Республики Беларусь, в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь, могут создаваться общественные фонды охраны природы, которые расходуются на проведение мероприятий по охране окружающей среды, а также на формирование экологической культуры граждан.

Экологическое страхование представляет собой страхование гражданской ответственности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей по защите имущественных интересов граждан и организаций, а также Республики Беларусь и ее административно-территориальных единиц при причинении экологического вреда.

Экологическое страхование осуществляется в соответствии с законодательством Республики Беларусь о страховании.

 

 

СПИСОК ОСНОВНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Балашенко, С.А., Демичев, Д.М. Экологическое право: Учебное пособие. Минск: Ураджай, 1999. – 398 с.

2. Боголюбов, С.А. Экологическое право. Учебник для вузов. — М.: Издательская группа НОРМА-ИНФРА М, 2001. — 433 с.

3. Бринчук, М.М. Экологическое право: Учебник. — 2-е изд., — М.: Юристъ, 2003. — 670 с.

4. Демичев, Д.М. Экологическое право. Особенная часть: Учебное пособие. – Минск: Ураджай, 2007.

5. Дубовик, О.Л. Экологическое право: учебник. М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2005. – 584 с.

6. Ерофеев, Б.В. Экологическое право России. Учебник для высших юридических учебных заведений. — М.: ООО «Профобразование», 2003. -656 с.

7. Научно-практический комментарий к Закону Республики Беларусь от 26 ноября 1992 года «Об охране окружающей среды» в редакции Закона от 17 июля 2002 года. – Минск: Тонпик, 2005. – 272 с.

8. Обзор экологического законодательства Республики Беларусь / С.А. Балашенко, Е.В. Лаевская, В.Е. Лизгаро, Т.И. Макарова: Научно-практическое пособие. – Минск, 2003. – 190 с.

9. Петров, В.В. Экологическое право России: Учебник. ‑ М.: БЕК, 1995. – 557 с.

10. Экологическое право: Учебник для вузов /Н.Д. Эриашвили, Ю.В. Трунцевский, В.В. Курочкина и др.; — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право, 2004. — 367 с.

11. Экологическое право. Курс лекций: Учебное пособие /Под ред.А.П. Анисимова. — М.: Приор-издат, 2003. — 272 с.

 

 

Нормативные правовые акты

1. Налоговый кодекс Республики Беларусь. Общая часть. Особенная часть.

2. О страховой деятельности: Закон Респ. Беларусь, 25 авг. 2006 г., № 530 (в ред. от 22 июля 2010 г., № 384) // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 2010. – № 183. – 1/11806.

3. О перевозке опасных грузов: Закон Респ. Беларусь, 6 июня 2001 г., № 320-З (с изм. и доп.) // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 2001. – № 56. — 2/775; 2006. – № 107. – 2/1235; № 122. – 2/1259; 2007. – № 170. – 2/1344; 2007. – № 305. – 2/139.7

4. О промышленной безопасности опасных производственных объектов: Закон Респ. Беларусь, 10 янв. 2000 г., № 363-З (с изм. и доп.) // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 2000 г., № 8. – 2/138; 2006. – № 107. – 2/1235; 2006. – № 122. – 2/1259; 2009. – № 276. – 2/1605.

5. Об охране окружающей среды: Закон Респ. Беларусь, 26 нояб. 1992 г., № 1982-XII: в ред. Закона Респ. Беларусь, 17 июля 2002 г., № 126-З (с изм. и доп.) // Ведомости Верхов. Совета Респ. Беларусь. – 1993. – № 1. – Ст. 1; Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 2002. – № 85. – 2/875; 2004. – № 174. – 2/1068; 2005. – № 121. – 2/1139; 2006. – № 6. – 2/1177; № 107. – 2/1235; № 122. – 2/1259; 2007. – №147. – 2/1335; 2008. – № 1. – 2/1395; 2008. – № 170. – 2/1464; 2008. – № 275. – 2/1541; 2009. – № 161. – 2/1584; 2010. – № 15. – 2/1666; 2010. – № 120. – 2/1679; 2011. – № 5. – 2/1780.

6. Водный кодекс Республики Беларусь: Кодекс Респ. Беларусь, 15 июля 1998 г., № 191-З (с изм. и доп.) // Ведамасцi Нац. сходу Рэсп. Беларусь. – 1998. – № 33. – Ст. 473; Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 2006 г., № 122, 2/1259; 2007. – №147. – 2/1335; 2008. – № 17. – 2/1421; № 172. – 2/1471; 2008. – № 172. – 2/1470; 2008. – № 275. – 2/1541; 2009. – № 161. – 2/1584; 2010. – № 17. – 2/1661; 2011. – № 60. – 2/1818.

7. Кодекс Республики Беларусь о земле: Кодекс Респ. Беларусь,
23 июля 2008г. (с изм. и доп.) // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 2008. – № 187. – 2/1522; 2010. – № 120. – 2/1672; 2011. – № 6. – 2/1784.

8. Кодекс Республики Беларусь о недрах: Кодекс Респ. Беларусь, 14 июля 2008 г., № 406-З (с изм. и доп.) // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 2008. – № 184. – 2/1503; 2010. – № 17. – 2/1661.

9. Лесной кодекс Республики Беларусь: Кодекс Респ. Беларусь, 14 июля 2000 г., № 420-З (с изм. и доп.) // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 2000. – № 70. – 2/195; 2004 г., № 39, 2/1020; № 123, 2/1059; 2005 г., № 121, 2/1139; № 196. – 2/1163; 2006. – № 106. – 2/1229; № 107. – 2/1235; № 122. – 2/1259; 2007. – №147. – 2/1335; 2008. – № 3. – 2/1396; 2008. – № 275. – 2/1541; 2010. – № 6. – 2/1648.

10. О растительном мире: Закон Респ. Беларусь, 14 июня 2003 г., № 205-З (с изм. и доп.) // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 2003. – № 73. – 2/954; 2004. – № 174. – 2/1068; 2005. – № 121. – 2/1139; – 2006. – № 107. – 2/1235; № 122. – 2/1259; № 179. – 2/1266; 2007. – №147. – 2/1335; 2008. – № 275. – 2/1541; 2009. – № 161. – 2/1584; 2010. – № 6. – 2/1648.

11. О животном мире: Закон Респ. Беларусь, 10 июля 2007 г., № 257 (с изм. и доп.) // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 2007. – № 172. – 2/1354; 2008. – № 275. – 2/1541; 2009. – № 161. – 2/1584; 2010. – № 17. – 2/1661; 2011. – № 59. – 2/1812.

12. Венская конвенция о гражданской ответственности за ядерный ущерб: Конвенция, 21 мая 1963 г., ратифицирована Законом Респ. Беларусь, 11 нояб. 1997 г. // Ведомости Нац. собрания Респ. Беларусь. – 1998. – № 18. – Ст. 207.

Специальная литература

1. Бринчук, М.М. Правовая охрана окружающей среды от загрязнения токсичными веществами / М.М.Бринчук. – М., 1990. – 231 с.

2. Дмитрук, М.Н. Особенности экологического налога как правовой формы взимания платы за природопользование / М.Н. Дмитрук // Вестн. Белорус. гос. ун-та. Серия 3. – 2006. – № 2. – С. 125–130.

3. Дмитрук, М.Н. Правовое регулирование финансирования природоохранной деятельности (к вопросу о принятии Экологического кодекса) / М.Н. Дмитрук // Право и демократия: сб. науч. тр. Спец. вып. / редкол.: В.Н.Бибило (гл. ред.) [и др.]. — Минск: Изд. центр БГУ, 2006. — С. 192–201.

4. Дмитрук, М.Н. Правовое регулирование целевого использования средств бюджетных фондов охраны природы / М.Н.Дмитрук // Юрид. журнал. – 2006. – № 4. – С. 80–84.

5. Дмитрук, М.Н. Финансовый механизм природопользования и охраны окружающей среды: вопросы правового регулирования / М.Н.Дмитрук // Вестн. Конституц. Суда Респ. Беларусь. – 2006. – № 3. – С. 121–126.

6. Дмитрук, М.Н. Некоторые вопросы правового регулирования использования средств фондов охраны природы / М.Н. Дмитрук // Состояние и перспективы развития аграрного права: материалы междунар. науч.-теор. конф., Киев, 26-27 мая 2005 г. — Киев: Магистр, 2005. – С. 207–210.

7. Дмитрук, М.Н. К вопросу о целевом использовании средств бюджетных фондов охраны природы / М.Н.Дмитрук // Актуальные проблемы правоведения: история и современность: материалы междунар. науч. конф. студентов и аспирантов, посвящ. 80-летию юрид. фак. БГУ, Минск, 18-19 окт. 2005 г. / редкол.: Г.А.Шумак (отв. ред.) [и др.]. – Минск: БГУ, 2006. – С. 205–206.

8. Дмитрук, М.Н. Правовое регулирование финансирования охраны окружающей среды: становление и развитие / М.Н. Дмитрук // Нормативная основа правовой системы Республики Беларусь: материалы респ. научно-практ. конф., Гродно, 28-29 апр. 2006 г. – Гродно: ГрГУ, 2006. – С. 381–384.

9. Захарченко, Т.Р. Некоторые вопросы права окружающей среды в США / Т.Р. Захарченко. – Киев: УМК ВО, 1992. – 258 с.

10. Краснова, И.О. Правовая охрана окружающей среды в США / И.О. Краснова. – М.: МЮИ, 1990. – 311 с.

11. Петрова, Т.В. Правовые проблемы экономического механизма охраны окружающей среды / Т.В. Петрова. – М.: Наука, 2002. – 118 с.

12. Вершило, Н.Д. Правовое регулирование финансирования мероприятий по охране окружающей природной среды: дис. канд. юрид. наук: 12.00.12 / Н.Д. Вершило. – Саратов: ГСУ, 1999. – 167 c.

13. Боголюбов, С.А. Экономико-правовые проблемы охраны окружающей среды / С.А. Боголюбов //Законодательство и экономика. – 2009. – № 7. – С. 79–81.

КОНТРОЛЬНО-ОЦЕНОЧНЫЙ ЭТАП КСР

Контрольные вопросы

1. Дайте понятие и определите сущность экономического механизма охраны окружающей среды и природопользования.

2. Назовите элементы экономического механизма охраны окружающей среды и природопользования.

3. Платежи за природопользование: понятие и виды.

4. Экономическая оценка природных объектов.

5. Экономическая оценка воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду.

6. Экономическое стимулирование природоохранной деятельности: понятие, формы.

7. Экологическое страхование: понятие, сущность.


ТЕМАТИКА РЕФЕРАТОВ ПО ТЕМЕ

1. Понятие и сущность экономического механизма охраны окружающей среды и природопользования.

2. Элементы экономического механизма охраны окружающей среды и природопользования.

3. Финансирование программ и мероприятий по рациональному использованию природных ресурсов и охране окружающей среды.

4. Фонды охраны природы.

5. Платежи за природопользование.

6. Экономическая оценка природных объектов.

7. Экономическая оценка воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду.

8. Экономическое стимулирование природоохранной деятельности.

9. Экологическое страхование.

 

 

 

Реферат

Реферат представляет собой самостоятельную письменную работ) студента. Тема реферата согласуется с преподавателем. Текст реферат должен содержать аргументированное изложение определенной темы и отражать точки зрения научных школ или ученых. Реферат содержит следующие разделы:

1.Введение.

2.Основная часть.

3.Заключение.

4.Литература (список используемых источников).

Во введении автор указывает на актуальность темы, приводит ее обоснование. В основной части кратко и логично излагается теоретический аспект реферируемой проблемы, приводятся результаты исследования, которые подтверждают или ставят под сомнение теоретические положения, аргументируется собственный взгляд на данную проблему. В заключении автор реферата обобщает положения, высказанные во введении и основной части; формулирует гипотезу о возможности экспериментальной проверки собственной аргументации.

Список используемых источников (по требованиям для написания курсовых и дипломных работ)

Объем реферата: 10-15 страниц машинописного текста формата А-4.

 

 

Анализ монографий

(из предложенных в списке источников либо по выбору студентов рамках темы КСР)

 

Монография - это научное исследование автора, коллектива автор посвященное одной проблеме или теме.

При анализе монографии необходимо соблюдать следующей последовательность:

1.Ознакомиться с общим построением монографии, ее оглавлении и содержанием, что дает представление о научной проблематике данной монографии.

2.Показать научно обоснованный взгляд автора на проблему.

3.Дать характеристику структурных компонентов (разделов, глав монографии) в целом.

4.Последовательно охарактеризовать все структурные компоненты или углубленно проработать один или несколько из них (по рекомендации преподавателя или по выбору студента).

Анализ монографии должен быть предоставлен в письменном виде (требования к оформлению, такие же, как к реферату), объем 10-страниц печатного текста.

 

 

Изготовление дидактических материалов

Под дидактическим материалом понимается особый тип наглядного учебного пособия (презентация…..).

Дидактический материал должен соответствовать цели содержанию занятия. Дидактический материал изготавливается с целью последующего применения (преподавателем или студентом) на занятиях. Изготовленный материал должен сопровождать изложение как минимум одного пункта плана занятия или всей темы. Тиражирование готовых материалов (не авторских, промышленных и т.п.) не рассматривается как изготовление дидактических материалов.

 

Эссе

Работа над эссе позволяет студенту самостоятельно размышлять над научной проблемой.

Студент вправе сам выбрать тему эссе, исходя из собственных интересов, желания обнаружить индивидуальную точку зрения на наиболее значимую проблематику.

Обязательными требованиями выступают:

• логичное, последовательное и доказательное обоснование авторской позиции в исследуемом предмете, основанное и подтверждаемое точными ссылками на литературные источники и их авторов;

• полное (многоаспектное) освещение научной проблемы строго в рамках заявленной темы, то есть без отклонений в смежную и сопутствующую проблематику;

• реферативно-аналитическая форма изложения материала, то есть использование сравнений, обобщений как методов теоретического анализа используемых теорий, концепций, научных идей, ведущих к умозаключению (выводу), содержащему их оценку и собственную точку зрения;

• использование научной лексики, то есть категориального аппарата той отрасли науки, предмет которой заявлен в проблеме исследования. Допустимы наряду с научным стилем элементы художественного стиля. Недопустима бытовая лексика и стиль изложения;

• обоснование актуальности проблематики эссе: как теоретической (то есть значимости в плане развития целой отрасли науки), так и практической (то есть помогающей решать важные прикладные задачи), а также значимость изучения вопроса для прояснения собственных проблем;

• список использованных источников.

В эссе допускается эпиграф; предъявление в рукописном варианте на белых листах А-4, средний объем - 15 страниц.

Эссе не предусматривает плана, но могут быть выделены такие структурные элементы как введение и заключение.

 

Анализ журнальных статей

(из предложенных в списке источников либо по выбору студентов рамках темы КСР)

 

Анализу подлежат публикации в соответствующих профилю дисциплины рецензируемых журналах, сборниках материалов и тезисов научно-практических конференций или коллективных монографиях.

Основные требования аналогичны к анализу монографии с учетом разницы в объеме публикации. Анализ статьи должен осуществляться в соответствии с планом ее автора. При отсутствии структурных компонентов анализирующий должен сам структурировать текст публикации.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: