Обучение детей играм «Танграм», «Волшебный круг», «Колумбово яйцо» должно проводиться последовательно, с учетом индивидуальных способностей ребенка.
1 этап. Ознакомление детей с игрой: сообщение названия, рассматривание отдельных частей, уточнение их названия, соотношение частей по размерам, усвоение способов соединения их между собой.
Дети должны знать и уметь практически выделять отличительные признаки геометрических фигур (треугольников, четырехугольников, круга, овала), при условии различного расположения их в пространстве. Можно поупражнять детей в создании разнообразных новых геометрических фигур из фигур данного набора.
Дети должны иметь необходимые практические навыки в трансфигурации геометрических фигур (соединении нескольких фигур в целях создания новой). После ряда таких упражнений можно переходить ко второму этапу.
2 этап. Составление сюжетных фигур по элементному изображению предмета.
Составление предметных фигур по элементному изображению состоит в механическом подборе, копировании способа расположения частей игры. Необходимо внимательно рассмотреть образец, назвать составные части, их расположение и соединение.
Такой способ не позволяет ребенку проявить творчество, самостоятельность, поэтому долго задерживаться на данном этапе нежелательно. Достаточно предложить детям 2—3 силуэта и переходить к следующему этапу.
3 этап. Составление сюжетных фигур по частичному элементному изображению.
Детям предлагаются образцы, на которых указано место расположения одной—двух составных частей, остальные они должны расположить самостоятельно.
Дети могут накладывать части на образец, учитывая направление линий контура, пропорциональное соотношение. Ребенок самостоятельно ищет способы составления силуэта. Методом проб и ошибок он добивается необходимого результата.
|
4 этап. Составление сюжетных фигур по контурному, или силуэтному, образцу.
На этом этапе ребенок должен научиться зрительно дифференцировать направление линий силуэта (контура) составляемой фигуры. В процессе предварительного анализа образца он должен зрительно расчленить сложную фигуру на составляющие элементы. После чего практически проверить свое предположение. Для детей подобный процесс воссоздания является сложным, вызывает активную работу мысли, воображения.
В некоторых программах используется уникальный по своим возможностям дидактический материал – логические блоки Дьенеша. Их разработал венгерский психолог и математик Дьенеш. Блоки являются наиболее эффективным пособием для подготовки мышления детей к усвоению математики, причём на протяжении всего дошкольного детства, начиная с яслей. С логическими блоками ребёнок выполняет различные действия: выкладывает, меняет местами, убирает, прячет, ищет, делит между «поссорившимися» игрушками и т.д., а по ходу действия рассуждает. Основная цель логических блоков - научить дошкольников решать логические задачи на разбиение по свойствам. Основное умение, необходимое для решения логических задач - это умение выделять в объектах разнообразные свойства, называть их, правильно обозначать словом их отсутствие, абстрагировать и удерживать в памяти одно, одновременно два или три свойства, обобщать по одному, двум, трём свойствам. Так, дети младшего и среднего возраста выстраивают длинные цепочки от произвольно выбранной фигуры, «нанизывают» бусы на нитку, украшают ёлочку бусами, кормят печеньем медвежат. Дети старшего возраста отправляются в путешествия, ищут спрятанные клады, помогают фигурам выбраться из леса и сами учатся составлять условия к логическим задачам.
|
Занимательный математический материал является хорошим средством воспитания у детей уже в дошкольном возрасте интереса к математике. В ходе решения задач на смекалку, головоломок дети учатся планировать свои действия, обдумывать их, искать ответ, догадываться о результате, проявляя при этом творчество. Такая работа активизирует мыслительную деятельность ребёнка, развивает у него качества, необходимые для профессионального мастерства, в какой бы сфере потом он не трудился.
В настоящее время в практике дошкольных учреждений можно встретить использование работы с палочками известного бельгийского математика Кюизенера, рекомендованными для обучения детей основам математики.
Существует множество наборов с разным количеством счетных палочек, но у всех наборов единый принцип конструкций: все палочки разной длины имеют форму прямоугольного параллелепипеда, в основании которого лежит квадрат со стороной равной 1см; палочки одного размера окрашены одним цветом; в наборе палочки 10 цветов: белые, розовые, голубые, красные, желтые, фиолетовые, черные, бордовые, оранжевые и одна коричневая палочка; самую маленькую палочку белого цвета длиной в 1 см можно назвать «кубик»; каждая следующая палочка длиннее предыдущей на 1 см; следовательно, если принять белую палочку за единицу, равную числу 1, каждая палочка по степени увеличения длины имеет значение числа: розовая - 2, голубая - 3 и т.д. Символическая функция обозначения числа цветом и размером дает возможность знакомить детей с понятием числа в процессе счета и измерения [3].
|
Плоскостное моделирование для общего развития детей дошкольного возраста имеет огромное значение. У детей развивается мышление, логика, стремление к познанию.
В самых различных системах обучения игре отводится особое место. И определяется это тем, что игра очень созвучна природе ребенка. Ребенок от рождения и до наступления зрелости уделяет огромное внимание играм. Игра для ребенка - не просто интересное времяпрепровождение, но способ моделирования внешнего, взрослого мира, способ моделирования его взаимоотношений, в процессе которого, ребенок вырабатывает схему взаимоотношений со сверстниками. Дети с удовольствием сами придумывают игры, с помощью которых самые банальные, бытовые вещи переносятся в особый интересный мир.
Дошкольный возраст имеет богатейшие возможности для развития творческих способностей. К сожалению, эти возможности с к течением времени необратимо утрачиваются, поэтому необходимо, как можно эффективнее использовать их в дошкольном детстве.
Успешное развитие творческих способностей возможно лишь при создании определенных условий, благоприятствующих их формированию. Но создание благоприятных условий недостаточно для воспитания ребенка с высокоразвитыми творческими способностями. Необходима целенаправленная работа по развитию творческого потенциала детей.
Эффективность использования наглядных моделей в качествесредств обучения дошкольника основана на их соответствиискладывающейся в этот возрастной период такой умственной способности, как способность к построению и использованию внутренних, мыслительных моделей. В обычных условиях жизнедеятельности ребенка эта особенность формируется стихийно, чему способствует моделирующий характер основных видов деятельности (игры, рисования, лепки, конструирования). В игре дошкольники моделируют взаимоотношения в мире взрослых, в конструировании – строение предметов. Овладение построением внешних наглядных моделей становится основой развития умственной способности к наглядному моделированию. Однако без специального обучения эта способность формируется стихийно и неравноценно у разных детей. Моделирование используется на разных видах занятий со старшими дошкольниками.
Использование моделирования в развитии математических представлений дошкольников дает ощутимые положительные результаты, а именно:
-позволяет выявить скрытые связи между явлениями и сделать их доступными пониманию ребенка;
-улучшает понимание ребенком структуры и взаимосвязи составных частей объекта или явления;
-повышает наблюдательность ребенка, дает ему возможность заметить особенности окружающего мира;
Все вышеперечисленное становится возможным прежде всего потому, что метод моделирования как нельзя лучше соответствует особенностям умственного развития дошкольника, и прежде всего наглядно-образному характеру его мышления.
Моделирование является одним из наиболее перспективных методов реализации умственного воспитания, поскольку мышление дошкольника отличается предметной образностью и наглядной конкретностью.
Метод моделирования открывает перед педагогом ряд дополнительных возможностей в умственном воспитании, в том числе и в развитии математических представлений дошкольников.
Предлагается использовать метод моделирования шире в практике дошкольного воспитания, активно применяя эту методику во всех направлениях дошкольного воспитания, поскольку данный метод дает наиболее ощутимые результаты.