ИЛЛЮСТРАЦИИ К КИТАЙСКОМУ БЕСТИАРИЮ




Мифологические животные древнего Китая.

 

К оглавлению »

 
ОБ АВТОРЕ  

Анатолий Павлович Терентьев-Катанский родился в Архангельске, в семье ученого, известного специалиста в области герпетологии П. В. Терентьева. Их семья входила в те же культурные круги, что и многие деятели «серебряного века», с особым пиететом в доме Терентьевых произносилось имя А. А. Блока. Поэтому А. П. Терентьев-Катанский, обладавший к тому же отличной памятью, со школьных лет (хотя этому и не учили тогда в школах) знал наизусть множество стихов полузапретных тогда поэтов и чтил имена художников из «Мира искусства».

Может быть, под влиянием этих своих кумиров, не просто увлекавшихся Востоком, но и(как Н. К. Рерих) внесших серьезный вклад в его изучение, А. П. Терентьев-Катанский выбрал себе Восточный факультет Ленинградского (ныне Санкт-Петербургского) университета по части истории Дальнего Востока. Интерес к «серебряному веку» укрепился и развился после его женитьбы на И. А. Фащевской, происходившей из семьи, в которой чтили память «тетушки» — известной певицы Л. А. Дельмас, воспетой А. А. Блоком, и великого певца П. З. Андреева. После окончания университета в 1958 г. он был принят в Ленинградское отделение Института народов Азии АН СССР (ныне СПбФ ИВ РАН), где и работал до своего выхода на пенсию в 1995 г.

Он стал членом так называемой «библиотечной группы», задачей которой было пересоставление каталога восточной библиотеки. Между писанием карточек Анатолий Павлович делал быстрые зарисовки-шаржи сотрудников института. Эти его рисунки (которыми он как будто не очень дорожил и разбрасывал, где попало) многие и сейчас хранят в своих столах и папках. Они свидетельствуют о его незаурядном художественном таланте. Он с первого взгляда отмечал в человеке забавные черты и умел тут же перенести их на бумагу — рука у него как бы сама рисовала. Это пристрастие он сохранил до конца своих дней, последние годы пробуя силы уже не только в графике, но и в масляной живописи. Многие полагали, что он мог бы стать заметным профессиональным художником. Он умел также быстро писать стихотворные экспромты, не менее чем его рисунки, отмечавшие смешные стороны институтской жизни. С середины 60-х гг. в институте было организовано несколько групп, задачей которых являлось изучение рукописных фондов в ЛО ИВАН. В одну из них — группу по изучению и публикации рукописей и ксилографов Дальнего Востока (впоследствии переименованную в группу дальневосточной текстологии) — вошел А. П. Терентьев-Катанский. Вместе с Е. И. Кычановым. К. Б. Кепинг, В. С. Колоколовым стал работать в подгруппе, изучавшей тангутские материалы, открытые П. К. Козловым во время его экспедиции в Центральную Азию 1908—1910 гг. в «мертвом городе» Хара-Хото. Он начал изучать тангутскую палеографию и историю печатной книги в тангутском государстве Си Ся. В 1968 г. появляется и первая его статья, посвященная тангутской бумаге. В коллективной публикации словаря «Море письмен» (1969) ему принадлежало введение с археографическим описанием издаваемого памятника. С этого времени главным направлением его исследований стала история тангутской книги. По этой теме в 1973 г. он защитил кандидатскую диссертацию «Книга из Хара-Хото как памятник тангутской культуры XI—XIII вв.», с ней связаны и две его монографии «Книжное дело в государстве тангутов» (1981) и«С Востока на Запад: Из истории книги и книгопечатания в странах Центральной Азии VIII—XII1 веков» (1990). Расширяя сферу своих исследований, он издает книгу «Материальная культура Си Ся» (1993). Наполненные до предела фактами, которые один к одному, как мозаику, подбирал автор, книги эти в то же время написаны легко, не без литературной выразительности. Они привлекли внимание не только отечественных специалистов, но и тангутоведов в Китае. Накопленного материала вполне хватило бы для докторской диссертации, и Анатолий Павлович начал готовиться к защите — но болезнь, а потом и смерть не дали ему выполнить свое намерение.

Последние годы А. П. Терентьев-Катанский трудился над двумя темами. Одна из них — тангутский словник «Иероглифическая смесь» («Цзы цза»), имеющий также китайскую параллель. Его содержание значительно дополняет наши знания тангутской лексики (в том числе ив области материальной культуры). Другая тема связана с одной из его ранних статей «Китайская легенда о драконе» (1971). Увлекшись китайской иконографией животного мира, А. П. Терентьев-Катанский стал подбирать материал к «Китайскому бестиарию». Первая из названных книг в принципе завершена, вторая нуждается еще в редакционной доработке.

Сам легкоранимый, А. П. Терентьев-Катанский никогда никому не желал плохого, и даже его шаржированные зарисовки и экспромты никого не обижали, ибо исполнены были доброго юмора. Таким отзывчивым, талантливым, легким в общении он останется в нашей памяти.

д. фил. н. главный научный сотрудник СПбФ ИВ РАН
Л. Н. Меньшиков

Раздел 1. Что такое бестиарий
Раздел 2. Принципы работы...
Раздел 3. Дракон
Раздел 4. Фэн-хуан (Феникс)
Раздел 5. Обезьяны
Раздел 6. Единороги
Раздел 7. Грифоны

Раздел 8. Птицы
Раздел 9. Хищники
Раздел 10. Копытные животные
Раздел 11. Черепахи
Раздел 12. Рыбы
Раздел 13. Змеи
Раздел 14. Низшие животные
Раздел 15. Заключение
Раздел 16. Литература

Раздел 1

Что такое бестиарий



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: