Аграрные отношения VI—VII вв.




 

Во время войн Ян Цзяня многие земли, ранее принадлежавшие знати и чиновникам — противникам объединения страны, стали государственными. Надельная система распространялась на территорию всей страны. Прекращение войн способствовало обработке заброшенных и целинных земель и восстановлению ирригационной системы в широких масштабах.

Установление единой власти в стране привело к дальнейшему наступлению на древние деревенские организации и закрепощению земледельцев. При Ян Цзяне в результате учета населения власти выявили более 1,5 млн. крестьян, не внесенных ранее в податные списки. Официально сократили надел, налог же с 2 с лишним даней зерна возрос до 3 даней с четы, а трудовая повинность достигла 30 дней в год. Большая часть налога, собранного с государственных податных, поступала в казну, а меньшая — в местные склады.

В правление Ян Гуана возросли и трудовые повинности. Государственная барщина стала бессрочной. Источники свидетельствуют о фактическом использовании податных как рабов: на строительство Лояна было согнано 2 млн. податных, на строительство Великого канала и Великой стены — 1 млн., а в поход на Корею было мобилизовано более 1 млн.

В империи Суй существовали крупные феодальные землевладения, так называемые жалованные земли и чиновничьи, или служебные земли. Члены императорской фамилии, носившие титул вана (князя), могли владеть до 10 тыс. му земли. Ян Гуан, сократив ранги титулованной знати с девяти до трех, тем самым стремился ограничить владения феодалов. Служебные земли, выделяемые чиновникам «на кормление», официально должны были соответствовать рангу и колебались от 100 до 500 му земли.

Длительные войны и междоусобия начала VII в. привели к опустошению многих районов страны, к запустению полей, к массовой гибели земледельцев. Борясь с могущественными феодалами, танские императоры пытались расширить надельную систему. По эдикту 624 г. взрослый мужчина на время своей трудоспособности имел право на садово-огородный надел, находившийся в вечном владении семьи, и на поле для пахоты в 80 му. Сроки «взрослости» определялись с 18 лет, когда было мало рабочих рук, а впоследствии, когда пустоши распахали, — с 21 года. При этом размеры наделов могли колебаться в зависимости от качества почвы и районов страны. Садово-огородный надел следовало засаживать тутовыми и другими деревьями. При некоторых ограничениях его можно было покупать, продавать и закладывать. Продавать же и закладывать пахотный участок, кроме совершенно исключительных случаев, не разрешалось. Однако подобные оговорки свидетельствуют о том, что купля-продажа и заклады всех видов земель осуществлялись на практике. Государство брало на себя заботы ежегодно производить перераспределение пахоты.

Новым при Тан явилось лишение женщин (кроме вдов) права на надел. Одновременно закон подтверждал право получать землю на раба. Рабы, считавшиеся государственными, получали полный или половинный надел, что фактически превращало их в обыкновенных крестьян — податных. Однако закон этот не касался частных рабов.

Танские правители добились детализации учета податных, чтобы ни одного из них не потерять для налогообложения. Учет населения велся по пяти категориям: от рождения до 4 лет, от 4 до 16, от 16 до 21 года, от 21 до 60 и, наконец, после 60. Одновременно казна пошла и на некоторые уступки — если двор имел четырех взрослых трудоспособных податных, то повинностями облагались лишь двое; если было-трое взрослых, то. облагался один. Освобожденные не могли претендовать на надел.

Основной формой эксплуатации оставалась продуктовая рента-налог, и ей сопутствовала отработочная рента. В некоторых случаях отработка заменялась деньгами. Норма поборов была несколько ниже, чем при династии Суй.

Обязательства податного складывались из той же «триады повинностей»: зерна, шелка или холста и шелковой ваты и отработок. Вместо 30 дней барщины было установлено 20 дней в году. В местах, где не производились ткани, взималось серебро. У скотоводов брали баранов. Предусматривалась возможность замены: если податной отрабатывал больше положенного времени, то он освобождался от части уплаты зерном или тканями. Поднявшие целину или перешедшие в малонаселенные районы на время освобождались от податей.

Впервые за всю историю развития надельной системы о танском времени можно судить не только по государственному законодательству. Обнаруженные во время экспедиций в Дуньхуане (на северо-западе Китая) подворные списки свидетельствуют о широком претворении этих аграрных порядков в жизнь вплоть до окраин огромной территории страны. Процесс феодализации в Китае завершился. В условиях надельной системы непосредственные производители превратились в феодально-зависимых крестьян, образовавших вместе с наделами единый нерасчлененный объект собственности государства и облагаемых феодальной рентой. Община утратила право на земельную собственность входивших в нее хозяйств. Ее органы становились звеньями фискального аппарата государства. Вместе с тем анализ реестров показывает, что казна нередко шла на компромисс, и община продолжала играть некоторую роль в урегулировании землепользования крестьян на основе норм обычного права.

Крестьянское землевладение, юридически выраженное в держании государственного надела, создавало условия для хозяйствования и воспроизводства и тем самым обеспечивало развитие экономики страны. Мелкое индивидуальное производство в ранний период феодализма было наиболее прогрессивной формой хозяйства. Надельные крестьяне оказались прикрепленными к земле, а феодальному классу в лице государства удалось закрепить монопольную собственность на землю и частичную собственность на основного производителя.

На полях крупных феодалов непосредственно эксплуатировались разные группы зависимых. Это были буцюй, кэху, дяньху — «возделыватели» земли. Они держали от феодала небольшие участки земли, платили ренту и выполняли работы по его требованию. Феодалы использовали также труд рабов, но значительно реже. На полях, данных в кормление чиновникам, чаще всего работали государственные надельные крестьяне.

Какую бы форму ни принимало землепользование крестьян, это всегда был небольшой участок, обрабатываемый примитивными орудиями. Господствующий класс, заботившийся лишь о поступлении налога и ренты, полностью передоверял крестьянам хозяйственную деятельность. Наделение основных производителей землей обеспечивало мощь феодальной державы и подъем ее экономики. А борьба крестьян в начале VII в. против угнетателей заставляла феодалов и их государственную организацию идти на некоторые уступки в установлении норм поборов и повинностей.

Сохранилось крайне мало сведений о частных владениях крупных феодалов. Отражая официальную точку зрения, источники повествуют лишь о землях, пожалованных феодальной наследственной аристократии, чьи владения соответствовали их титулам. Так, наивысший титул обеспечивал владение в 10 тыс. му, самый низкий — 500 му земли. Придворная ранговая аристократия могла владеть от 6 тыс. до 500 му. А заслуженные гражданские или военные чиновники —. от 6 тыс. до 300 му.

Чиновники вместе с должностью получали право на доход с земли соответственно рангам. Столичные чиновники получали от 200 до 1200 му земли, провинциальные чины — от 250 до 1200 и, наконец, военные — от 80 до 600 му. Владения давались им лишь на время службы.

Все земли, как наследственные владения знати, так и служебные наделы чиновников, освобождались от налогов.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: