КТО ОН – ГЕРОЙ
Увертюра Бетховена «Эгмонт» принадлежит к самым известным произведениям композитора. Написанная в период наивысшего взлета его творческих сил, она отличается не только силой и яркостью музыкальных образов, но и предельной их ясностью. Именно поэтому предлагается для слушания на уроках музыки в школе по теме «Драматургия».
Б. Асафьев подчеркивал, что разумное окружение музыкального произведения «общехудожественными, историко-социальными и бытовыми темами для бесед... не только желательно, но, безусловно, необходимо, нужно, потому что нельзя мыслить музыку витающей вне времени и пространства».
Учителю необходимо знать характеристики исторической личности и литературного героя, чьё имя носит увертюра Л. Бетховена, для того, чтобы вести разговор с ребятами о событиях, которые легли в основу трагедии Гете и музыки Бетховена. Не остановиться на них – значит полностью не раскрыть музыкально-образное содержание увертюры.
Для своей трагедии Гёте избрал переломную историческую обстановку – начало вооруженной борьбы жителей Нидерландов против испанского владычества в XVI веке. Действующими лицами трагедии являются подлинные исторические личности. Вильгельм Оранский и Эгмонт – представители высшей знати Нидерландов, не только наследовавшие от своих родителей титулы и земли, но и осуществляющие исполнительную власть в стране. Полный титул Эгмонта – граф Ламораль, принц Гаврский. Он с шестнадцати лет проявлял воинские доблести, Карл V наградил его высшим орденом «Золотого руна» – знак высшего воинского отличия и неприкосновенности.
Mapгарита Пармская – сестра испанского короля Филиппа II, которая правила Нидерландами из своей резиденции в Брюсселе. Она отличалась известной мягкостью нрава, пониманием местных традиций и исконных прав бюргеров, но не могла справиться с беспорядками в стране, вызванными непомерно большими налогами, подрывавшими экономику страны, а также насаждением католицизма в протестантской стране.
Герцог Альба возглавил испанские войска и пришел на смену либеральной правительнице. Расчетливый и хладнокровно жестокий, он превыше всего ставил интересы государства, презирая чужую человеческую жизнь. Его расчетливый рационализм позволял убедительно обосновать необходимость использования самых жестких мер в достижении государственных целей.
Несмотря на предупреждения друзей, покинувших столицу в предчувствии расправы, Эгмонт сам встретил Альбу при его въезде в Брюссель, посещал его резиденцию. Новый правитель был недоволен популярностью Эгмонта и 9 сентября 1567 года заточил его и цитадель города Гента, продержав там девять месяцев. Несмотря на хлопоты князей об его освобождении, 5 июня 1568 года Эгмонт был казнен. Ему было 46 лет. Король Испании Филипп II поступил безжалостно и с семьей Эгмонта, он конфисковал все имущество и обрек на нужду вдову и одиннадцать детей казненного.
В своей более чем десятилетней работе над пьесой Гете (1775-1787) пользовался историческими трудами: «О бельгийской войне» иезуита Страды (на латинском языке, Рим, 1632 г.) и труд голландского историка Эмануила ван Матерна «Описание нидерландской войны» (немецкий перевод 1627 г.),
Гёте пытается понять общие законы истории, особенно ярко проявляющиеся в переломные исторические моменты, а через них и некоторые общие законы жизни. Для Германии, самой отсталой, нуждавшейся в решительных преобразованиях стране Европы в XIX веке, воспитание свободолюбивой человеческой личности становилось задачей революционной.
Образ Эгмонта в драме Гёте соединяет художественный вымысел и историческую правду. Реальный Эгмонт обладал тем же мужеством и обаянием, что и герой трагедии, который, однако, моложе, не женат и имеет возлюбленную
Эгмонт у Гете – полнокровная, жизнелюбивая натура, открытая и благородная, свободомыслящая, независимая и щедрая. В нем ярко и обаятельно представлен фламандский характер – в отличие от своего исторического прототипа, вынужденного часто идти на компромиссы с испанскими властями. Это человек, верящий в свою счастливую фортуну, презирающий всякую осмотрительность и дипломатию. Эгмонт дает жизни идти своим путем, не вмешиваясь активно в ее ход. Он погибает из-за своей беспечности, полного доверия к врагу (Приложение 1).
В трагедии «Эгмонт» показаны не одно лишь необузданное жизнелюбие исключительной личности, но в не меньшей степени история борьбы двух политических принципов, состоявших в различном понимании прав личности и той свободы, которая необходима людям.
Однако Эгмонта никак не назовешь борцом за свободуили хотя бы поборником соблюдения прав личности и личной свободы. Он имеет в виду совсем иное: сохранение старинных прав и свобод каждого сословия, существовавших в феодальном сословном государстве. Они позволяли людям дворянского происхождения занимать высокое положение и охранять свои права и права других, жить, как в патриархальные времена, заботясь о простолюдинах и отвергая любые воздействия извне, которые могли бы нанести ущерб укоренившейся традиции. Народже в трагедии Гёте из-за своей разобщенности вообще не проявляет способности к сплоченным действиям. Тщетно призывает Клерхен горожан взять мечи и освободить Эгмонта: «Постойте! Не бегите при одном имени Эгмонта, вспомните, как вы встречали его ликующими криками!» Эгмонт Гёте по существу преданнародом.
Основные характеристики личности главного героя представлены в таблице.
Таблица 1
До ареста | В тюрьме | |
Отличительные черты Эгмонта | Необузданное жизнелюбие, открытость, беззаботность, безграничная вера в себя, благородство, дар привлекать людей, воинская доблесть | Тоска, тревога, дар привлекать людей, мужество; вера в то, что его гибель имеет смысл. |
Политические взгляды Эгмонта | Сохранение старинных прав и свобод каждого сословия, отказ от нововведений; свобода от чужеземного правления | Борец за свободу, соблюдение прав личности. |
Отношение к простому народу | Любовь к народу, щедрость, бескорыстие, веселость, широта, благожелательность. | Любовь к народу, желание помочь ему (даже ценой собственной жизни) |
Смысл жизни | Жить в гармонии с самим собой, наслаждаясь лишь мгновением, не вмешиваясь активно в ход жизни. | Готовность действовать, бесстрашно биться за свободу. |
Патетический финал трагедии (Эгмонт в заточении перед казнью), в котором звучит тема народного возмездия, и образ гуманиста Эгмонта в предыдущих сценах органически слабо связаны. Перед казнью образ Эгмонта приобретает идеализированные черты, усиленные символическим видением свободы в образе его возлюбленной Клерхен. Его заключительный монолог пронизан героическим пафосом: «Радостно отдайте вы жизнь за то, что вам всего дороже, – за вольность, за свободу!». Однако и видение, и то, как Эгмонт истолковывает его, не имеют отношения к реальности, это лишь выражение надежды, желаемого. Гете знает, что способность народа сопротивляться насилию зависит от того, насколько созрело у него чувство собственного достоинства. И Эгмонт оказывается для народа примером достоинства, чувства чести,высоких душевных качеств. Поэтому заключающий трагедию призыв к борьбе за свободу вложен в уста Эгмонта. Теперь уже, никем не услышанный, он призывает к оружию!
Эгмонт не верит в предстоящую казнь даже на эшафоте. Лишь убедившись в том, что спасительного гонца, что пощады не будет, он опускается на колени и, шепча слова молитвы, склоняет голову на плаху... Смерть исторического Эгмонта, как она ни беззаконна и несправедлива, лишена всякой героики.
При жизни Гёте критиковали за стилистическое несоответствие героико-патетического финала трагедии с непринужденным, сугубо реалистическимязыком самой пьесы. Этот язык, эта мастерски отработанная житейски-обиходная проза замолкает в последней сцене «Эгмонта». Ей на смену приходит «опера», как выразился Шиллер. Это противоречие удалось преодолеть Бетховену в музыке к «Эгмонту», в которой полнее раскрыт революционный пафос драмы.Однако эта музыка создавалась спустя 22 года в другой исторической ситуации.
Именно финал пьесы и слова: «О, храбрый мой народ! Я умираю за свободу. Для нее я жил, за нее боролся …», возможно, послужили поводом для следующей трактовки образа в программе Д.Б. Кабалевского.: «Эгмонт становится во главе народа, восставшего против угнетателей, и погибает в яростной борьбе».
[1] Увертюра - это инструментальное вступление к чему- либо, вступление к музыкально-драматическому спектаклю - к балету, к опере.