Рынок
Значительное превышение спроса над предложением характерно для рынка …
продавцов | |||
потребительского | |||
легального | |||
покупателей |
Решение: Для ответа на поставленный вопрос необходимо знать классификацию рынка по различным критериям и характеристику каждого вида рынка.
Рынок продавцов характеризует значительное превышение спроса над предложением. Здесь главное внимание уделяется количеству товара, качеству придается минимальное значение.
На рынке покупателя предложение должно превышать спрос; тогда покупатель сравнивает между собой разные сорта товаров и цены и оказывает предпочтение тому или иному товару.
Потребительский рынок включает в себя рынки товаров и услуг, он обеспечивает удовлетворение потребностей различных социальных групп, семьи, человека. Здесь в наибольшей степени проявляются колебания спроса и предложения.
По соответствию действующему законодательству рынок подразделяют на –
легальный и нелегальный.
Итак, значительное превышение спроса над предложением характерно для рынка продавцов.
Если в качестве критерия классификации рынка выступает объект рыночных отношений, то оборудование можно отнести к объекту рынка …
реального капитала | |||
потребительского | |||
инноваций | |||
недвижимости |
Решение: Потребительский рынок включает в себя рынки товаров и услуг, он обеспечивает удовлетворение потребностей различных социальных групп, семьи, человека. Здесь в наибольшей степени проявляются колебания спроса и предложения.
Рынок инноваций, то есть нововведений, изобретений рассматривает инновации как товар, который целесообразно продавать по рыночным ценам.
На рынке недвижимости объектом купли-продажи выступают объекты недвижимости: дома, земельные участки, участки недр, то есть объекты, перемещение которых без несоизмеримого ущерба их назначению невозможно.
|
Следовательно, оборудование является объектом рынка реального капитала, где продаются и покупаются товары и услуги производственного назначения.
Общим провалом государства и рынка является (-ются) …
проблема информации | ||
проблема поиска ренты | ||
монополизация экономики | ||
внешние эффекты |
Решение: Провалы рынка – это ситуации, когда рынок не в состоянии обеспечить эффективное использование ресурсов. Обычно выделяют следующие провалы рынка:
монополию,
несовершенную (ассиметричную) информацию;
внешние эффекты,
общественные блага.
Провалы государства заключаются в неспособности обеспечить эффективную аллокацию ресурсов и соответствие социально-экономической политики принятым в обществе представлениям о справедливости. К провалам государства относят:
проблему информации,
проблему поиска ренты,
несовершенство политического процесса.
Итак, общим провалом и государства и рынка является проблема ассиметричности информации.
К причинам провала рынка не относят …
проблему поиска политической ренты | |||
монополизацию экономики | |||
внешние эффекты | |||
ассиметрию информации |
Решение: Итак, к причинам провала рынка не относят проблему поиска политической ренты.
|
«Фиаско» государства при реализации проектов по гражданскому строительству жилья вызывается, прежде всего …
бюрократизмом | |
внешними эффектами | |
асимметрией информации | |
общественными благами |
Решение: «Фиаско» (провалы) государства представляет собой ситуации, когда государство не в состоянии обеспечить эффективное использование ресурсов и соответствие социально-экономической политики принятым в обществе представлениям о справедливости.
К причинам «фиаско» государства относят:
Давление электората,
Лоббирование интересов,
поиск политической ренты,
Бюрократизм.
В данном примере причиной является бюрократизм.
Основным источником «фиаско» рынка труда является …
асимметрия информации | |
наличие внешних эффектов | |
производство общественных благ | |
лоббирование интересов |
Решение: «Фиаско» (провалы) рынка представляют собой ситуации, когда рынок не в состоянии обеспечить эффективное использование ресурсов.
Источниками (причинами) «фиаско» рынка являются:
несовершенная (ассиметричная) информация;
внешние эффекты;
Общественные блага.
Из перечисленных возможных ответов правильным является асимметрия информации, поскольку «фиаско» рынка труда проявляется, в первую очередь, в невозможности устранения проблемы безработицы, возникающей не из-за того, что существуют внешние эффекты и недопроизводство общественных благ, а по причине неполной информированности субъектов данного рынка.
|
Рынок наркотиков в РФ можно отнести к рынку …
нелегальному | ||
потребительскому | ||
продавца | ||
монопольному |
Решение: Продажа наркосодержащих препаратов на территории Российской Федерации запрещена, следовательно, этот товар может быть реализован с нарушением действующего законодательства только на нелегальном рынке.
Примером местного легального рынка факторов производства в РФ может служить рынок …
поваров в некотором городе | |||
оборудования в стране | |||
наркотиков в некотором городе | |||
кожгалантереи в стране |
Решение: Виды рынков различаются по следующим классификационным признакам:
● по территориальному признаку – местный, региональный, национальный, мировой;
● по объектам обмена – рынки факторов производства, рынок товаров и услуг, финансовый рынок;
● по ассортиментному признаку – замкнутый, насыщенный, смешанный;
● по степени соблюдения законности – легальный (официальный), нелегальный (теневой);
● по степени насыщенности – равновесный, дефицитный, избыточный;
● по степени развитости экономической свободы – свободный, регулируемый.
Местным рынком будет рынок в некотором городе, рынок наркотиков – нелегальный рынок товаров и услуг, рынок поваров – легальный рынок труда как фактора производства.
Водоснабжение в городах является ____________ рынком.
монопольным | ||
нелегальным | ||
совершенным | ||
внешним |
Решение: Рынок водоснабжения в городах является монопольным, поскольку водоснабжением в каждом населенном пункте занимается одно предприятие. Это несовершенный, легальный, внутренний рынок.
Примером национального легального дефицитного рынка может служить рынок …
сельскохозяйственной продукции страны в засушливый год | |||
гостиничных услуг на горнолыжном курорте зимой | |||
огнестрельного оружия в Российской Федерации | |||
воспитателей детских садов в крупном городе |
Решение: Все примеры, кроме рынка огнестрельного оружия в РФ, являются легальными. Дефицитность рынка явно обозначена в формулировках о рынках сельскохозяйственной продукции и гостиничных услуг. Рынки горнолыжного курорта и крупного города относятся к местным, некоторой страны и РФ – к национальным, из них легальным является рынок сельскохозяйственной продукции. Таким образом, правильным ответом будет «рынок сельскохозяйственной продукции страны в засушливый год».
Рынок носителей труда в современной России является …
нелегальным | |||
монопольным | |||
глобальным | |||
отраслевым |
Решение: Легальный рынок труда в России представляет собой рынок услуг труда, а не его носителей, то есть продается рабочая сила человека, а не сам человек. Поэтому рынок носителей труда в России является нелегальным.
Рынок продуктов питания в конкретном субъекте федерации относится к …
региональным | |||
монопольным | |||
глобальным | |||
нелегальным |
Решение: В данном случае говорится о делении рынков по территориальному признаку на местные, региональные, национальные и мировые (глобальные). Речь идет о региональном рынке продуктов питания на определенной территории страны – субъекте федерации.
Примером субъекта рынка факторов производства может служить …
кондитерская фабрика | |||
налоговая служба | |||
подъемный кран | |||
рабочий скот |
Решение: Субъектами рынка (рыночных отношений) выступают продавец, покупатель, посредник. К объектам относят рабочую силу, потребительские товары и услуги, средства производства, финансовый капитал, интеллектуальную собственность.
Объекты рыночных отношений на данном рынке – подъемный кран и рабочий скот,
Институциональный субъект – налоговая служба.
Субъектом рынка факторов производства – кондитерская фабрика.
Рыночные механизмы
Функция спроса задана уравнением , где QD – величина спроса, тыс. шт., Р – цена, ден. ед.; функция предложения задана уравнением , где QS – величина предложения, тыс. шт., Р – цена, ден. ед.
Равновесный объем продаж составит ___ тыс. шт.
4 875 | |||
7 800 | |||
2 700 | |||
4 312,5 |
Решение: Рыночное равновесие предполагает равенство значений функций рыночного спроса и предложения при некоторой равновесной цене:
, , ден. ед.
Подставим значение равновесной цены в функцию спроса или предложения и получим равновесный объем продаж:
тыс. шт.
Функция спроса задана уравнением , где QD – величина спроса, тыс. шт., Р – цена, ден. ед.; функция предложения задана уравнением , где QS – величина предложения, тыс. шт., Р – цена, ден. ед.
Равновесный объем продаж составит ___ тыс. шт.
20 000 | |||
5 000 | |||
3 000 | |||
42 500 |
Решение: Рыночное равновесие предполагает равенство значений функций рыночного спроса и предложения при некоторой равновесной цене:
, , ден. ед.
Подставим значение равновесной цены в функцию спроса или предложения и получим равновесный объем продаж:
тыс. шт.
Функция спроса задана уравнением , где QD – величина спроса, тыс. шт., Р – цена, ден. ед.; функция предложения задана уравнением , где QS – величина предложения, тыс. шт., Р – цена, ден. ед.
Равновесный объем продаж составит ___ тыс. шт.
Решение: Рыночное равновесие предполагает равенство значений функций рыночного спроса и предложения при некоторой равновесной цене:
, , ден. ед.
Подставим значение равновесной цены в функцию спроса или предложения и получим равновесный объем продаж:
тыс. шт.
Функция спроса задана уравнением , где QD – величина спроса, тыс. шт., Р – цена, ден. ед.; функция предложения задана уравнением , где QS – величина предложения, тыс. шт., Р – цена, ден. ед.; государство установило ценовой барьер в размере 2500 ден. ед. В результате рынок будет характеризоваться как …
избыточный; избыток товара составит 40 тыс. шт. | |||
избыточный; избыток товара составит 55 тыс. шт. | |||
равновесный; объем продаж составит 30 тыс. шт. | |||
дефицитный; дефицит составит 15 тыс. шт. |
Решение: Для определения состояния рынка при установлении ценового барьера необходимо определить величины спроса и предложения и их соотношение. Если величина спроса при данном уровне цен превышает величину предложения, то рынок характеризуется как дефицитный. Если наоборот, то рынок избыточный. Разница между величинами спроса и предложения соответственно равна величине дефицита или избытка.
В данном случае тыс. шт., тыс. шт.
Величина спроса меньше величины предложения. Избыток товара на рынке составляет 40 тыс. шт.
Функция спроса задана уравнением , где QD – величина спроса, тыс. шт., Р – цена, ден. ед.; функция предложения задана уравнением , где QS – величина предложения, тыс. шт., Р – цена, ден. ед.
Равновесный объем продаж составит ___ тыс. шт.
20 000 | |||
5 000 | |||
3 000 | |||
42 500 |
Решение: Рыночное равновесие предполагает равенство значений функций рыночного спроса и предложения при некоторой равновесной цене:
, , ден. ед.
Подставим значение равновесной цены в функцию спроса или предложения и получим равновесный объем продаж:
тыс. шт.
Функция спроса задана уравнением , где QD – величина спроса, тыс. шт., Р – цена, ден. ед.; функция предложения задана уравнением , где QS – величина предложения, тыс. шт., Р – цена, ден. ед.; государство установило ценовой барьер в размере 800 ден. ед. В результате рынок будет характеризоваться как …
избыточный; избыток товара составит 400 тыс. шт. | |||
равновесный; объем продаж составит 400 тыс. шт. | |||
избыточный; избыток товара составит 200 тыс. шт. | |||
дефицитный; дефицит составит 200 тыс. шт. |
Первоначальные графики функций спроса и предложения на рынке представлены линиями черного цвета:
Введение налога в размере 200 ден. ед. с 1тыс.шт. проданного товара приведет к установлению рыночного равновесия со следующими параметрами: объем продаж____, цена ____.
20 тыс. шт. 450 ден.ед. | |||
20 тыс. шт. 250 ден.ед. | |||
15 тыс. шт. 400 ден.ед. | |||
25 тыс. шт. 300 ден.ед. |
Решение: Введение налога с единицы продаж (в данном случае с одной тысячи штук) приводит к сокращению предложения. На рисунке график данной функции параллелен графику прежней функции предложения и показан линией фиолетового цвета, пересечение которой с графиком спроса (черной линией спроса) характеризуется как точка нового равновесия со следующими параметрами: 20 тыс. шт. по цене 450 ден.ед.
Первоначальные графики функций спроса и предложения на рынке представлены линиями черного цвета:
Введение субсидии в размере 200 ден. ед. с 1 тыс. шт. проданного товара приведет к установлению рыночного равновесия со следующими параметрами: объем продаж ____, цена ____.
20 тыс. шт. 250 ден.ед. | |||
20 тыс. шт. 450 ден.ед. | |||
15 тыс. шт. 400 ден.ед. | |||
25 тыс. шт. 300 ден.ед. |
Решение: Введение субсидии с единицы продаж (в данном случае с одной тысячи штук) приводит к увеличению предложения. На рисунке график данной функции параллелен графику прежней функции предложения и показан линией фиолетового цвета, пересечение которой с графиком спроса (черной линией спроса) характеризуется как точка нового равновесия со следующими параметрами: 20 тыс. шт. по цене 250 ден.ед.
На графике представлены варианты рыночного равновесия при пересечении разных кривых спроса и предложения на розничном рынке сыра. Рыночное равновесие установилось в точке А.
К изменению его положения в точку Г может привести …
снижение импортных пошлин на сыр | |||
введение запрета на ввоз сыра из-за границы | |||
рост реальных доходов потребителей | |||
ожидание роста цен на продукты питания |
Решение: Изменение точки рыночного равновесия из положения А в положение Г обусловлено ростом предложения, то есть смещением линии S1 в положение S2.
Это перемещение может быть вызвано таким неценовым фактором, как снижение импортных пошлин – оно приведет к установлению меньшей цены предложения для любого объема продаж.
На графике представлены варианты рыночного равновесия при пересечении разных кривых спроса и предложения на рынке автомобилей иностранного производства. Рыночное равновесие установилось в точке Д.
Снижение таможенных пошлин при прочих равных условиях может привести к установлению нового равновесия, соответствующего точке …
З | |||
Е | |||
Б | |||
Г |
На графике представлены варианты рыночного равновесия при пересечении разных кривых спроса и предложения на розничном рынке мясных продуктов. Первоначально рыночное равновесие установилось в точке Д.
Рост среднедушевых доходов населения при прочих равных условиях может привести к установлению нового равновесия, соответствующего точке …
Е | |||
Г | |||
И | |||
З |
На графике представлены варианты рыночного равновесия при пересечении разных кривых спроса и предложения на рынке продуктов детского питания. Первоначально рыночное равновесие установилось в точке Д.
Предоставление дотаций товаропроизводителям при прочих равных условиях может привести к установлению нового равновесия, соответствующего точке …
З | |||
Е | |||
И | |||
Ж |
Решение: Снижение таможенных пошлин при прочих равных условиях приведет к росту предложения, поскольку продажа каждой автомашины может осуществляться по более низкой цене, то есть линия S2 переместится в положение S3. Пересечение этой линии с линией спроса D2 дает нам точку З.
На графике представлены варианты рыночного равновесия при пересечении разных кривых спроса и предложения на вторичном рынке мебели. Рыночное равновесие установилось в точке Д.
Рост среднедушевых доходов населения при прочих равных условиях первоначально приведет к установлению нового равновесия, соответствующего точке …
Г | |||
Е | |||
Б | |||
З |
Решение: Рост среднедушевых доходов населения при прочих равных условиях приведет к снижению спроса на подержанную мебель, так как она является товаромнизшего качества, то есть линия D2 переместится в положение D1. Пересечение этой линии с линией предложения S2 дает нам точку Г.
Первоначальные графики функций спроса и предложения на рынке некоторой продукции представлены линиями черного цвета:
Снижение цен на топливо приведет к тому, что цена продажи единицы продукции по сравнению с прежним уровнем …
снизится на 200 ден. ед. | |||
снизится на 100 ден. ед. | |||
вырастет на 80 ден. ед. | |||
останется неизменной |
Решение: Снижение цен на топливо приводит к увеличению предложения. На рисунке график данной функции показан линией розового цвета, пересечение которой с графиком спроса (черной линией спроса) характеризуется как точка нового равновесия со следующими параметрами: 80 тыс. шт. по цене 350 ден. ед., то есть цена продаж снизилась с 550 на 200 ден. ед., а объем продаж вырос с 45 на 35 тыс. шт.
Графики функций спроса и предложения на рынке представлены на рисунке:
Излишек (выигрыш) продавцов составит ____ ден. ед.
Решение: Излишек (выигрыш) продавцов от установления равновесия на рынке представляет собой дополнительный доход, поскольку полученная ими цена за проданный товар выше той цены, по которой они готовы были его продать.
В данном случае он представлен площадью треугольника, ограниченного линией предложения, линией равновесной цены и координатной осью цены, и рассчитывается следующим образом:
ден. ед.
На основе данных рисунка можно сделать вывод, что излишки продавцов составляют ___ тыс. ден. ед.
Решение: Излишки продавцов составляют суммарную разницу между равновесной ценой и ценами предложения при каждом объеме предложения до равновесного значения. В данном случае они представлены площадью треугольника, ограниченного линией равновесной цены, линией предложения и координатной осью цены: тыс. ден. ед.
Графики функций спроса и предложения на рынке представлены на рисунке:
Излишек (выигрыш) покупателей составит ____ ден. ед.
Решение: Излишек (выигрыш) покупателей от установления равновесия на рынке представляет собой дополнительную полезность, поскольку уплаченная ими цена за приобретенный товар ниже их готовности заплатить за него.
В данном случае он представлен площадью треугольника, ограниченного линией спроса, линией равновесной цены и координатной осью цены, и рассчитывается следующим образом:
ден. ед.
На основе данных рисунка можно сделать вывод, что излишки покупателей составляют ___ тыс. ден. ед.
Решение: Излишки покупателей: тыс. ден. ед.
Функционирование фирмы
В долгосрочном периоде объемы применяемых факторов производства становятся …
переменными | |||
постоянным | |||
условно-переменными | |||
условно-постоянными |
Решение: Деление экономических периодов на кратко- и долгосрочный основано на разнице возможностей производителей изменять объемы применяемых факторов производства:
в краткосрочном периоде производственные мощности неизменны, однако возможна интенсификация их использования, то есть переменными становятся такие факторы производства, как сырье, рабочая сила и т.д.;
в долгосрочном – переменными становятся все факторы производства, даже капитал.
В краткосрочном (коротком) периоде объем применения _______ как фактора производства является постоянным.
капитала | |||
труда | |||
материала | |||
земли |
Решение: Деление экономических периодов на кратко- и долгосрочный основано на разнице возможностей производителей изменять объемы применяемых факторов производства:
в краткосрочном периоде производственные мощности неизменны, однако возможна интенсификация их использования, то есть переменными становятся такие факторы производства, как сырье, рабочая сила и т.д.;
в долгосрочном – переменными становятся все факторы производства, даже капитал.
Когда фирма в краткосрочном периоде планирует увеличивать объем производства, то неизменным останется величина такого фактора производства, как …
капитал | |||
рабочая сила | |||
земля | |||
предпринимательские способности |
Решение: В краткосрочном периоде фирма имеет возможность варьировать объем производства в рамках производственных мощностей за счет изменения количества используемых рабочей силы и предметов труда. Величина капитала, таким образом, остается величиной неизменной.
Магазин одежды перед началом праздничного торгового сезона увеличил торговые площади и численность персонала в 2 раза. Это позволило повысить объем продаж также в 2 раза. Следовательно, это предприятие относится к отрасли с ______ эффектом масштаба.
постоянным | |||
отрицательным | |||
положительным | |||
растущим |
Решение:
Эффект масштаба – это соотношение изменения объема производства при изменении количества всех используемых ресурсов. В данном случае изменение объема производства равно изменению объема используемых факторов производства. Это называется постоянным эффектом масштаба.
Небольшая пекарня, желая увеличить объем производства, нарастила объем применяемых труда и капитала в 2 раза. В результате объем готовой продукции вырос в 1,5 раза. Это означает, что предприятие относится к отрасли с ______ эффектом масштаба.
отрицательным | |||
положительным | |||
постоянным | |||
растущим |
Решение: В данном случае изменение объема производства меньше, чем изменение объема используемых факторов производства (в 1,5 и 2 раза соответственно). Это называется отрицательным эффектом масштаба.
В отраслях, где предпринимательство развивается в малых и средних формах, не имея возможности успешного функционирования в крупном размере, действует ____________ эффект масштаба.
отрицательный | |||
положительный | |||
нейтральный | |||
постоянный |
Решение: Отрицательный эффект масштаба выражается в увеличении затрат факторов производства в большей пропорции, чем объемов выпуска; при этом долгосрочные средние издержки увеличиваются.
Поэтому расширять производство до крупных размеров невыгодно, и в отраслях, для производственного процесса которых характерен отрицательный эффект масштаба, действуют малые и средние фирмы.
Автомобильный концерн увеличил объем производства на 30% за счет задействования дополнительных 10% от прежних объемов труда и капитала. Следовательно, предприятие относится к отрасли с ______ эффектом масштаба.
положительным | |||
отрицательным | |||
постоянным | |||
снижающимся |
Решение: В данном случае изменение объема производства больше, чем изменение объема используемых факторов производства (на 30% и 10% соответственно). Это называется положительным эффектом масштаба.
Парикмахерская, желая увеличить объем производства, нарастила объем применяемых труда и капитала на 30 %. В результате объем готовой продукции вырос на 10 %. Это означает, что предприятие относится к отрасли с ______ эффектом масштаба.