Методика устранения бульбарной дизартрии
Основной симптом – вялые периферические параличи, наблюдается атрофия, атония, арефлексия
Комплексная коррекция:
• медикоментозное лечение
• психотерапия
• массаж
• артик. гимнастика
• лечение положением
Цель работы - улучшить трофику ткани, проводимость нервных импульсов, повысить возбудимость мышц и преодолеть контрактуры.
Медикаментозное лечение осуществляет врач –невропатолог для активизации нервных импульсов, укрепления ЦНС.
Психотерапия
Осущ-ся логопедом. Проводится в виде бесед с больным, убеждения в необходимости самостоятельной работы над дефектом, в поощрении больного, одобрении даже малых усилий больного.
Массаж
Тонизирующий в виде разминания, поколачивания, постукивания, вибрации.
Артик. Гимнастика пассивная, пассивно-активная, активная.
Пассивная – сначала сам логопед формирует артикуляционные позиции с помощью механических средств.
Пассивно-активная – логопед просит повторить движение (сформированную артикуляционную позицию).
Активная – предлагается самостоятельно выполнять артик. гимнастику по мере успешности медикаментозного лечения, физиотерапии, массажа.
Благодаря арт гимнастике улучшается трофика мышц
Коррекция дыхания
Начинается с постановки диафрагмального дыхания по подражанию логопеду (3-4 дв)
Постановка звуков
Формируются смычные губно-губные звуки. Сначала с помощью пассивной гипнастики (логопед пальцами смыкает губы больного и просит произнести П). Далее произнесение слогов на шепоте ПА-ПО-ПУ-ПЭ.
Далее на шепоте произносятся слова с утрированной смычкой ПАПА, ПАУК
Если больной усваивает звук П, вызывается вибрация голосовых складок по подражанию логопеду с использованием тактильных ощущений
|
Логопед смыкает губы больного и просит произнести Б.
По мере усвоения звука он автоматизируется в слогах, а затем в словах.
Возможно, от степени поражения больного, произнесение слогов в интервокальном положении и далее в словах.
Далее с помощью таких же приемов формируются переднеязычные звуки Т, Д, Н. Зондом, шпателем логопед приподнимает кончик языка к альвеолам, прижимает его, чтобы ребенок почувствовал и просит произнести Т с выдохом на кончик языка. Далее произнесение слогов на шепоте: ТА-АТ-ТАТА
ТО-ОТ-ТОК
ТУ- УТ - ТУК
Далее следует звук Д.
Автоматизация сначала в прямых слогах и интервок-й позиции, затем в словах ДАН, ДОК, ДУБ
Затем формируются заднеязычные К,Г с механической помощью:
К от ТА до смычки с задней частью спинки языка и границы твердого и мягкого неба.
Звук Г от ДА аналогично.
Затем включают в слова ГОЛ, ГУЛ и т.д.
Во время логопедической работы следует обращать внимание на затормаживание содружественных движений при попытке выполнения активных движений паретичными мышцами (касание рукой, поглаживание, пауза, а затем повторная попытка выполнения движения)
Логопед вместе с неврологом разрабатывает индивидуальный комплекс упражнений с учетом расположения параличей и парезов.
Методика лог работы по преодолению корковой дизартрии
При корковой постцентральной диз основная задача- формирование артик укладов. Прежде всего, формируется артикуляция согласных
Логопед объясняет больным правила получения основных признаков согласных звонких: для получения используются кожно-тактильные ощущения. Логопед шепотом произносит гласные, а затем голосом и больной ощущает вибрацию голосовых складок.
|
Затем пары щелевых согласных С-З, Ш-Ж, Ф-В, при длительном произнесении вибрация голосовых складок ощущается лучше
Далее логопед объясняет основные признаки образования смычных согласных:
• смычка может образовываться между губами П-Б
• между кончиком языка и верхними альвеолами Т-Д
• между задней частью спинки языка и границей твердого и мягкого неба К-Г
Далее логопед объясняет основные признаки образования щелевых согласных: необходима щель между отдельными органами артикуляции:
между нижней губой и верхними зубами В-Ф
между спинкой языка и твердым небом С-З
между кончиком языка и верхними альвеолами Ж-Ш
между задней частью спинки языка и границей твердого и мягкого неба Х
По мере усвоения данных признаков согласных звуков, логопед объясняет способ получения вибранта Р: кончик уплощенного языка вибрирует у верхних альвеол. С этой целью используются профили артикуляций, муляжи, положение рук, артикуляция логопеда перед зеркалом.
Чтобы больной понимал прохождение голосовыдыхательной струи через носовую и ротовую полости, используя приемы как при коррекции рино
Логопед предлагает произнесение слов с носовыми звуками М-Н и с помощью указательного пальца контролирует вибрацию носа
Далее слова без носовых звуков, к носу подносится ватка или зекало,если оно не запотевает, значит воздушная струя проходит через ротовую полость.
|
После объяснения правил получения основных согласных звуков, логопед предлагает дифференциацию артикуляционных укладов. Логопед называет пары согласных звуков, далеких по артикуляц-й хар-ке: Б-Ц, Ф-Г, С-Р и т.д., а больной перед зеркалом их повторяет. Если есть необходимость используют кожно-тактильные ощущения
Эти акртикул уклады включаются в слоги и слова
Ба –ац Бо-оц Бы- ыц Бу- уц Фа-га Фо-го Фы-гы Са-ра Со-ро | Бок – цок Бум-цум Фаня –ганя Фон – гон Сок -рог |
Затем тренируется дифференциация согласных, сходных по артикуляции: П-Б, Т-Д, К-Г, С-З, Ш-Ж
Также в слогах,в словах, словах-квазиомонимах
Затем тренировка в использовании артик укладов контрастных и сходных артикуляций во фразах одной сложности с опорой на наглядность
Имеются различия в усвоении артикуляционных укладов у взрослых и детей. У
У взрослых надо дифференцировать в структуре слова. Это объясняется тем, что у взрослых артикул-е навыки более автоматизированы, т.е. доведены да автоматизма. Поэтому взрослые «вспоминают» арт уклады. Кроме того, артик уклады формируются спонтанно после ликвидации парезов, параличей и нарушений тонуса (эффективность лог массажа, физиотерапии, медикаментозного лечения).
У детей навыки артикуляции не были сформированы из-за двигательных расстройств и поэтому выработка артикуляций согл. звуков и их автоматизация является центральным звеном в лог. работе.
При постановке звуков у детей используется моторно-кинестетический метод
Логопед при помощи шпателя или зонда поднимает кончик языка ребенка вверх, вниз (пассивная гимнастика), передвигает из стороны в сторону и в этот момент внимание ребенка сосредотачивается на положении языка (с помощью зрит контроля – зеркало). Ребенок ощущает движение органов артикуляции и воспринимает воспроизведение звуков логопедом.
Затем логопед просит ребенка опустить язык на дно ротовой полости, а затем повторить предыдущее положение.
Постановка звуков начинается с твердых переднеязычных согласных Т, Д, Н, затем свистящие, шипящие, Л,Р, аффрикаты Ч,Ц.
Логопед перед зеркалом объясняет артикуляцию звуков Т,Д, вырабатывает у ребенка движение кончика языка шпателем, просит лизнуть конфетку или мороженное. Затем помещает конфету между зубами ребенка и просит лизнуть ее. Ести этих приемов недостаточно, то можно покапать на кончик языка капли сока или положить кусочек апельсина, также можно покусать кончик языка передними резцами.
После того, как у ребенка появилось ощущение кончика языка, нужно выбрать адекватное положение головы – это слегка наклоненная голова, в этом случае язык занимает наиболее правильное положение по отношению к зубному ряду. логопед слека подталкивает вверх подбородок ребенка, произносит звук Д, просит повторить.
Если у ребенка выражены патологические тонические рефлексы, а также двигательные рефлекса, то возможности ограничены. в этих случаях используется одна из следующих рефлекс-запрещающих позиций:
1. Положение сидя, ноги свешены через край кушетки, руки опираются на кушетку и поддерживают туловище, голова наклонена вперед
2. Положение на спине, ноги свешиваются через край кушетки, логопед слегка наклоняет голову ребенка и удерживает ее в этом положении.
3. Положение на животе: опора на согнутые локти, голова слегка наклонена вперед и удерживается по средней линии
Эти положения способствуют расслаблению дыхательной мускулатуры и, благодаря этому, устанавливается правильный дыхательный ритм.
После этого логопед перед зеркалом помогает ребенку воспроизвести уклады Т, Д и произносит вместе слоги ТА-ТА-ТА, ДА-ДА-ДА.
Затем эти звуки включаются в слова, фразы, проводится их автоматизация.
Используется письменная речь: ребенок повторяет слоги, вместе с логопедом складывает слоги из разрезной азбуки, читает их, то же самое с котроткими словами: ДОМ, ДЫМ
Автоматизация проводится на тексте загадок, скороговорок, потешек, в словах-квазиомонимах.