Методика лог работы по преодолению корковой дизартрии




Методика устранения бульбарной дизартрии

Основной симптом – вялые периферические параличи, наблюдается атрофия, атония, арефлексия

Комплексная коррекция:

• медикоментозное лечение

• психотерапия

• массаж

• артик. гимнастика

• лечение положением

Цель работы - улучшить трофику ткани, проводимость нервных импульсов, повысить возбудимость мышц и преодолеть контрактуры.

Медикаментозное лечение осуществляет врач –невропатолог для активизации нервных импульсов, укрепления ЦНС.

Психотерапия

Осущ-ся логопедом. Проводится в виде бесед с больным, убеждения в необходимости самостоятельной работы над дефектом, в поощрении больного, одобрении даже малых усилий больного.

Массаж

Тонизирующий в виде разминания, поколачивания, постукивания, вибрации.

Артик. Гимнастика пассивная, пассивно-активная, активная.

Пассивная – сначала сам логопед формирует артикуляционные позиции с помощью механических средств.

Пассивно-активная – логопед просит повторить движение (сформированную артикуляционную позицию).

Активная – предлагается самостоятельно выполнять артик. гимнастику по мере успешности медикаментозного лечения, физиотерапии, массажа.

Благодаря арт гимнастике улучшается трофика мышц

Коррекция дыхания

Начинается с постановки диафрагмального дыхания по подражанию логопеду (3-4 дв)

Постановка звуков

Формируются смычные губно-губные звуки. Сначала с помощью пассивной гипнастики (логопед пальцами смыкает губы больного и просит произнести П). Далее произнесение слогов на шепоте ПА-ПО-ПУ-ПЭ.

Далее на шепоте произносятся слова с утрированной смычкой ПАПА, ПАУК

Если больной усваивает звук П, вызывается вибрация голосовых складок по подражанию логопеду с использованием тактильных ощущений

Логопед смыкает губы больного и просит произнести Б.

По мере усвоения звука он автоматизируется в слогах, а затем в словах.

Возможно, от степени поражения больного, произнесение слогов в интервокальном положении и далее в словах.

Далее с помощью таких же приемов формируются переднеязычные звуки Т, Д, Н. Зондом, шпателем логопед приподнимает кончик языка к альвеолам, прижимает его, чтобы ребенок почувствовал и просит произнести Т с выдохом на кончик языка. Далее произнесение слогов на шепоте: ТА-АТ-ТАТА

ТО-ОТ-ТОК

ТУ- УТ - ТУК

Далее следует звук Д.

Автоматизация сначала в прямых слогах и интервок-й позиции, затем в словах ДАН, ДОК, ДУБ

Затем формируются заднеязычные К,Г с механической помощью:

К от ТА до смычки с задней частью спинки языка и границы твердого и мягкого неба.

Звук Г от ДА аналогично.

Затем включают в слова ГОЛ, ГУЛ и т.д.

Во время логопедической работы следует обращать внимание на затормаживание содружественных движений при попытке выполнения активных движений паретичными мышцами (касание рукой, поглаживание, пауза, а затем повторная попытка выполнения движения)

Логопед вместе с неврологом разрабатывает индивидуальный комплекс упражнений с учетом расположения параличей и парезов.

Методика лог работы по преодолению корковой дизартрии

При корковой постцентральной диз основная задача- формирование артик укладов. Прежде всего, формируется артикуляция согласных

Логопед объясняет больным правила получения основных признаков согласных звонких: для получения используются кожно-тактильные ощущения. Логопед шепотом произносит гласные, а затем голосом и больной ощущает вибрацию голосовых складок.

Затем пары щелевых согласных С-З, Ш-Ж, Ф-В, при длительном произнесении вибрация голосовых складок ощущается лучше

Далее логопед объясняет основные признаки образования смычных согласных:

• смычка может образовываться между губами П-Б

• между кончиком языка и верхними альвеолами Т-Д

• между задней частью спинки языка и границей твердого и мягкого неба К-Г

Далее логопед объясняет основные признаки образования щелевых согласных: необходима щель между отдельными органами артикуляции:

между нижней губой и верхними зубами В-Ф

между спинкой языка и твердым небом С-З

между кончиком языка и верхними альвеолами Ж-Ш

между задней частью спинки языка и границей твердого и мягкого неба Х

По мере усвоения данных признаков согласных звуков, логопед объясняет способ получения вибранта Р: кончик уплощенного языка вибрирует у верхних альвеол. С этой целью используются профили артикуляций, муляжи, положение рук, артикуляция логопеда перед зеркалом.

Чтобы больной понимал прохождение голосовыдыхательной струи через носовую и ротовую полости, используя приемы как при коррекции рино

Логопед предлагает произнесение слов с носовыми звуками М-Н и с помощью указательного пальца контролирует вибрацию носа

Далее слова без носовых звуков, к носу подносится ватка или зекало,если оно не запотевает, значит воздушная струя проходит через ротовую полость.

После объяснения правил получения основных согласных звуков, логопед предлагает дифференциацию артикуляционных укладов. Логопед называет пары согласных звуков, далеких по артикуляц-й хар-ке: Б-Ц, Ф-Г, С-Р и т.д., а больной перед зеркалом их повторяет. Если есть необходимость используют кожно-тактильные ощущения

Эти акртикул уклады включаются в слоги и слова

Ба –ац Бо-оц Бы- ыц Бу- уц   Фа-га Фо-го Фы-гы Са-ра Со-ро Бок – цок Бум-цум   Фаня –ганя Фон – гон     Сок -рог

 

 

Затем тренируется дифференциация согласных, сходных по артикуляции: П-Б, Т-Д, К-Г, С-З, Ш-Ж

Также в слогах,в словах, словах-квазиомонимах

Затем тренировка в использовании артик укладов контрастных и сходных артикуляций во фразах одной сложности с опорой на наглядность

Имеются различия в усвоении артикуляционных укладов у взрослых и детей. У

У взрослых надо дифференцировать в структуре слова. Это объясняется тем, что у взрослых артикул-е навыки более автоматизированы, т.е. доведены да автоматизма. Поэтому взрослые «вспоминают» арт уклады. Кроме того, артик уклады формируются спонтанно после ликвидации парезов, параличей и нарушений тонуса (эффективность лог массажа, физиотерапии, медикаментозного лечения).

У детей навыки артикуляции не были сформированы из-за двигательных расстройств и поэтому выработка артикуляций согл. звуков и их автоматизация является центральным звеном в лог. работе.

При постановке звуков у детей используется моторно-кинестетический метод

Логопед при помощи шпателя или зонда поднимает кончик языка ребенка вверх, вниз (пассивная гимнастика), передвигает из стороны в сторону и в этот момент внимание ребенка сосредотачивается на положении языка (с помощью зрит контроля – зеркало). Ребенок ощущает движение органов артикуляции и воспринимает воспроизведение звуков логопедом.

Затем логопед просит ребенка опустить язык на дно ротовой полости, а затем повторить предыдущее положение.

Постановка звуков начинается с твердых переднеязычных согласных Т, Д, Н, затем свистящие, шипящие, Л,Р, аффрикаты Ч,Ц.

Логопед перед зеркалом объясняет артикуляцию звуков Т,Д, вырабатывает у ребенка движение кончика языка шпателем, просит лизнуть конфетку или мороженное. Затем помещает конфету между зубами ребенка и просит лизнуть ее. Ести этих приемов недостаточно, то можно покапать на кончик языка капли сока или положить кусочек апельсина, также можно покусать кончик языка передними резцами.

После того, как у ребенка появилось ощущение кончика языка, нужно выбрать адекватное положение головы – это слегка наклоненная голова, в этом случае язык занимает наиболее правильное положение по отношению к зубному ряду. логопед слека подталкивает вверх подбородок ребенка, произносит звук Д, просит повторить.

Если у ребенка выражены патологические тонические рефлексы, а также двигательные рефлекса, то возможности ограничены. в этих случаях используется одна из следующих рефлекс-запрещающих позиций:

1. Положение сидя, ноги свешены через край кушетки, руки опираются на кушетку и поддерживают туловище, голова наклонена вперед

2. Положение на спине, ноги свешиваются через край кушетки, логопед слегка наклоняет голову ребенка и удерживает ее в этом положении.

3. Положение на животе: опора на согнутые локти, голова слегка наклонена вперед и удерживается по средней линии

 

Эти положения способствуют расслаблению дыхательной мускулатуры и, благодаря этому, устанавливается правильный дыхательный ритм.

После этого логопед перед зеркалом помогает ребенку воспроизвести уклады Т, Д и произносит вместе слоги ТА-ТА-ТА, ДА-ДА-ДА.

Затем эти звуки включаются в слова, фразы, проводится их автоматизация.

Используется письменная речь: ребенок повторяет слоги, вместе с логопедом складывает слоги из разрезной азбуки, читает их, то же самое с котроткими словами: ДОМ, ДЫМ

Автоматизация проводится на тексте загадок, скороговорок, потешек, в словах-квазиомонимах.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: