Методика лог работы по преодолению псевдобульбарной дизартрии




Основные цели:

1. Создание кинестетической основы речи

2. Коррекция фонетической стороны речи

3. Выравнивание всех остальных сторон речи (лексико-грамматической, семантической)

4. Воспитание личности ребенка с дизартрией, преодоление нарушений эмоц- волевой сферы

Основные задачи:

1. Преодоление слюнотечения

2. Развитие всех видов моторики

3. Нормализация речевого дыхания

4. Нормализация фонации

5. Постановка, автоматизация и дифференциация звуков

6. Нормализация просодики (темпа, ритма, мелодики, паузации)

7. Формирование фонематической системы

8. Формирование звукобуквенного анализа

9. Формирования чувства языка в процессе изменения слов по их грамматическим и морфологическим признакам

10. Формирование морфологической точности в воспроизведении слов.

Работа комплексная (медикоментозное лечение – невролог, логоритмика – муз рук)

Преодоление слюнотечения

Начинается с косвенной психотерапии: логопед и воспитатели объясняют детям почему надо держать рот закрытым, чтобы не текла слюна (потому что от этого намокает одежда).

Детям объясняют, что слюну надо чаще глотать, особенно перед началом речи или перед артикуляционными упражнениями, а если акт глотания затруднен, то Ипполитова рекомендует выполнить несколько жевательных движений, а затем запрокинуть голову и проглотить слюну. Хватцев рекомендует мягкие обручи шириной 1,5-2 см., которые проходят под подбородком и помогает держать рот закрытым.

Довольно быстро дети это усваивают и тогда во всей группе воспитатель организует праздник «снятия нагрудника» и надевание красивых костюмов.

Развитие всех видов моторики

Осущ-ся на всех видах логопедических и логоритмических занятий (все виды ходьбы, упражнения с предметами (флажки, платки, цветы) для захватывания руками).

Ручная моторика во время имитационных упр-й (крылья птиц, ветряная мельница, ветки деревьев).

Пальчиковая моторика в пальчиковых играх сначала без речевого сопровождения, а затем с ритмичным стихотворным текстом, сначала на правой, а затем на левой руке, а потом двумя руками.

Мимическая моторика начинается с отдельных мимических движений

Предлагаются упр-я

• для лба: поднять-нахмурить брови -5-6 раз под счет

• для глаз: закрыть- открыть, поочередно закрыть, прищуриться

• для щек: надуть-покой, надуть-втянуть, поочередно надуть, «почесать» изнутри – «орешек».

Затем эти мимические упражнения объединяются в позы: радость, удивление, огорчение, подозрительность, ужас и т.д.

Для этого используются семантические ситуации, которые объясняет логопед(едим кислый лимон, сладкое варенье, новая кукла, кукла заболела и т.д.

Артикуляционная моторика развивается постепенно, работа включает массаж, пассивную гимнастику и использование непроизвольных движений

Массаж языка, губ, щек, жевательных мышц, мягкого неба проводится логопедом 2 раза в день, продолжительность от10-15 до 20 мин, а далее, в зависимости от состояния ребенка, увеличивается или уменьшается.

По мере усвоения дети начинают самостоятельно выполнять массаж перед зеркалом (проводится теплой чистой рукой).

В зависимости от клиники используются приемы похлопывания, пощипывания, поглаживания.

Массаж неба проводится спереди назад большим пальцем или же трубочкой: когда логопед касается мягкого неба оно сокращается и активизируется.

Массаж проводится дифференцированно в зависимости от симптомов той или иной формы дизартрии.

При паретической форме – тонический массаж: вибрация, пощипывание, разминание

При спастичности – расслабляющий массаж: растирание, поглаживание

 

Нормализация речевого дыхания

Воспитание диафрагмального дыхания осущ-ся по подражанию логопеду. Воспитывается продолжительный выдох, далее глубокий выдох сочетается с продолжительным выдохом (дутье на снежинки, пушинки, ватки)

Затем продолжительный выдох соединяется с голосом на гласных А, О, У

Далее на произнесении простых по артикуляции слогов: БА, БО, МА,МО,МУ

Т, Д, Н, К, Х

Нормализация фонации

Работа по развитию фонации идет сначала в замедленном темпе, очень осторожно переходят к нормальному и быстрому темпу. Надо следить, чтобы ускорение темпа в произношении не повлияло на четкость и ясность произнесения звуков, если в речи имеется носовой оттенок, то проводится дифференциация носового и ротового дыхания (как при рино).

Постановка звуков

Начинается с пассивной гимнастики (логопед производит артик-е движения реч апп-та с помощью механических средств), а затем сразу же просит ребенка самостоятельно выполнить движение. Если получается, то используется длительно пассивно-активная гимнастика. Затем переходят к активной гимнастике,т.е. ребенок выполняет движения по речевой инстукции логопеда, под его счет.

По мере усвоения логопед предлагает выполнить движения дома

Особенности заключаются в том, что:

▪ Логопед предлагает упр-я для различных частей артикуляционного аппарата одновременно

▪ Логопед напоминает детям, что нужно проглатывать слюну

В этой работе логопед обращает внимание на развитие движений артикуляционных органов, которые менее удаются ребенку. Например, для развития подвижности круговой мышцы рта используются салфетки, трубочки, которые ребенок захватывает их губами, а логопед старается вытянуть салфетку, т.е. пытается сопротивляться и т.о. мышца тренируется.

Особая работа проводится по развитию мышц языка, начинают ее с активного соприкосновения кончика языка с краем нижних зубов.

По подражанию логопеду при открытом рте перед зеркалом ребенок повторяет. Отработка задней части спинки языка начинается с ее рефлекторных сокращений. Для этого логопед бумажной трубочкой раздражает заднюю часть спинки языка несколько раз. Необходимо развивать на основе рефлекторных движений корня языка (покашливание). Иногда кашлевые движения не удаются, тогда логопед шпателем отодвигает м небо к задней стенке глотки. Кроме того, предлагается позевывание, жевание, глотание воды маленькими порциями, затем имитация проглатывания слюны.

Артикуляционная гимнастика проводится с опорой на разные анализаторы: зрительный, слуховой, кинестетический.

При постановке звука не следует сразу добиваться полной чистоты отдельного звука и его шлифовки. Это требует длительного времени, постепенно происходит улучшение звучания на фоне усложненной работы с другими звуками.

Последовательность в работе над звуками определяется артикуляционными возможностями ребенка, доступностью звука для ребенка, поэтому последовательность может быть различной. Особенность заключается в том, что логопед работает сразу над несколькими звуками из разных артикуляционных групп.

Во время той работы логопед доступно объясняет детям элементы артикуляции каждого звука.

После развития артикуляционного аппарата логопед предлагает выполнить специальные упражнения, имеющие артикуляционное значение.

6 основных позиций:

1. Дорсальная позиция – необходима для получения Т, Т’, Д, Д’, Н, Н’, С, С’, З,З’, Ц

2. Альвеолярная позиция - Л, Л’, Р, Р’

3. Какуминальная позиция (с оттягиванием кончика языка – Ш,Ж,Щ)

4. Присасывание спинки языка к твердому небу – получение Ч, нижней артикуляции

5. Смыкание задней части спинки языка на границе ТВ и мягк неба – получение К, К,’ Г,Г’

6. Выгибание спинки языка с упором кончика языка в нижние резцы и ритмичное оттягивание языка назад, продвижение вперед.

После развития моторики артик апп-та начинается работа по коррекции звукопроизношения.

Особенности

1. Ребенку разрешается приближенное звучание

2. Логопед работает над несколькими звуками из разных фонетических и артикуляционных групп

3. Дети сознательно уточняют все элементы артикуляции звуков, т.е. положение губ, языка, м. неба

При любой клинической форме псевдобульбарной дизартрии работа начинается со смычных согласных, затем коррекция щелевых.

Смычные – за 2-3 мес

Щелевые – 4-5 мес

Среди смычных труднее всего автоматизируются и дифференцируются мягкие смычные согласные, если они заменялись твердыми.

Самую большую трудность представляет для детей дифференциация твердых и мягких согласных, если в речи дифференциация не была устойчивой.

Также представляет сложность дифференциация звонких и глухих согласных.

По данным Панченко после 1го года жизни возникают рецидивы

Наибольшую трудность вызывает постановка Р (из-за спастичности языка), занимает около 16 мес.

Постановка звуков осущ-ся в разной последовательности.

Чиркина предлагает сначала поставить 13 звуков и на материале этих звуков воспитывать дифференциацию:

А, И, У - видна разница в артикуляции

М, К, П, Н, Х, В, О, Т, С (Ы,Е) – объясняется контрастность артикуляции перед зеркалом, затем слоги, слова – квазиомонимы, фразы.

1) П - М - дифференциация на основе резонирования ротовой и носовой полости

- слоговые таблицы

ПА-МА

ПО-МО и т.д.

-слова – квазиомонимы

ПАТ-МАТ

ПУЛЯ-МУЛЯ

ПОТ-МОТ

ПАПА –МАМА

- словосочетания

Мама поет

-фразы

Паук поймал муху

2) М - Н - дифференциация по месту образования

 

- слоговые таблицы

МА-НА

МО-НО и т.д.

-слова – квазиомонимы

МОЛЬ- НОЛЬ

МАМА – НАНА

КОМ – КОН

ТОМ – ТОН

- словосочетания

Ната мала

-фразы

Мама катает Нату

 

3) К –Т - дифференциация по месту образования

 

- слоговые таблицы

КА-ТА

КО-ТО

АК – АТ и т.д.

-слова – квазиомонимы

КОЛ – ТОЛ

КОК – ТОК

КАК – ТАК

 

- словосочетания

Какой тон?

-фразы

У кота хвост

 

4) Т – С - дифференциация взрывного смычного и щелевого согласного

 

- слоговые таблицы

ТА-СА

АТ – АС и т.д.

-слова – квазиомонимы

ТАПКИ – САНКИ

ТОМ – СОМ

ТУК – СУК

 

- словосочетания

Томатный сок

-фразы

У кота усы

 

5) О-У - чередование гласных по огубленности

 

- слоговые таблицы

ОТ- УТ

ОК – УК и т.д.

-слова – квазиомонимы

КОМ- КУМ

ОСЫ- УСЫ

СОК – СУК

 

- словосочетания

Тупой сук

-фразы

У осы усы

 

На этих 13 звуках Чиркина предлагает вести активную работу по развитию фонематического слуха и фонематического анализа.

Правдина предлагает 4 группы звуков по тепени их трудности:

1) А Э М П - уточнить артикуляцию, составить слоги, слова

2) У О Ф В Б Т Д Н И С З Х К Г

3) Ц Я Ю Ч

4) Ш Ж Л Р

По данным многих авторов новее артикуляционные положения удается выработать уже на 3-4 занятии, если сосредоточить внимание ребенка на двигательных артикуляционных возможностях и научить его придавать нужную артикуляционную позицию языку и губам на фоне имеющихся дефектов речевой моторики,т.е. не обращать внимания на симптомы, парезы, тонус и гиперкинезы в мышцах.

Большую роль играет медикаментозное лечение, физиотерапия.

Дальнейшая автоматизация проводится так же как и при дислалии

Следует учитывать: процесс автоматизации звуков при псевдобульбарной дизартрии очень длительный. Ребенку необходимо постоянно тренировать свое произношение на занятиях и дома, чтоюы поддержать правильную артикуляцию.

Развитие просодии

Темп, ритм речи воспитывается на 2-4 стишьях, произносимых под хлопки, отстукикание, используется мелодекламация, для воспитания синхронности между дыханием, фонацией и артикуляцией, темпом и ритмом речи используется вокализация гласных звуков, исполнение знакомых детям песенок, распевки, муз фразы на одном выдохе, затем песни с более длительной музыкальной фпазой, во время которой произносятся 4-5 слов.

Для воспитания интонационной выразительности предлагаются:

Прозаические тексты

Стихотворения с повествовательной и восклицательной интонацией

Наиболее трудна? интонация. Поэтому муз рук-ль подбирает песни с? интонацией (диалоги)

Формирование фонематической системы

По книге волковой «схема обследования детей с дизартрией» с. 27

Формирование морфологической точности воспроизведения слов

Необходимо развивать словарь, а он развивается на основе следующих звуковых принципов:

1. Принцип постепенно нарастающей трудности произнесения – от односложных до 2-х, 3-х сложных слов:

Сад - сани - сумка - автобус

Кроме того, учитывается звуковой состав:

Сначала

- с открытыми слогами - шуба

- с закрытыми слогами – мышь

- со стечением – кошка

 

2. По смысловому значению:

Сначала слова с конкретным обиходным значением

Затем обобщающие слова

 

3. Проводится анализ и синтез слов, определяется кол-во букв. Если вводится графема, то простые по звуковому составу слова выкладываются из разрезной азбуки

4. Далее в словах изменяется морфологическая структура: Это мышка. К мышке подбирается кошка. Она хочет схватить мышку и т.д. Изм по падежам

Далее формируется грамматическое чувство языка.

Детям предлагаются слова и словосочетания, имеющие различие фонем в приставке, корне, суффиксе и окончании (морфологический анализ)

Превратить – привратник

Выяснить какой звук Е И, далее опираться на значение слов

Мал-мял

Кубик – кубок

Этим упражнением развивают навык наблюдательности над языковыми явлениями, правилами языка, развивают чувство языка, понимание структуры языка, а также развивают необходимость у детей использовать разные формы слов для точности передачи смысла слов и предложений.

Коррекция псевдобульбарной дизартрии продолжительна и иногда логопед не успевает поставить все звуки к букварному периоду.

Если у ребенка развита фонематическая система языка, то к моменту обучения грамоте, можно использовать аналог звука, который включает всебя большинство характеристик звука.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: