Ветхозаветный монотеизм вне потомков Иакова-Израиля




I

В Великий Пост я слушал Ветхий Завет.

Сначала хотел прочесть. Лет 20-25 назад я читал его. Но с моим нынешним зрением 925 страниц мелкого шрифта освоить весьма трудно. И еще мне легче понимать слушая.

Разумеется, Новый Завет я читал не раз и не два. Но не мной сказано, что Ветхий Завет – основание Нового, а Новый Завет – венец Ветхого.

Спаситель говорил: «… возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим; ибо иго Мое благо, и бремя Мое легко».

(Мф. 11, 29-30)

Наше дело – постараться понять то, что в Библии. Труд в этом, а не в сопутствующем физическом неудобстве.

Я нашел в Сети замечательный аудио вариант Ветхого Завета.

https://knigavuhe.org/book/biblija/

В аннотации сказано: «Современный перевод Российского Библейского Общества основывается на лучших изданиях оригинальных текстов Ветхого и Нового Заветов и использует последние достижения библейских научных исследований». И это так.

Действительно, много интересного и такого, на что я прежде не обращал внимания.

Между прочим, считаю, что Библию следует читать и перечитывать (или, в моем случае – слушать-переслушивать). Даже если вы только закончили Апокалипсис, тут-же возвращайтесь к Бытию. Поверьте, что и тогда, каждый узнает что-то новое и важное.

И теперь увидел много любопытных деталей. У меня возникло желание разобраться в них. К некоторым я позже, вероятно, вернусь. Однако сейчас хочется порассуждать о том, кто еще, кроме прямых потомков Иакова-Израиля верил в Единого Бога в то время, когда еще не было христианства (и, тем более, ислама).

Вероятно, многие до меня, куда более талантливые и искушенные в библеистике, задумывались об этом, рассуждали, писали и учили. Но, полагаю, всякое время, которое человек думает о вере, полезно душе и потрачено с толком.

 

II

 

Об одном из Праведников Ветхого Завета я, безусловно, знал. Это – многострадальный Иов, который верил в Единого Бога, не будучи потомком колен Израиля.

Но еще до Книги Иова есть более[A1] ранние писания, например, Книга Бытия и Книга Исхода. И там также повествуется о верующих в Бога Живого.

Самого главного и загадочного героя, я пока оставлю. Сейчас же о тех, которые, возможно, менее интересны, но об их происхождении приведены вполне убедительные соображения еще древними исследователями Ветхого Завета или последующими иудейскими раввинами и христианскими священниками.

Прежде всего это тесть Моисея – Иофор.

«Иофор (ивр. ‏יִתְרוֹ‏‎ Yiṯerô, в Исх. 4:18 יֶ֣תֶר Yeṯer, др.-греч. Ιοθόρ) — персонаж Ветхого Завета, священник и князь мадиамского племени кенеев, тесть Моисея, женившегося на его дочери Сепфоре (Ципоре)».

https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%98%D0%BE%D1%84%D0%BE%D1%80

Вот первое упоминание о нем:

«И услышал фараон об этом деле и хотел убить Моисея; но Моисей убежал от фараона и остановился в земле Мадиамской, и [придя в землю Мадиамскую] сел у колодезя.

У священника Мадиамского [было] семь дочерей, [которые пасли овец отца своего Иофора]. Они пришли, начерпали воды и наполнили корыта, чтобы напоить овец отца своего [Иофора].

И пришли пастухи и отогнали их. Тогда встал Моисей и защитил их, [и начерпал им воды] и напоил овец их.

И пришли они к Рагуилу, отцу своему, и он сказал [им]: что вы так скоро пришли сегодня?

Они сказали: какой-то Египтянин защитил нас от пастухов, и даже начерпал нам воды и напоил овец [наших].

Он сказал дочерям своим: где же он? зачем вы его оставили? позовите его, и пусть он ест хлеб.

Моисею понравилось жить у сего человека; и он выдал за Моисея дочь свою Сепфору.

Она [зачала и] родила сына, и [Моисей] нарек ему имя: Гирсам, потому что, говорил он, я стал пришельцем в чужой земле. [И зачав еще, родила другого сына, и он нарек ему имя: Елиезер, сказав: Бог отца моего был мне помощником и избавил меня от руки фараона.»

Исх. 2: 15-22

Вот еще об Иофоре. Это – когда Моисей пошел к нему после обращения к нему Бога.

«И пошел Моисей, и возвратился к Иофору, тестю своему, и сказал ему: пойду я, и возвращусь к братьям моим, которые в Египте, и посмотрю, живы ли еще они? И сказал Иофор Моисею: иди с миром».

Исх. 3:18

И еще интересный нюанс:

«Дорогою на ночлеге случилось, что встретил его Господь и хотел умертвить его.

Тогда Сепфора, взяв каменный нож, обрезала крайнюю плоть сына своего и, бросив к ногам его, сказала: ты жених крови у меня.

И отошел от него Господь. Тогда сказала она: жених крови ‑ по обрезанию».

Исх. 3:24-26

Отсюда следует, что сыновья Моисея не были обрезаны, хотя по завету Бога с Авраамом все младенцы мужского пола на восьмой день по рождению должны быть обрезаны.

Иофор был мадиамитянином, а они обрезали своих мальчиков на 13 год рождения. Кроме того, некоторые раввины считают, что, живя в Египте, даже не все израильтяне обрезали младенцев.

И, наконец, самое важное упоминание об Иофоре:

«И услышал Иофор, священник Мадиамский, тесть Моисеев, о всем, что сделал Бог для Моисея и для Израиля, народа Своего, когда вывел Господь Израиля из Египта,

и взял Иофор, тесть Моисеев, Сепфору, жену Моисееву, пред тем возвращенную,

и двух сынов ее, из которых одному имя Гирсам, потому что говорил Моисей: я пришлец в земле чужой; а другому имя Елиезер, потому что [говорил он] Бог отца моего был мне помощником и избавил меня от меча фараонова.

И пришел Иофор, тесть Моисея, с сыновьями его и женою его к Моисею в пустыню, где он расположился станом у горы Божией, и дал знать Моисею: я, тесть твой Иофор, иду к тебе, и жена твоя, и два сына ее с нею.

Моисей вышел навстречу тестю своему, и поклонился [ему], и целовал его, и после взаимного приветствия они вошли в шатер.

И рассказал Моисей тестю своему о всем, что сделал Господь с фараоном и со [всеми] Египтянами за Израиля, и о всех трудностях, какие встретили их на пути, и как избавил их Господь [из руки фараона и из руки Египтян].

Иофор радовался о всех благодеяниях, которые Господь явил Израилю, когда избавил его из руки Египтян [и из руки фараона], и сказал Иофор: благословен Господь, Который избавил вас из руки Египтян и из руки фараоновой, Который избавил народ сей из-под власти Египтян; ныне узнал я, что Господь велик паче всех богов, в том самом, чем они превозносились над Израильтянами.

И принес Иофор, тесть Моисеев, всесожжение и жертвы Богу; и пришел Аарон и все старейшины Израилевы есть хлеба с тестем Моисеевым пред Богом!».

Исх. 18:1-12

Далее по тексту Книги следует, что Иофор дает своему зятю несколько существенных советов по управлению огромной массой людей, в том числе, по судейским обязанностям – важнейшим в ту эпоху, когда разделения властей, конечно, не еще было. Эти советы Иофора вполне уместны – ведь у него многолетний опыт вождя своего народа.

После служения Иофора и его советов Моисею он оставляет лагерь израильтян.

Для меня предельно удивительно действие, описанное в стихе из 18 главы. А именно: «И принес Иофор, тесть Моисеев, всесожжение и жертвы Богу; и пришел Аарон и все старейшины Израилевы есть хлеба с тестем Моисеевым пред Богом!».

Читавшие Ветхий Завет знают, что приносящие ТАКИЕ жертвы Господу ДОЛЖНЫбыть израильскими священниками. И не просто из колена Левия, но исключительно из потомков Аарона.

Это закон и несогласные с ним левиты были сурово наказаны самим Богом, что отражено в главе 16 Книги Чисел.

А тут, Иофор – не израильтянин и не иудей. Он осуществляет всесожжение и ест хлеб с Аароном. Как объясняют это еврейские и христианские богословы?

«О тесте Моисея можно судить уже по двум именам его.

«Одно имя тестя Моисея Иофор, по еврейски יתרו (Йитро), что значит «превосходительный» [3, Толк, на Исх. 2, 18, с. 5]… Соответственно этому имени тесть Моисея был главой, шейхом племени мадиамитян. Может потому он и смог позднее дать благоразумный совет Моисею в делах народоправления (Исх. 18, 13–27).

Другое, и, как считается, основное имя тестя Моисея רעואל (Рауэль)… Имя это означает «друг Божий», или «друг Эла». Несколько иначе Реуэль переводят как «пастырь Божий». Эти два значения имеют место, т.к. (реа) означает «друг», а (раа) значит «пасти». Имя Рагуил, или точнее Реуэль, означающее «друг Божий», а также «пастырь Божий», указывает на священническое достоинство тестя Моисеева, о чем и в Библии прямо сказано, что он священник Мадиамский (Исх. 3, 1; 18, 1). Рагуил – эмир племени мадиамитян.

Иудейское предание содержит в себе мнение, что Иофор (Йитро) – это, собственно, не имя, а прозвище Рагуила, означающее, что мадиамский священник Рагуил (Реуэль) получил более высокую священническую степень (йитро – «превосходство», «превосходительный»). Так Иосиф Флавий пишет: «Будучи так хорошо принят Иофором (таково было прозвище Рагуила), Моисей остался у него пасти его стада» [327, Иуд. древности, II, гл. 12, п. 1]... Таким образом может быть объяснено, что названный вначале Рагуилом (Исх. 2 гл.), тесть Моисея в дальнейшем уже всегда именуется Иофором.

Возникает также вопрос: каково священство Иофора? Был ли он языческим жрецом мадиамитян, или, как потомок Авраама, священником Бога Всевышнего, Бога Единого и Истинного?

То и другое мнение имеют место…

…Агада передает предание, согласно которому Иофор был сначала языческим жрецом, а потом обратился к Богу Единому и Истинному. Агада: «Иофор был язычником и служил жрецом при капище. Незадолго до прихода Моисея, сознав ничтожество идолов, он порешил сложить с себя жреческий сан, удалиться от капища и обратиться к служению Истинному Богу...

Свидетельству Агады вполне соответствует свидетельство Св. Писания. Сначала оно называет Иофора священником Мадиамским (Исх. 2,16; 3,1; 18,1). И скорее всего таковым мог быть назван языческий жрец мадиамитян. Потом он обращается к Богу Истинному. Иофор с радостью встретил в пустыне израильтян, избавившихся от египетского рабства. И сказал Иофор: благословен Ягве, Который избавил вас из руки Египтян и из руки фараоновой, Который избавил народ сей из-под власти Египтян; ныне узнал я, что Ягве велик паче всех богов, в том самом, чем они превозносились над (Израильтянами). И принес Иофор, тесть Моисеев, всесожжение и жертвы Богу: и пришел Аарон и все старейшины Израилевы есть хлеба с тестем Моисеевым пред Богом (Исх. 18, 10–12). Создается впечатление, что при этой встрече и произошло обращение Иофора. Ныне узнал я, говорит он, что Ягве велик паче всех богов. Вполне можно предположить, что он и ранее знал о Боге Авраама, а потом и о явлении Ягве Моисею. Но здесь он окончательно благословляет и превозносит Ягве, Бога Израилева, паче всех богов, и приносит Ему всесожжения и жертвы – сам ли, или через Моисеевых священников. Все завершается потом своеобразной трапезой (агапой!) – вкушением с первосвященником Аароном и старейшинами хлеба пред лицем Бога. Хотя по тексту Писания нельзя однозначно утверждать, что и после этого иные боги были оставлены навсегда. Ягве был велик паче всех богов, но был ли Он один единственный? Об отказе от идолов Писание молчит, но об этом свидетельствует Агада».

https://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/etyudy-po-vethomu-zavetu-rukovodstvo-k-izucheniyu-svjashhennogo-pisanija-kniga-2/1_20

Полагаю, что в таком толковании есть некоторая невнимательность. Ясно же написано, что Иофор САМ приносит Богу всесожжения и жертвы.

Однако, нам интересно понять, к какому народу относился Иофор?

«Не подлежит сомнению также и то, что он был из потомков Авраама от Xеттуры Быт. XXV, 2), так как был священником и князем мадианитян».

https://azbyka.ru/otechnik/Nikifor/biblejskaja-entsiklopedija/2032

Напомню, что Хеттура была наложницей Авраама, взятой им после смерти Сарры.

Таким образом, Иофор, хотя и потомок Авраама, но не израильтянин, так как израильтяне – потомки внука Авраама и сына Исаака – Иакова, названного так же Израилем. И он - не иудей, так как иудаизм, как религиозная доктрина ещё не сложился. Но он – несомненно монотеист.
Есть и другие мнения об Иофоре, более интересные и дерзкие. Но, поскольку источник не такой достоверный, как те, которые цитирую я, то даю на него только ссылку: https://aquilaaquilonis.livejournal.com/647349.html

Позже, часть потомков Иофора слились с израильтянами, но уже в Ханаане.

«И сказал Моисей Ховаву, сыну Рагуилову, Мадианитянину, родственнику Моисееву: мы

отправляемся в то место, о котором Господь сказал: «вам отдам его»; иди с нами, мы

сделаем тебе добро, ибо Господь доброе изрек об Израиле».

Чис.10:29

«И сыны [Иофора] Кенеянина, тестя Моисеева, пошли из города Пальм с сынами Иудиными в пустыню Иудину, которая на юг от Арада, и пришли и поселились среди народа».

Суд.1:16

«Хевер Кенеянин отделился [тогда] от Кенеян, сынов Ховава, родственника Моисеева, и раскинул шатер свой у дубравы в Цаанниме близ Кедеса».

Суд.4:11

Пришло время помыслить о самом, пожалуй, известном герое Ветхого Завета – не израильтянине. Я имею ввиду Иова Многострадального.

Это был настоящий герой, но не в античном смысле, а именно в духе веры. Герой долготерпения и веры во Всевышнего.

В Ветхом Завете о нем целая книга – Книга Иова. В христианстве он – святой праведник. В исламе – пророк (наби) Айюб.

По сюжету Книги Иова, на мой взгляд, можно поставить полноценную трагедию или снять фильм, наподобие «Короля Лира» с двумя интермедиями, драматическими сценами, глубокими философскими монологами и диалогами и, наконец, великолепным, духовно очищающем и возвышающим завершением.

Зачин: между Богом и сатаной происходит спор по поводу праведности Иова.

«И был день, когда пришли сыны Божии предстать пред Господа; между ними пришел и сатана.

И сказал Господь сатане: откуда ты пришел? И отвечал сатана Господу и сказал: я ходил по земле и обошел ее.

И сказал Господь сатане: обратил ли ты внимание твое на раба Моего Иова? ибо нет такого, как он, на земле: человек непорочный, справедливый, богобоязненный и удаляющийся от зла.

И отвечал сатана Господу и сказал: разве даром богобоязнен Иов?

Не Ты ли кругом оградил его и дом его и все, что у него? Дело рук его Ты благословил, и стада его распространяются по земле; но простри руку Твою и коснись всего, что у него, - благословит ли он Тебя?

И сказал Господь сатане: вот, все, что у него, в руке твоей; только на него не простирай руки твоей».

Иов 1:6-12

По тем временам Иов был очень богатым человеком. Кроме того, он имел семь сыновей и трех дочерей. Причем, детей вполне взрослых, так как каждый из них в один день недели приглашал своих братьев и сестер на обед – по существу пир.

«И вот, приходит вестник к Иову и говорит: волы орали, и ослицы паслись подле них, как напали Савеяне и взяли их, а отроков поразили острием меча; и спасся только я один, чтобы возвестить тебе.

Еще он говорил, как приходит другой и сказывает: огонь Божий упал с неба и опалил овец и отроков и пожрал их; и спасся только я один, чтобы возвестить тебе.

Еще он говорил, как приходит другой и сказывает: Халдеи расположились тремя отрядами и бросились на верблюдов и взяли их, а отроков поразили острием меча; и спасся только я один, чтобы возвестить тебе.

Еще этот говорил, приходит другой и сказывает: сыновья твои и дочери твои ели и вино пили в доме первородного брата своего; и вот, большой ветер пришел от пустыни и охватил четыре угла дома, и дом упал на отроков, и они умерли; и спасся только я один, чтобы возвестить тебе».

Иов 1:14-19

Итак, в одночасье Иов лишился и своих детей, и всего имущества. Он горюет. Но и в этом случае он не возроптал на Бога.

«Тогда Иов встал и разодрал верхнюю одежду свою, остриг голову свою и пал на землю и поклонился и сказал: наг я вышел из чрева матери моей, наг и возвращусь. Господь дал, Господь и взял; [как угодно было Господу, так и сделалось;] да будет имя Господне благословенно!

Во всем этом не согрешил Иов и не произнес ничего неразумного о Боге».

Иов 1:20-22

Между тем спор об Иове продолжался.

«Был день, когда пришли сыны Божии предстать пред Господа; между ними пришел и сатана предстать пред Господа.

И сказал Господь сатане: откуда ты пришел? И отвечал сатана Господу и сказал: я ходил по земле и обошел ее.

И сказал Господь сатане: обратил ли ты внимание твое на раба Моего Иова? ибо нет такого, как он, на земле: человек непорочный, справедливый, богобоязненный и удаляющийся от зла, и доселе тверд в своей непорочности; а ты возбуждал Меня против него, чтобы погубить его безвинно.

И отвечал сатана Господу и сказал: кожу за кожу, а за жизнь свою отдаст человек все, что есть у него; но простри руку Твою и коснись кости его и плоти его,- благословит ли он Тебя?

И сказал Господь сатане: вот, он в руке твоей, только душу его сбереги».

Иов 2:1-6

Что в данном случае значит «душу его сбереги»? По мнению раввинов, речь о том, чтобы сатана не лишал Иова разума. Это очень важный момент. Безумец не имеет свободы воли. А в иудаизме и в христианстве и даже в исламе), свобода воли человека чрезвычайно важна. Свобода воли – достоинство и право души человеческой от сотворения до конца этого мира.

Что делает сатана?

«И отошел сатана от лица Господня и поразил Иова проказою лютою от подошвы ноги его по самое темя его».

Иов 2:7

Иов тяжело заболел неизлечимой болезнью, причем двумя видами проказы. Он изгнан из поселения. Даже жена его призывает прекратить мучения, но Иов остаётся тверд в вере.

«И взял он себе черепицу, чтобы скоблить себя ею, и сел в пепел [вне селения].

И сказала ему жена его: ты все еще тверд в непорочности твоей! похули Бога и умри.

Но он сказал ей: ты говоришь как одна из безумных: неужели доброе мы будем принимать от Бога, а злого не будем принимать? Во всем этом не согрешил Иов устами своими».

Иов 2:8-10

Иов был значительным человеком в народе своем. Может и вождем – князем. К нему приходят его друзья – такие же знатные и богатые люди, вероятно, тоже отцы-старейшины больших семей и родов.

«И услышали трое друзей Иова о всех этих несчастьях, постигших его, и пошли каждый из своего места: Елифаз Феманитянин, Вилдад Савхеянин и Софар Наамитянин, и сошлись, чтобы идти вместе сетовать с ним и утешать его.

И подняв глаза свои издали, они не узнали его; и возвысили голос свой и зарыдали; и разодрал каждый верхнюю одежду свою, и бросали пыль над головами своими к небу.

И сидели с ним на земле семь дней и семь ночей; и никто не говорил ему ни слова, ибо видели, что страдание его весьма велико».

Иов 2:11-13

В Ветхом Завете есть плачи пророков, даже целая книга – Плач Иеремии.

Глава 3 Книги Иова – это тоже плач. Другой плачь. Личный. Плачь праведника о своей судьбе. Иов не ропщет на Бога, но проклинает свою судьбу, день своего зачатия и день рождения, чрево, которое вынесло его.

«Для чего не умер я, выходя из утробы, и не скончался, когда вышел из чрева?

Зачем приняли меня колени? зачем было мне сосать сосцы»?

Иов 3:11-12

И далее:

«На что дан свет человеку, которого путь закрыт, и которого Бог окружил мраком?

Вздохи мои предупреждают хлеб мой, и стоны мои льются, как вода,

ибо ужасное, чего я ужасался, то и постигло меня; и чего я боялся, то и пришло ко мне».

Иов 3:23-25

Этот вопль понятен каждому взрослому мыслящему человеку, просто живущему обычной жизнью.

Неужели Иов восстает против Бога? Нет, мы видим, что он даже не ропщет, но недоумевает: за что?

Ему отвечают его друзья. Первым говорит Елифаз Феманитянин:

«Блажен человек, которого вразумляет Бог, и потому наказания Вседержителева не отвергай, ибо Он причиняет раны и Сам обвязывает их; Он поражает, и Его же руки врачуют».

Иов 5:17, 18

Иов отвечает ему, сетуя и упрекая его:

«Говорил ли я: дайте мне, или от достатка вашего заплатите за меня; и избавьте меня от руки врага, и от руки мучителей выкупите меня? Научите меня, и я замолчу; укажите, в чем я погрешил.

Как сильны слова правды! Но что доказывают обличения ваши? Вы придумываете речи для обличения? На ветер пускаете слова ваши.

Вы нападаете на сироту и роете яму другу вашему. Но прошу вас, взгляните на меня; буду ли я говорить ложь пред лицем вашим»?

Иов 6:22-28

Дальше в разговор вступает еще один друг Иова - Вилдад Савхеянин:

«...долго ли ты будешь говорить так? - слова уст твоих бурный ветер!

Неужели Бог извращает суд, и Вседержитель превращает правду?

Если сыновья твои согрешили пред Ним, то Он и предал их в руку беззакония их.

Если же ты взыщешь Бога и помолишься Вседержителю, и если ты чист и прав, то Он ныне же встанет над тобою и умиротворит жилище правды твоей.

И если вначале у тебя было мало, то впоследствии будет весьма много».

Иов 8:2-7

Иов отвечает ему: «…правда! знаю, что так; но как оправдается человек пред Богом? Если захочет вступить в прение с Ним, то не ответит Ему ни на одно из тысячи».

Иов 9:2, 3

И далее Иов, говоря с друзьями, по сути, обращается к Богу:

«Опротивела душе моей жизнь моя; предамся печали моей; буду говорить в горести души моей. Скажу Богу: не обвиняй меня; объяви мне, за что Ты со мною борешься?

Хорошо ли для Тебя, что Ты угнетаешь, что презираешь дело рук Твоих, а на совет нечестивых посылаешь свет?

Разве у Тебя плотские очи, и Ты смотришь, как смотрит человек? Разве дни Твои, как дни человека, или лета Твои, как дни мужа, что Ты ищешь порока во мне и допытываешься греха во мне, хотя знаешь, что я не беззаконник, и что некому избавить меня от руки Твоей»?

Иов 10:1-7

В разговор вступает Софар Наамитянин:

«Пустословие твое заставит ли молчать мужей, чтобы ты глумился, и некому было постыдить тебя?

Ты сказал: суждение мое верно, и чист я в очах Твоих. Но если бы Бог возглаголал и отверз уста Свои к тебе и открыл тебе тайны премудрости, что тебе вдвое больше следовало бы понести! Итак знай, что Бог для тебя некоторые из беззаконий твоих предал забвению. Можешь ли ты исследованием найти Бога? Можешь ли совершенно постигнуть Вседержителя»?

Иов 11:3-7

С ним Иов так же спорит, причем не без горькой иронии: «…подлинно, только вы люди, и с вами умрет мудрость!

И у меня есть сердце, как у вас; не ниже я вас; и кто не знает того же? Посмешищем стал я для друга своего, я, который взывал к Богу, и которому Он отвечал, посмешищем - человек праведный, непорочный».

Иов 12:2-4

Затем Иов, отвечая своим собеседникам, по сути, вновь обращается к Богу:

«Замолчите предо мною, и я буду говорить, что бы ни постигло меня.

Для чего мне терзать тело мое зубами моими и душу мою полагать в руку мою?

Вот, Он убивает меня, но я буду надеяться; я желал бы только отстоять пути мои пред лицем Его!

И это уже в оправдание мне, потому что лицемер не пойдет пред лице Его!

Выслушайте внимательно слово мое и объяснение мое ушами вашими.

Вот, я завел судебное дело: знаю, что буду прав.

Кто в состоянии оспорить меня? Ибо я скоро умолкну и испущу дух.

Двух только вещей не делай со мною, и тогда я не буду укрываться от лица Твоего: удали от меня руку Твою, и ужас Твой да не потрясает меня.

Тогда зови, и я буду отвечать, или буду говорить я, а Ты отвечай мне. Сколько у меня пороков и грехов? покажи мне беззаконие мое и грех мой.

Для чего скрываешь лице Твое и считаешь меня врагом Тебе»?

Иов 13:13-23

Несложно заметить (даже из тех небольших отрывков, которые я привел), что спор между Иовом и его друзьями приобретает все более эмоциональный и, я бы сказал, метафизический характер.

Собственно, он сводится к тому, что друзья предлагают Иову сознаться в грехе, вспомнить, может он что-то забыл, на худой конец, признать, что был грех, который он не осознавал, как грех.

Но Иов тверд: он не знает за собой греха и просит Бога открыть причину своих мучений. Его друзья замолкают, спор вроде бы исчерпан.

И тут в дискуссию вступает некто Елиуй:

«Когда же Елиуй увидел, что нет ответа в устах тех трех мужей, тогда воспылал гнев его.

И отвечал Елиуй, сын Варахиилов, Вузитянин, и сказал: я молод летами, а вы - старцы; поэтому я робел и боялся объявлять вам мое мнение.

Я говорил сам себе: пусть говорят дни, и многолетие поучает мудрости. Но дух в человеке и дыхание Вседержителя дает ему разумение. Не многолетние только мудры, и не старики разумеют правду. Поэтому я говорю: выслушайте меня, объявлю вам мое мнение и я».

Иов 32:5-10

В конечном счете, он также обвиняет Иова в тайном или неосознанном грехе:

«К Богу должно говорить: я потерпел, больше не буду грешить. А чего я не знаю, Ты научи меня; и если я сделал беззаконие, больше не буду.

По твоему ли рассуждению Он должен воздавать? И как ты отвергаешь, то тебе следует избирать, а не мне; говори, что знаешь. Люди разумные скажут мне, и муж мудрый, слушающий меня: Иов не умно говорит, и слова его не со смыслом.

Я желал бы, чтобы Иов вполне был испытан, по ответам его, свойственным людям нечестивым. Иначе он ко греху своему прибавит отступление, будет рукоплескать между нами и еще больше наговорит против Бога».

Иов 34:31-37

И, завершая, Елиуй говорит:

«Вседержитель! мы не постигаем Его. Он велик силою, судом и полнотою правосудия. Он никого не угнетает. Посему да благоговеют пред Ним люди, и да трепещут пред Ним все мудрые сердцем»!

Иов 37:23-24

Ощутите накал спора и степень взаимного непонимания.

И тут в эту ситуацию вмешивается сам Бог.

«Когда Елиуй перестал говорить, Господь отвечал Иову из бури и сказал: кто сей, омрачающий Провидение словами без смысла?

Препояшь ныне чресла твои, как муж: Я буду спрашивать тебя, и ты объясняй Мне: где был ты, когда Я полагал основания земли? Скажи, если знаешь.

Кто положил меру ей, если знаешь? или кто протягивал по ней вервь?

На чем утверждены основания ее, или кто положил краеугольный камень ее, при общем ликовании утренних звезд, когда все сыны Божии восклицали от радости»?

Иов 38:1-7

То есть Господь напоминает о непреодолимом несоответствии между Ним и Его творением.

Иов, который до того сетовал, не хочет спорить с Богом.

«И отвечал Иов Господу и сказал: вот, я ничтожен; что буду я отвечать Тебе? Руку мою полагаю на уста мои. Однажды я говорил,- теперь отвечать не буду, даже дважды, но более не буду».

Иов 39:33-35

Однако Богу надо, что бы Иов высказался до конца.

«И отвечал Господь Иову из бури и сказал: препояшь, как муж, чресла твои: Я буду спрашивать тебя, а ты объясняй Мне. Ты хочешь ниспровергнуть суд Мой, обвинить Меня, чтобы оправдать себя»?

Иов 40:1-3

Иов должен ответить, и он говорит: «…знаю, что Ты все можешь, и что намерение Твое не может быть остановлено. Кто сей, омрачающий Провидение, ничего не разумея? - Так, я говорил о том, чего не разумел, о делах чудных для меня, которых я не знал.

Выслушай, взывал я, и я буду говорить, и что буду спрашивать у Тебя, объясни мне.

Я слышал о Тебе слухом уха; теперь же мои глаза видят Тебя; поэтому я отрекаюсь и раскаиваюсь в прахе и пепле».

Иов 42:2-6

И тут – неожиданное завершение:

«И было после того, как Господь сказал слова те Иову, сказал Господь Елифазу Феманитянину: горит гнев Мой на тебя и на двух друзей твоих за то, что вы говорили о Мне не так верно, как раб Мой Иов.

Итак возьмите себе семь тельцов и семь овнов и пойдите к рабу Моему Иову и принесите за себя жертву; и раб Мой Иов помолится за вас, ибо только лице его Я приму, дабы не отвергнуть вас за то, что вы говорили о Мне не так верно, как раб Мой Иов.

И пошли Елифаз Феманитянин и Вилдад Савхеянин и Софар Наамитянин, и сделали так, как Господь повелел им,- и Господь принял лице Иова.

И возвратил Господь потерю Иова, когда он помолился за друзей своих; и дал Господь Иову вдвое больше того, что он имел прежде.

Тогда пришли к нему все братья его и все сестры его и все прежние знакомые его, и ели с ним хлеб в доме его, и тужили с ним, и утешали его за все зло, которое Господь навел на него, и дали ему каждый по кесите и по золотому кольцу.

И благословил Бог последние дни Иова более, нежели прежние: у него было четырнадцать тысяч мелкого скота, шесть тысяч верблюдов, тысяча пар волов и тысяча ослиц.

И было у него семь сыновей и три дочери. И нарек он имя первой Емима, имя второй - Кассия, а имя третьей - Керенгаппух. И не было на всей земле таких прекрасных женщин, как дочери Иова, и дал им отец их наследство между братьями их.

После того Иов жил сто сорок лет, и видел сыновей своих и сыновей сыновних до четвертого рода; и умер Иов в старости, насыщенный днями».

Иов 42:7-17

Разумеется, я привёл отдельные отрывки из книги Иова и очень советую всем прочесть ее. По крайней мере, это очень замечательное и живое повествование.

И, хотя не это – цель моих исследований, но, давайте задумаемся, в чем здесь суть?

Почему друзья, которые пытались «защитить» Бога, признаны Им виноватыми и обязаны во искупленные грехов принести Иову скот для жертвы Богу (и чтобы Иов сделал всесожжение и помолился за них)? Очевидно – потому, что Иов праведный.

А в них нет милосердия.

Почему Иов, который все-таки сетовал, а в конце и возроптал, признан праведным и вознагражден им так, что стал здоров, породил столько же детей, еще более разбогател и прожил долгую жизнь и «умер Иов в старости, насыщенный днями»?

Объяснения разные. Некоторые раввины считают даже, что Иов – отрицательный персонаж, что он получил свое вознаграждение при жизни. Таких, впрочем, меньшинство.

И еврейские учителя закона, и христианские священники обращают внимание на то, что Иов в своем последнем слове к Богу признал неправомочность даже самого вопрошания Всевышнего.

Христианские исследователи Писания даже видят в Иове прообраз Христа, который страдал, будучи невинным.

Я полагаю, что были и иные причины.

Прочтите книгу Иова, и вы увидите, что при всем смирении, Иов не просит Всевышнего о помощи, как об исправлении ситуации, но о смерти, как избавлении от своих бед и болезней.

С другой стороны, Иов вопрошает Его о справедливости. Это очень важный аспект веры. Верующий должен находиться с Богом в постоянном общении. Не только в молитвенном. Полагаю, что Ему это для чего-то нужно. Если в ветхозаветные времена этой возможностью обладали только Пророки и великие герои Израиля, то после жертвы Спасителя, каждый христианин имеет эту возможность.

Человек идет к Отцу через Сына. Иное дело, ответит ли Творец конкретному человеку, но стремиться «говорить» с Богом нужно не только в молитве...

Без фамильярности и благоговейно, но постоянно. Впрочем, в самые тяжелые моменты мы так и делаем. Я называю это инстинктом оставленного (одинокого) малыша.

И еще одно объяснение ситуации, в которой оказался Иов. Несложно заметить, что его спор с тремя друзьями и молодым Елиуем, в конце концов, сводится к теодицее, то есть справедливости Божией.

Может быть вы помните чудо из Евангелия от Иоанна, когда Спаситель делает зрячим человека, слепого от рождения?

Там есть вопрос учеников и ответ Иисуса, который в свое время сильно удивил и даже несколько встревожил меня.

«И, проходя, увидел человека, слепого от рождения. Ученики Его спросили у Него: Раввѝ! кто согрешил, он или родители его, что родился слепым?

Иисус отвечал: не согрешил ни он, ни родители его, но это для того, чтобы на нем явились дела Божии».

Иоанн 9:1-3

То есть человек родился, прожил до совершеннолетия и был слепым только для того, «чтобы на нем явились дела Божии»? А теперь повторим эту же фразу не вопросительно, а утвердительно, восклицая: «не согрешил ни он, ни родители его, но это для того, чтобы на нем явились дела Божии».

И давайте поймем, что, прожив 13 или 30 лет слепым, а ведь это – ничто перед вечностью, этот человек получил возможность угодить Богу – стать угодником, полезным Ему.

Мы же сами не только просим и берём у своих земных отцов? Так и Отцу Небесному нужно отдавать свои молитвы, делиться мыслями, быть полезными.

Быть Божиими угодниками тяжело, ибо плоть наша слаба. Часто люди всю жизнь укрепляют дух, чтобы послужить Богу. И Бог воздаёт им, как воздал слепому, как за тысячи лет до того воздал Иову.

Я, еще раз читая книгу Иова, не мог обойти эти вопросы и не поделиться своими соображениями и переживаниями.

Теперь вернемся к основной теме: кто же все-таки был Иов, где и когда он жил?

Есть раввины, которые думают, что в реальности Иова не было, что это – назидательный образ. Однако другие им справедливо отвечают, что в этом случае совсем необязательно давать имя литературному герою и поселять его в конкретном месте.

Действительно, книга Иова начинается со слов: «Был человек в земле Уц, имя его Иов».

Посмотрим, где это?

«Местоположение этой земли издавна является предметом споров библеистов. По одной из версий, эта земля располагалась в районе юго-запада Иордании и юга Израиля, в пределах Идумеи.

По другой версии, основанной на свидетельствах Иосифа Флавия, Евсевия и блаженного Иеронима, Авситида — место жительства Иова — находилась к востоку от Генисаретского озера и к югу от Дамаска, в древнем Авране или Васане, а название своё получила от Уца, сына Арамова».

https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A3%D1%86_(%D0%B7%D0%B5%D0%BC%D0%BB%D1%8F)

Теперь, когда жил Иов?

Некоторые раввины считают, что он жил во времена Второго Храма.

Большинство иудейских исследователей Ветхого Завета, а вслед за ними и христианские богословы считают, что Иов жил во времена Моисея.

Получается, что Иов уже верил в Бога Живого и жил праведно, еще когда израильтяне только получали закон от Бога.

Кто же он?

Практически все исследователи считают, что Иов – прямой потомок Исава. То есть, он – от чресл Авраама и Исаака, но не от Иакова (Израиля).

Более того, один из пришедших к нему друзей – также потомок Исава

«Пришедшие же к нему друзья, Елифаз (сын Софана) от сынов Исавовых, царь Феманский, Валдад (сын Амнона Ховарского) савхейский властитель, Софар Минейский царь. (Феман сын Елифаза, игемон Идумеи».

https://www.my-bible.info/biblio/biblija/iov.html

И тут, безусловно, следует вспомнить, что о Боге, как о Всемогущем и Живом говорит не только Иов, но его друзья и молодой Елиуй.

Скажу больше: раввин Элиезер Ксидо, чьи две лекции об Иове я не без удовольствия просмотрел (хотя и с трудом, так как он постоянно вставлял в свои доклады ивритские термины), утверждает даже, что Иов и его друзья были четверо из семи царей (вождей племен), поставленных Богом наставлять народы в вере. Может потому об Иове говорят не только, как о праведнике, но и, как о пророке.

https://www.youtube.com/watch?v=X0Or2egCC2w

Слушая этого докладчика, я, между прочим, уточнил иудейское понимание сатаны - сотана. Мы считаем, что сатана – предводитель падших ангелов, низвергнутых Богом на землю. Прежде я полагал, что в иудейской традиции сотан – керубим следователь-прокурор, искуситель-провокатор. Это казалось странным, но ведь говорит же Иисус апостолу Петру: «Отойди от Меня, сатана! ты Мне соблазн! потому что думаешь не о том, что́ Божие, но что́ человеческое».

Мф 16:23.

В книге Иова сотан дважды приходит к Богу вместе с ангелами и говорит об Иове. Так вот, как я понял автора лекции, сотан действительно не предводитель падших ангелов и, разумеется, не лидер демонов. Он существует на земле и создан Богом, чтобы у людей была реальная свобода воли.

Согласитесь – действительно интересное толкование.

Теперь вернемся на 500-600 лет назад и поразмыслим над самой загадочной личностью, упоминаемой в Ветхом Завете – Мелхиседеке.

Эта история, связана с первым, зафиксированным в Ветхом Завете монотеистом – Авраамом. Вернее, монотеистами были и Адам с Евой, и их сыновья. Но они знали, что Бог один, так как Он являлся им. А Аврааму было откровение и прямые указания от Бога, к



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-06-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: