Понятия социальной защиты и социального права в Российской Федерации




ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫСОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ И СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ В РФ

Понятия социальной защиты и социального права в Российской Федерации

Социальная защита населения – это система мер правового, социально–экономического и организационного характера, гарантируемая и реализуемая государством для обеспечения достойной жизни, то есть материальной обеспеченности на уровне стандартов современного развития общества и свободного развития человека.

Система социальной защиты в широком смысле – это система правовых, социально–экономических и политических гарантий, представляющих условия для обеспечения средств существования:

1. трудоспособным гражданам – за счет личного трудового вклада, экономической самостоятельности и предпринимательства;

2. социально уязвимым слоям – за счет государства, но не ниже установленного законом прожиточного минимума.

Социальная защита представляет собой, с одной стороны, функциональную систему, то есть систему направлений, по которым она осуществляется, а, с другой – институциональную, то есть систему институтов, ее обеспечивающих (государство, профсоюзы и другие общественные организации).

Социальная защита должна охватывать следующие направления:

1. обеспечение членам общества прожиточного минимума и оказание материальной помощи тем, кому в силу объективных причин она необходима, защита от факторов, снижающих жизненный уровень;

2. создание условий, позволяющих гражданам беспрепятственно зарабатывать себе средства для жизни любыми не противоречащими закону способами;

3. обеспечение благоприятных условий труда для наемных работников, защита их от негативных воздействий индустриального производства;

4. обеспечение экологической безопасности членов общества;

5. защита граждан от преступных посягательств;

6. защита гражданских и политических прав и свобод, соответствующих принципам правового, демократического государства;

7. создание условий, исключающих вооруженные социальные и межнациональные конфликты;

8. защита от политического преследования и административного произвола;

9. обеспечение свободы духовной жизни, защита от идеологического давления;

10. создание благоприятного психологического климата в обществе в целом, в отдельных ячейках и структурных образованиях, защита от психологического прессинга;

11. обеспечение максимально возможной стабильности общественной жизни.

Основные права граждан в сфере социальной защиты закреплены в ст. 18 Конституции Российской Федерации. Нормативные правовые акты по социальной защите населения имеют форму федеральных и региональных законов, в которых закрепляются права граждан в этой области и меры по осуществлению нормативных положений в сфере защитных функций государства. К числу иных правовых актов, регулирующих процедуры социальной защиты относятся Указы Президента РФ, постановления и распоряжения Правительства РФ; другие нормативные акты министерств и федеральных ведомств, органов исполнительной власти субъектов РФ, а также органов местного самоуправления и организаций.

Социально–экономические преобразования российского общества, направленные на утверждение и развитие рыночных отношений, делают проблему обеспечения эффективной социальной защиты граждан вообще и работников предприятий и организаций в частности, чрезвычайно актуальной. С одной стороны, эти преобразования усиливают социальную защиту граждан, но с другой, требуется принимать гораздо больше усилий по социальной защите в некоторых важных отраслях жизнедеятельности человека. А именно, защиты от безработицы, инфляции, материальной необеспеченности значительной части граждан и др. Главным сегодня является усиление социальной защиты от снижения жизненного уровня трудящихся, забота об условиях и содержании труда, организации и системе оплаты труда работников.

Сочетание слов «социальный» и «защита» позволяет предположить, что под ним принято понимать комплекс мер, с помощью которых человек «обороняется» от неблагоприятного воздействия окружающего его мира.

Главной целью таких мер должно являться создание именно благоприятных условий жизни и среды обитания для конкретного индивидуума, которыми обеспечивается поддержание нормаль­ного уровня жизни человека, всемерное развитие его физических и духовных способностей.

Среда обитания человека – это довольно емкое понятие, включающее в себя следующее:

· обеспечение занятости;

· работу и нормальные условия труда;

· достойную оплату труда;

· наличие и обеспечение комфортным жильем;

· благополучную экологическую обстановку;

· здоровую пищу;

· доступ к образованию и культурным ценностям;

· охрану здоровья;

· сохранность частной собственности;

· в случае крайне важности – предоставление различных видов материального обеспечения и многое другое.

Все перечисленное имеет прямое отношение к содержанию понятия социальной защиты населения, определяет ее смысл и должно служить воспринимается как дело отдаленного будущего. Сегодня еще не существует настолько богатого государства, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ смогло бы предоставить каждому человеку благоприятные условия для его существования.

Социальная защита населения как понятие имеет общий, собирательный смысл. Существуют также специальные понятия социальной защиты населения. Для их выявления отбираются различные критерии. К примеру, по критерию правового статуса гражданина должна быть определена социальная защита лиц, пострадавших от воздействия техногенных аварий и катастроф, и социальная защита военнослужащих.

В статье 7 Конституции Российской Федерации говорится о том, что целью социальной защиты населения является гарантированность охраны труда, здоровья людей, минимального размера заработной платы, обеспечения государственной поддержки материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развития системы социальных служб, установления государственных пенсий, пособий и иных гарантий социальной защиты.

Применительно к современной ситуации в России обобщенное определение социальной защиты населения должна быть представлено следующим образом. Социальная защита населения – это деятельность государственных органов и негосударственных организаций, экономического, правового и организационного характера, адресованная нетрудоспособным и трудоспособным гражданам, с целью поддержания их материального положения на уровне, который отвечает конституционным требованиям достойной жизни человека, в различных формах и видах в установленном законодательством порядке.

Социальная защита населения представляет собой комплекс различных общественных отношений, в ходе функционирования которых человек как один из субъектов данных отношений получает установленные государством те или иные виды социальной защиты. В данный комплекс могут входить всевозможные общественные отношения, к примеру, трудовые и жилищные, экологические, по охране здоровья, образовательные, гражданские и семейные, земельные, по социальному обеспечению. Такие общественные отношения регулируются соответствующими нормами права и составляют самостоятельные отрасли российского права.

В содержание понятия социальной защиты населения входитсоциальное обеспечение. Как и всякая система, оно должно быть организовано и юридически оформлено (закреплено) надлежащим образом, то есть должно иметь организационно–правовую форму.

Государственная система социального обеспечения имеет несколько организационно–правовых форм. Их наличие связано главным образом со спецификой социального обеспечения разных категорий граждан. К числу базовых таких форм относятся: обязательное социальное страхование и социальное обеспечение за счёт ассигнований из государственного бюджета. Эти формы имеют много различий между собой. Главные из них – это способ образования финансовых средств, из которых производится социаль­ное обеспечение, и категории лиц, подлежащих данному обеспечению.

Обязательное социальное страхование представляет собой систему материального обеспечения наемных работников, самостоятельно обеспечивающих себя трудом граждан (индивидуальных предпринимателей, частнопрактикующих адвокатов и др.), лиц, добровольно вступивших в отношения по этому страхованию. Также иных категорий лиц, обеспечиваемых пенсиями, пособиями, в т.ч. по охране их здоровья, за счёт бюджетов специально созданных фондов социального страхования. Средства этих фондов формируются из отчисляемых страховых взносов, единого социального налога страхователей – работодателей, индивидуальных предпринимателей, частнопрактикующих адвокатов, лиц, добровольно вступивших в эту систему страхования.

Социальное обеспечение за счёт ассигнований из государственного бюджета – это система материального обеспечения и социального обслуживания лиц, не подлежащих обязательному социальному страхованию (служащих систем государственной службы, военной службы, правоохранительной службы), а также всего населения вне зависимости от их принадлежности к каким–либо определенным категориям лиц (бедные или малоимущие, инвалиды, дети и др.).

По способам организации (организационно–правовым формам) социального обеспечения кроме двух ее базовых форм – обязательного социального страхования и социального обеспечения за счёт ассигнований из государственного бюджета – существует еще смешанная форма, сочетающая в себе обе указанные формы.

Таким образом, реальное положение дел в стране в области социального обеспечения на фоне отсутствия его единой, законодательно закрепленной государственной системы свидетельствует о существовании двух значительно отличающихся друг от друга систем социального обеспечения. Для подавляющего большинства населения (обязательное социальное страхование) и, по существу, для отдельных, привилегированных категорий граждан, социальное обеспечение которых осуществляется за счёт ассигнований из государственного бюджета (это относится к госу­дарственным служащим, получающим пенсии за выслугу лет в размере, значительно превышающем размер трудовых пенсий лиц, обеспечиваемых по общей системе). Причины такого положения имеют не только экономический, но и политический характер.

Наличие общего кодифицированного законодательного акта о социальном обеспечении граждан позволило бы сформулировать как само понятие социального обеспечения, так и выделить его главные признаки. Учитывая, что такого акта в настоящее время нет, в научной литературе высказываются различные суждения на данный счет, которые подробно излагаются в специальных исследованиях.

Развитие социального обеспечения как отрасли российского права должно базироваться на нормах Конституции Российской Федерации. Так, в ее статье 39 прямо говорится о том, что каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

В конституционных нормах имеются установки, определяющие качественное содержание социального обеспечения. Οʜᴎ и позволяют сформулировать понятие социального обеспечения и выделить его наиболее характерные признаки. В научной литературе с этой целью используются разные подходы и критерии.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: