Понятия и источники правового регулирования социального обслуживания населения в РФ




В данном параграфе, мы раскроем сущность таких понятий, как социальная защита и социальное обслуживание, и то, как их интерпретируют в контексте формирования социального права. Конституция Российской Федерации, которая была принята в 1993 году, провозглашает, что наша страна является социальным государством. Политика нашего государства направлена на создание условий, которые обеспечивают достойную жизнь и свободное развитие человека. Наряду с этим, в нашей стране под охраной находятся труд и здоровье людей, государство обеспечивает поддержку семьи, материнства, отцовства и детства, также сюда входят пожилые граждане и инвалиды, устанавливается гарантированный минимальный размер заработной платы.

На сегодняшний день, в нашем государстве активно развивается система социальных служб, идет установление государственных пенсий, пособий и иных гарантий социальной защиты.

Что касается правового регулирования социальной деятельности, то оно охватывается целым комплексом различных отраслей права РФ. Социальная деятельность находит отражение во многих отраслях правовой системы, например, при социальной защите несовершеннолетних и инвалидов используются нормы трудового права, регулирующих их труд. Что касается самих основ, то они закреплены в конституционном праве.

Еще в качестве примера можно привести взаимодействие с административным правом, его нормы были призваны регулировать общественные отношения, возникшие между личностью и государством, и здесь они непосредственно затрагивают сферу взаимодействия государственных органов социальной защиты с гражданами, которые в связи с возникшими жизненными обстоятельствами, нуждаются в их деятельности.

Помимо того, современные специалисты выделяют социальную деятельность в качестве самостоятельной отрасли права. Эта отрасль, по мнению специалистов, была образована в результате образования специальных учреждений и институтов, которые регулировали социальные права и обязанности их участников.

Также отметим, что, как и любой отрасли права, социальному праву присущи определенные устоявшиеся признаки, так сказать особый предмет регулирования.

Поясним, что же является предметом регулирования социального права. Принято понимать, что им являются общественные отношения, которые сложились между гражданами и государственными органами социальной защиты населения (социального развития, социального обеспечения) или профсоюзами и представителями государственных органов.

Теперь мы можем сказать, что в целом, социальное право представляет собой совокупность норм, посредством которых государство, в свою очередь, проводит социальную политику в области социальной защиты населения.

Наряду с этим, существует определенная совокупность мер, которые предусматривает социальная политика. Эти меры обычно воздействуют на занятость населения и качество его жизни демографическую ситуацию, пенсионное и иные формы социального обеспечения, социальное обслуживание населения, на деятельность отраслей социальной сферы. Также сюда можно отнести меры, которые обеспечивают целевую государственную и благотворительную помощь менее защищенным, социально уязвимым и малоимущим слоям населения.

Стоит отметить, что законодательство нашей страны, в сфере социальной деятельности, включает в себя множество нормативных актов, которые в полной мере регулируют данную область.

Разъясним, что подразумевает под собой социальное обеспечение, и также отметим, что оно имеет важное теоретическое и практическое значение. В научной литературе существуют и схожие понятия, и для более корректного понимания, эти понятия необходимо разграничивать. А именно ими являются: «социальная защита населения», «социальная поддержка», «социальная помощь», «социальное обслуживание» и многие другие понятия, входящие в систему социального права.

Система социального обеспечения обладает рядом функций. Основными можно выделить: экономическую, демографическую, политическую, реабилитационную и другие. Именно в них определяется вся сущность социального обеспечения.

Поясним, что же подразумевают под собой перечисленные функции.

Экономическая функция заключается в полном или частичном замещении заработной платы лицам, у которых возникла по независимым от них причинам трудная материальная ситуация, средством здесь будет являться оказание материальной или другой помощи.

Демографическая функция предназначена, для стимуляции миграции и рождаемости населения, а это жизненно необходимо для нормального развития и функционирования государства.

В способствовании ослаблению социальной напряженности в обществе, заключается роль политической функции социального обеспечения. Она, как уже отмечалось, связана со значительными различиями в уровне жизни разных слоев населения, а также в улучшении социального климата.

Социально-реабилитационная функция, в свою очередь, направлена, чтобы восстановить общественный статус нетрудоспособных граждан, также сюда водят другие категории социально-неадаптированного населения.

Перечисленные выше функции реализуются государством посредством социального права, включая право человека на социальное обеспечение.

Если говорить об общественных отношениях в комплексе, то социальное право является более широким понятием, чем право социального обеспечения, и также оно предусматривает целую систему социальной защиты населения.

Далее перейдем к такому понятию, как социальная защита.

В настоящее время, социальную защиту принято рассматривать в контексте конституционного принципа социального государства. Исходя из этого, специалисты ссылаются на ст.7 Конституции РФ, которая содержит открытый перечень гарантий социальной защиты, как мер, которые реализуют политику социального государства, направленную на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

Вопросам социальной защиты посвящены труды многих авторов. Некоторые из них полагают что, социальная защита населения в Российской Федерации выступает в качестве деятельности, которая практикует основные направления социальной политики. Под этим понимается целенаправленное воздействие органов государственной власти на систему общественных отношений, существующую в нашей стране. Ее цель заключается в улучшении условий труда и быта всех слоев населения.

Система социальной защиты населения в РФ является общефедеральной системой более высокого порядка, и можно сказать, что включает в себя в качестве составной части систему социального обеспечения. Социальная защита предусматривает меры не только социальной поддержки лиц, оказавшихся по независящим от них причинам в трудном материальном положении, но также меры по смягчению негативных результатов экономической реформы, охране окружающей среды и т.д.

В контексте вышеизложенного, выделим отличительные признаки системы социальной поддержки, а именно, им является ее временный или частичный характер, активное участие нуждающихся лиц в решении поставленных задач, возможность использования принципа возвратности выделяемых финансовых средств для решения поставленной проблемы.

Также одним из ключевых понятий здесь является, понятие социальной помощи. Социальная помощь определяется как, комплекс государственных мер, при которых оказывается помощь отдельным нуждающимся лицам или группам населения для преодоления или смягчения жизненных трудностей, поддержания их социального статуса и полноценной жизнедеятельности, и возможной адаптированности в обществе.

В современном мире, возникают такие обстоятельства, при которых граждане утрачивают средства существования, попадают в трудные жизненные ситуации, несут дополнительные расходы и в связи с этим нуждаются в социальной поддержке со стороны государства. В результате отсутствия средств существования в объеме прожиточного минимума нуждающиеся граждане приобретают право на различные виды социальной помощи.

Выделим основные виды социальной помощи:

· Денежные выплаты (социальные пособия, субсидии).

· Натуральные выдачи (топливо, одежда, обувь, медикаменты, продукты и т.д.).

В систему социальной защиты, также включается социальное обслуживание.

В нашей стране, система социального обслуживания, развивается с каждым годом все больше и больше. Социальные услуги, оказываемые нашим государством, предоставляют более 12 тысяч учреждений. Они подразделяются на стационарные, полустационарные и нестационарные. Наряду с этим создаются и развиваются различные службы: психолого-педагогической помощи, социально-психологические, профориентационные, реабилитационные и другие.

Необходимо отметить, что право на социальное обслуживание и социальную защиту, является объективным и необходимым условием для нуждающихся граждан, которые по воле случая оказались в трудной жизненной ситуации. В нашей стране очень большой процент населения, которые по разным сложившимся обстоятельствам стали ограничены в жизнедеятельности. Если верить статистике, то можно сделать вывод, что здоровье граждан с каждым годом ухудшается, растет процент нетрудоспособных граждан. Также существует актуальная проблема, связанная с безработицей и малообеспеченностью. В связи с перечисленными проблемами сделаем вывод, что государство обязано способствовать сохранению полноценной жизни своего населения. Как раз, для осуществления функций социальной помощи и поддержки населения, в нашей стране действует система социальной защиты.

Рассмотрим связь законодательства о социальном обслуживании и доктринального подхода к определению и социальном обслуживании и защите населения. Базой для доктрины социальной политики нашей страны служит: Конституция РФ, федеральные законы и иные нормативно правовые акты РФ, также сюда входят международные договоры России в области социальной политики.

В связи со вступлением в силу нового закона (Федеральный закон от 28 декабря 2013г. № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации») было введено много изменений. Утратил свою силу термин «клиент социальной службы», ему на замену пришло новое понятие «получатель социальных услуг» (п. 3 ст. нового закона). Существует специальный регистр, в который заносится вся информация о получателях социальных услуг. Формируют его субъекты федерации, основываясь на данные, которые предоставляют поставщики социальных услуг.

Было введено определение, кем является поставщик социальных услуг. Также новый закон расширил перечень социальных услуг и в целом изменил подход к содержанию перечня предоставляемых услуг. Изменился порядок получения социальных услуг, определена организация социального обслуживания.

Несмотря на множество мероприятий, преобразований и реформ, проводимых государством, в социальной сфере России существует ряд проблем, которые необходимо решить нашему правительству. В успешно развивающемся государстве, каждый гражданин, оказавшийся в трудной ситуации, должен чувствовать себя защищенным и ощущать поддержку от своего государства.

В настоящее время уровень социального обслуживания на территории субъектов РФ недостаточно высок. Объективная потребность граждан в социальном обеспечении гораздо выше, чем то, что предлагает государство.

Данные проблемы можно охарактеризовать рядом причин, а именно:

· несовершенство законодательства в данной сфере;

· экономической ситуацией;

· изношенностью материально-технической базы государственных и муниципальных организаций социального обслуживания;

· малоразвитостью негосударственной системы социального обеспечения.

Одним из факторов, влияющих на систему социального обслуживания, является экономическая составляющая. В данный период, сфера, относящаяся, к социальному обеспечению населения недостаточно финансируется. Этот фактор, в свою очередь, приводит к кадровому дефициту, низкому качеству услуг, плохому материальному оснащению соответствующих учреждений. Можно сделать вывод, что законодательство также препятствует развитию данной сферы, ведь часто в законодательных актах можно встретит противоречивость. Также отсутствуют четко сформулированные понятия видов социального обеспечения.

Если рассматривать материалы судебной практики, то можно проследить такую тенденцию, что судебные разбирательства с участием пожилых людей и инвалидов, связаны с проблемой коррупции в системе социального обслуживания.

Из сложившейся ситуации можно сделать вывод, что в обществе зреет потребность в реформировании сферы социального обслуживания.

Право социального обеспечения располагает довольно сложной системой юридических источников, что обусловлено характером правового регулирования этой отрасли Права. Указанный выше предмет данной отрасли включает разнообразные общественные отношения, а именно: отношения по поводу денежных выплат; отношения по поводу натуральных видов социального обеспечения; отношения процедурного и процессуального характера.

Множество и разнообразие источников Права социального обеспечения предопределяют возможность охарактеризовать только важнейшие, основополагающие акты, в которых закрепляются права граждан на те или иные виды социального обеспечения, отражаются требования и условия их предоставления, регламентируется организационно-Правовой порядок осуществления указанных предписаний соответствующих нормативных актов

К первой группе источников также относятся конвенции МОТ. Например, Конвенция № 117 «Об основных целях и нормах социальной политики» (1962 г), где закрепляется важное положение, согласно которому повышение жизненного уровня рассматривается в качестве основной цели при планировании экономического развития, Конвенция № 118 «О равноправии в социальном обеспечении» (1962 г).

Важное значение, кроме конвенций, в области права социального обеспечения играют рекомендации МОТ, например Рекомендация № 167 «О сохранении прав в области социального обеспечения» (1983 г) и др.

Новыми источниками права социального обеспечения являются нормы соглашений, заключаемые странами Содружества Независимых Государств (СНГ), устанавливающие условия и порядок социального обеспечения граждан при переезде из одного государства СНГ в другое. Первое Соглашение «О гарантиях прав граждан государств - членов СНГ в области пенсионного обеспечения» было заключено 13 марта 1992 г. В соответствии с этим Соглашением государства - члены СНГ договорились о проведении политики гармонизации законодательства о пенсионном обеспечении. Кроме того, государства закрепили основные принципы обеспечения лиц, которые приобрели права на пенсию на территории бывших республик Советского Союза и реализуют это Право на территории государств - участников Соглашения.

На сегодняшний день государства СНГ подписали конкретные соглашения, в том числе и в области социального обеспечения.

Так, например, двустороннее Соглашение о гарантиях прав граждан в области пенсионного обеспечения, подписанное Правительством РФ и Республикой Молдова от 10 февраля 1995 г., вступило в силу с 4 декабря 1995 г. Можно также назвать Соглашение между Правительством РФ и Правительством Республики Казахстан о социальных гарантиях гражданам РФ и гражданам Республики Казахстан, проживающим и (или) работающим на комплексе «Байконур», утвержденное Постановлением Правительства РФ от 5 сентября 1998 г.

Вторую группу источников права социального обеспечения составляют законы Российской Федерации. Среди них особое место, как ранее было сказано, занимает. Конституция Российской Федерации. В действующей Конституции закреплен Правовой статус граждан в области социального обеспечения. Характеризуя Конституцию РФ как основной источник права социального обеспечения, следует подробно раскрыть содержание ст.7, 18, 33, 38, 39, 41, 45, 46 и 53. Особо следует подчеркнуть, что Конституция РФ каждому гарантирует социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Устанавливаются законодателем государственные пенсии и социальные пособия.

Статья 41 Конституции РФ предоставляет каждому Право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.

Важное место отводится Основам законодательства РФ «Об охране здоровья граждан», утвержденным 22 июля 1993 г., которые введены в действие с 1 сентября 1993 г. (ред. от 07.12.2011). Этот нормативный акт закрепляет Право граждан на охрану здоровья различных категорий субъектов, а именно: семьи, несовершеннолетних, пожилых, инвалидов, беременных женщин, а также женщин-матерей. Следует подчеркнуть, что Основы закрепляют гарантии обеспечения этого права, среди которых - право на бесплатное получение различных видов медико-социальной помощи.

В сфере права социального обеспечения действует большое количество законов. Однако для данной отрасли характерным является то, что отсутствует единый кодифицированный источник, регулирующий весь комплекс общественных отношений, составляющий предмет права социального обеспечения. На сегодняшний день права граждан на тот или иной вид социального обеспечения закреплены в Федеральных законах, регулирующих пенсионное обеспечение: Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» от 15 декабря 2001 г. (ред. от 12.03.2014); «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17 декабря 2001 г. (ред. от 28.12.2013); «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» от 15 декабря 2001 г. (ред. от 02.07.2013); «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу в органах внутренних дел, в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы и их семей» от 12 февраля 1993 г. (ред. от 28.12.2013, с изм. от 04.06.2014).

Следует отметить, что существует большой массив федеральных законов, регулирующих обеспечение граждан социальными пособиями и страховыми выплатами. Например: Федеральный Закон от 19 мая 1995 г. «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» (ред. от 02.07.2013, с изм. от 04.06.2014); Федеральный Закон от 19 апреля 1991 г. «О занятости населения в Российской Федерации» в редакции от 10 января 2003 г. (ред. от 02.07.2013, с изм. от 05.05.2014); Федеральный Закон от 12 января 1996 г. «О погребении и похоронном деле» (ред. от 28.07.2012, с изм. от 04.06.2014); Федеральный Закон от 24 июля 1998 г. «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» (ред. от 28.12.2013) и др.

Действует ряд федеральных законов, закрепляющих отдельные виды социальных услуг, предоставляемых гражданам по системе социального обеспечения. Сюда можно отнести: Федеральный Закон от 2 августа 1995 г. «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» (ред. от 25.11.2013); Федеральный Закон, от 24 июля 1998 г. «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (ред. от 02.12.2013).

Самостоятельную группу составляют законы РФ и Федеральные законы, закрепляющие систему льгот для инвалидов, ветеранов, семей с детьми. Так, например, Федеральный Закон РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию катастрофы на Чернобыльской АЭС» (ред. от 21.12.2013); Федеральный Закон от 2 января 2000г. «О ветеранах» (с изм. от 02.07.2013); Федеральный Закон от 9 января 1997 г. «О предоставлении социальных гарантий Героям Социалистического труда и полным кавалерам ордена Трудовой Славы» (ред. от 28.12.2013 г. N 397-ФЗ) и др.

Следует знать, что к данной группе источников права социального обеспечения относятся законы субъектов Федерации. Как правило, они предусматривают законодательные гарантии по социальной защите инвалидов, пожилых граждан, семей с детьми, безработных, а также малоимущих слоев населения на территории данного конкретного субъекта Федерации.

Третью группу составляют подзаконные нормативные Правовые акты, среди которых особое место занимают указы Президента РФ в сфере социального обеспечения. В соответствии со ст.90 Конституции РФ они являются обязательными для исполнения на всей территории РФ. Однако они не должны противоречить Конституции РФ и Федеральным Законам.

К области социального обеспечения можно отнести следующие Указы Президента РФ: «О мерах по социальной поддержке многодетных семей» от 5 мая 1992 г.; «Об обеспечении деятельности Конституционного Суда РФ и о предоставлении государственных социальных гарантий судьям Конституционного Суда РФ и членам их семей» от 7 февраля 2000 г. (ред. от 19.03.2013).

Важно помнить, что Президент РФ своими указами периодически повышает размер компенсационных выплат пенсионерам.

Четвертую группу среди подзаконных актов занимают нормативные постановления Правительства РФ, которые устанавливают порядок применения норм законов по отдельным видам социального обеспечения (пенсии, пособия, компенсации). Кроме того, они могут устанавливать дополнительные меры социальной защиты для конкретных слоев населения в РФ, например: Постановление Правительства РФ от 04.09.1995 N 883 (ред. от 10.06.2005) «Об утверждении Положения о порядке назначения и выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей»; Приказ Минздравсоцразвития России от 23.12.2009 N 1012н (ред. от 21.10.2013) «Об утверждении Порядка и условий назначения и выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей» (Зарегистрировано в Минюсте России 31.12.2009 N 15909); Постановление Правительства РФ от 17 июля 1996 г. «О приемной семье» (ред. от 18.08.2008); Постановление Правительства РФ от 18.05.2009 N 423 (ред. от 10.02.2014) «Об отдельных вопросах осуществления опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан» (вместе с «Правилами подбора, учета и подготовки граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями несовершеннолетних граждан либо принять детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание в иных установленных семейным законодательством Российской Федерации формах», «Правилами осуществления отдельных полномочий органов опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан образовательными организациями, медицинскими организациями, организациями, оказывающими социальные услуги, или иными организациями, в том числе организациями для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», «Правилами заключения договора об осуществлении опеки или попечительства в отношении несовершеннолетнего подопечного», «Правилами создания приемной семьи и осуществления контроля за условиями жизни и воспитания ребенка (детей) в приемной семье», «Правилами осуществления органами опеки и попечительства проверки условий жизни несовершеннолетних подопечных, соблюдения опекунами или попечителями прав и законных интересов несовершеннолетних подопечных, обеспечения сохранности их имущества, а также выполнения опекунами или попечителями требований к осуществлению своих прав и исполнению своих обязанностей», «Правилами ведения личных дел несовершеннолетних подопечных»); Постановление Правительства РФ от 8 апреля 1999 г. «О гарантированном обеспечении граждан жизненно необходимыми и важнейшими лекарственными средствами, а также о некоторых условиях льготного обеспечения граждан льготными средствами» (по состоянию на 18 августа 2006 года); Постановление Правительства РФ от 17 апреля 2002 г. «О плате за стационарное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов»; Постановление Правительства Свердловской области от 20.10.2005 N 897-ПП (ред. от 15.10.2009) «Об утверждении Положения о порядке и условиях предоставления бесплатного стационарного социального обслуживания, а также на условиях полной или частичной оплаты в Свердловской области» и ряд других.

Среди источников права социального обеспечения постановления Правительства РФ наиболее большая группа подзаконных нормативных Правовых актов.

Важную роль в нормотворчестве по социальному обеспечению в пределах своей компетенции играют Федеральные министерства и ведомства. Среди них особое место занимает Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации (Минтрудсоцзащиты), так как оно является центральным органом федеральной исполнительной власти, осуществляющим руководство по обеспечению единой государственной политики в области социальной защиты инвалидов, пенсионеров, женщин, детей и других слоев населения, которые нуждаются в поддержке со стороны государства. Сюда можно отнести: Постановление Правительства РФ от 13 августа 1996 года N 965 «О порядке признания граждан инвалидами» (изм. 01 февраля 2005 года); Примерное положение «Об индивидуальной программе реабилитации инвалидов», утвержденное Постановлением Минтруда РФ от 27 декабря 1996 г., а также Постановление Минтруда РФ от 10.02.1998 N 5 (ред. от 05.10.2001) «Об утверждении Порядка работы территориальных органов Министерства труда и социального развития Российской Федерации по вопросам занятости населения с детьми - сиротами, детьми, оставшимися без попечения родителей, лицами из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 25.05.1998 N 1527). Кроме постановлений Минтрудсоцзащиты издает разъяснения по отдельным вопросам социального обеспечения.

В соответствии с ч.2 ст.76 Конституции РФ по предметам совместного ведения кроме федеральных нормативных актов издаются акты субъектов Российской Федерации. Главная цель таких источников - это повышение уровня социальной защиты граждан на соответствующих уровнях (региональном, муниципальном), а также на уровне конкретной организации. Они предусматривают дополнительные, более повышенные меры социальной поддержки граждан по сравнению с федеральными. В качестве примеров можно привести следующие нормативные Правовые акты: Указ Президента Республики Адыгея «О выделении средств для адресной помощи детям-сиротам и школьникам из особо нуждающихся семей» от 21 августа 1996 г. № 145; Постановление администрации Брянской области «Об установлении ставки дотаций на молоко, реализуемое сельскохозяйственными товаропроизводителями для обеспечения учреждений здравоохранения, образования и социальной защиты» от 22 февраля 1999 г. № 89; Постановление Правительства Свердловской области «О мерах по социальной поддержке многодетных семей» (с дополнениями и изменениями от 25 февраля 2003 г., в ред. Законов Свердловской области от 25.06.2010 N 46-ОЗ, от 12.07.2011 N 67-ОЗ, от 18.05.2012 N 44-ОЗ, от 16.07.2012 N 68-ОЗ, от 27.02.2013 N 11-ОЗ, от 17.10.2013 N 97-ОЗ, с изм., внесенными Законом Свердловской области от 09.12.2013 N 118-ОЗ).

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: