Мотивационно-потребностная сфера в младшем школьном возрасте




Лекция 6. Особенности развития мотивационно-потребностной сферы

Мотивационно-потребностная сфера в младшем школьном возрасте

Потребность – состояние человека, создаваемое испытываемой нуждой в чем-либо и выступающее источником активности личности. У младшего школьника имеется целый ряд потребностей, которые были характерны и для дошкольника. У него по-прежнему сильны потребности в игровой деятельности, в движениях, внешних впечатлениях. С первых дней обучения у ребенка появляются и новые потребности: потребность в одобрении учителя, потребность быть любимым учеником и многие другие. Потребность обнаруживается в мотивах, побуждающих человека к деятельности. Мотив – внутренняя субъективная причина, побуждающая человека действовать. Поведение ребенка может побуждаться различными мотивами. Стимул – объективный побудитель, то, что лежит вне человека, воздействует на него. Один и тот же стимул может порождать разные мотивы. Учитель предлагает детям включиться в выполнение какой-либо деятельности. Один ребенок включается потому, что это ему интересно, другой, чтобы не обидеть учительницу, а третий – заслужить похвалу. Чтобы правильно оценить поступок ребенка, правильно на него отреагировать, надо знать мотивы поступка. Мотивы не всегда совпадают с целями. Цель – представляемый и осознаваемый результат деятельности. Мотив и цель не тождественны. Например, два школьника решили навестить заболевшего одноклассника. Цель у них общая: сообщить домашнее задание, справиться о здоровье. А вот мотивы у этих двух учащихся могут быть совершенно различными: один захотел повидаться с товарищем, у него дружеское расположение к нему, а второй выполняет задание учителя, его побуждает необходимость. То есть цель – внутренний план действий, программа действий, а мотив – внутреннее побуждение, причина, заставляющая выполнять поставленную цель.

Нужно иметь в виду, что мотивы могут быть разной степени осознанности. В ряде случаев взрослый, пытаясь выяснить мотивы какого-либо действия, поступка ребенка, требует от него объяснить свое поведение, а ребенок часто молчит. Он сам порой не осознает, что его побудило поступить определенным образом, не осознает, какие последствия может иметь его поступок для окружающих. Малышу трудно бывает вычленить свое субъективное побуждение.

В каких же случаях в младшем школьном возрасте могут наблюдаться неосознанные или мало осознанные действия?

Прежде всего, младший школьник может неосознанно действовать в соответствии с каким-либо образцом, действовать потому, что точно также сделал его сверстник. Младшие школьники подражательны и внушаемы. В беседе можно слышать в этом случае такой ответ о причинах его действия: «Все ребята сделали и я тоже», «Коля соврал и я тоже», т.е. в данном случае ребенок принимает какой-то образец и действует в соответствии с ним, действует мало осознанно или вообще неосознанно.

В ряде случаев младший школьник совершает какое-то действие, поддавшись внезапно нахлынувшему переживанию, он даже не успевает подумать, к чему это может привести, как это скажется на окружающих. Что-то вызвало у него эмоциональный отклик, он вскакивает во время урока, его обидел сверстник, он кидается на него и т.п. Надо иметь в виду, что если в результате такого неосознанного мотива младший школьник совершает какой-то неблаговидный поступок, то он совершает его неумышленно.

Различают мотивы близкие и перспективные (отдаленные). Для младшего школьника наиболее характерны близкие мотивы, связанные с настоящими событиями: пообщаться с товарищем на перемене, поиграть, подвигаться. Младший школьник живет сегодняшним днем. Детям предлагалось назвать семь заветных желаний (игра "цветик - семицветик") и указать срок их исполнения. Анализ материалов показал, что отставленность исполнения желаний во времени очень невелика. Дети (и первоклассники, и второклассники) хотят, чтобы их желание исполнилось сегодня, сейчас, в крайнем случае завтра, послезавтра (67%), через неделю, месяц (17%), еще реже указывают дети на более далекую перспективу.

Можно говорить о том, что мотивы близкие, связанные с настоящим, господствуют над мотивами перспективными, связанными с будущим. Это можно проиллюстрировать таким примером. У младшего школьника может возникнуть мотив "быть лучше", развить у себя положительные качества личности, он решает заниматься самовоспитанием, выполнять режим дня. Мотив самосовершенствования, самовоспитания – это перспективное побуждение, его удовлетворение связано с необходимостью выполнения целой цепи действий, чтобы достичь отдаленного результата. Это - мотив, связанный с отдаленным будущим, с отдаленной перспективой. Поэтому не приходится удивляться, что младший школьник, который твердо решил развивать свою волю и выполнять режим дня, нарушает его, так как близкий, например, игровой мотив оказывается более сильным и реально действующим.

Надо иметь в виду, что перспективные мотивы складываются из цепочки, сцепления близких побуждений. И если мы хотим, чтобы ребенок учился руководствоваться далекими перспективными мотивами, необходимо сделать так, чтобы он видел промежуточные результаты, движение от одного этапа к другому.

Мотивы, как и потребности, различаются и по направленности. Они могут быть личными и общественными. Личные мотивы – побуждения, направленные на удовлетворение личных потребностей. Это – мотивы личного благополучия, стремление заслужить похвалу, удовлетворить свои потребности в игре, движениях и т.п. Общественные (коллективистические) мотивы – побуждения, направленные на удовлетворение потребностей других людей, общества. В младшем школьном возрасте это проявляется в стремлении заботиться о благополучии других людей (близких, сверстников, коллектива класса и т.п.), сделать им приятное, облегчить их положение. Уже старшие дошкольники могут заботиться не только о личном успехе, но и успехе всей группы детей, выполнять нравственные нормы, связанные с помощью другим людям. "Помогаю, потому, что бабушке трудно", – довольно типичный ответ старшего дошкольника.

Исследования показывают, что от первого к третьему классу наблюдается рост коллективистической мотивации при снижении личной. В первом классе примерно половина детей (48,3%) делает сознательный и произвольный выбор в пользу коллектива, а другая половина в свою пользу (52,7%). В третьем классе подавляющее большинство детей (87,8%) совершают сознательный выбор за коллектив и лишь 12,2% выбирают за себя.

Власова Н.Н. высказывает предположение, что ведущим путем формирования коллективистической мотивации является путь сознательного усвоения коллективистических ценностей, что связано с влиянием взрослого. Это путь, который можно обозначить "сверху вниз". Личная мотивация складывается непроизвольно, в практике деятельности и общения. Это путь "снизу вверх". Личные мотивы как, безусловно, ценностно менее значимые специально не вырабатываются, но формируются стихийно еще в дошкольном детстве.

Уже к концу дошкольного возраста у ребенка формируется соподчинениемотивов – самое важное новообразование этого возраста. В чем это проявляется? Если поведение ребенка в начале дошкольного периода неопределенно, не имеет основной линии, стержня, то к концу дошкольного периода мотивы складываются в систему, иерархию. Какие-то мотивы становятся главными, они определяют направленность личности ребенка. Если главными становятся коллективистические мотивы, ребенок стремится к соблюдению нравственных норм поведения, вряд ли он обидит другого человека, скажет неправду, т.е. эти мотивы становятся реальными побуждениями. Но ведущими могут стать и сугубо личные эгоистические побуждения, стремление ребенка к личному удовольствию в ущерб другим людям. Это сигнал неблагополучия в дошкольном воспитании. Таким образом, уже у поступающего в школу ребенка может проявляться определенная направленность личности.

Для учителя должна быть совершенно очевидной опасность проявления и формирования эгоистических побуждений, личной направленности. В школьный период формированию личной направленности способствует стимуляция отметкой. Ради получения хорошей отметки младший школьник может отказаться от помощи другим людям. На уроках труда перед Новым годом детям предлагали сделать елочные украшения на отметку. На следующем уроке учительница сказала, что у многих ребят игрушки получились не очень хорошие, но кто хочет, может их переделать, чтобы улучшить отметку. При этом учительница заметила, что детский сад попросил их изготовить флажки. Но так как времени мало, то дети должны либо работать для улучшения своей отметки, либо делать игрушки для детского сада. 53% детей стали исправлять свою работу, чтобы повысить отметку, и только 27% детей стали делать игрушки для детского сада, остальные проявили неясную мотивацию.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-10-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: