Структура мотивации учебной деятельности




Одной из предпосылок к школьному обучению является возникающее к концу дошкольного возраста (приблизительно к 7 годам) умение ребенка соподчинять мотивы своего поведения и деятельности (БожовичЛ. И., 1968).

Младший школьник в состоянии управлять своим поведением на основе сознательно сформированного намерения. Чтобы возникло намерение, необходимы мотивированная постановка цели учителем и принятие этой цели учеником.

Учебная деятельность - это деятельность направленная, имеющая своим содержанием овладение обобщенными способами действия в сфере научных понятий, которая должна побуждаться адекватными мотивами. Ими могут быть только мотивы, непосредственно связанные с ее содержанием, т.е. мотивы приобретения обобщенных способов действий, или, проще говоря, мотивы собственного роста, собственного совершенствования. Личные успехи, личное совершенствование приобретает тем самым глубокий общественный смысл.

На первых порах пребывания в школе эти мотивы в сочетании с определенными познавательными интересами и способны обеспечить включение ребенка в освоение учебной деятельности и поддерживать интерес к ней. К концу I класса (а иногда и раньше) у большинства учащихся - внутренняя позиция школьника оказывается реализованной. И на ее месте по мере вхождения в школьную жизнь и освоения учебной деятельности у младших школьников складывается сложная система мотивации учения, которая включает следующие группы мотивов (Матюхина М. В., 1984):

Мотивы, заложенные в самой учебной деятельности:

а) мотивы, связанные с содержанием учения (учиться побуждает стремление узнавать новые факты, овладевать знаниями, способами действия, проникать в суть явлений);

б) мотивы, связанные с процессом учения (учиться побуждает стремление к проявлению интеллектуальной активности, потребность думать, рассуждать на уроке, преодолевать препятствия в процессе решения трудных задач).

Мотивы, лежащие вне учебной деятельности:

а) широкие социальные мотивы:

• мотивы долга и ответственности перед обществом, классом, учителем и т. п.;

• мотивы самоопределения (понимание значения знаний для будущего, желание подготовиться к будущей работе и т. п.) и самосовершенствования (получить развитие в результате учения);

б) узколичные мотивы:

• мотивы благополучия (стремление получить одобрение со стороны учителей, родителей, одноклассников, желание получать хорошие отметки);

• престижные мотивы (желание быть среди первых учеников, быть лучшим, занять достойное место среди товарищей);

в) отрицательные мотивы (избегание неприятностей, которые могут возникнуть со стороны учителей, родителей, одноклассников, если школьник не будет хорошо учиться).

Как правило, учебная деятельность ребенка побуждается не одним мотивом, а целой системой разнообразных мотивов, среди которых выделяют ведущие и второстепенные. Кроме того, мотивы подразделяются:

на учебно-позновательные, связанные с самой учебной деятельностью 1. Познавательные мотивы учения связаны непосредственно с учебной деятельностью (процесс учения, содержание учения, способы усвоения знаний). К ним относятся «познавательные интересы детей, потребность в интеллектуальной активности и в овладении новыми умениями, навыками и знаниями» (Божович Л. И., 1972, с. 23);

2. Социальные мотивы учения, или широкие социальные мотивы учения связаны «с потребностями ребенка в общении с другими людьми, в их оценке и одобрении, с желанием ученика занять определенное место в системе доступных ему общественных отношений» (Божович Л. И., 1972, с. 23-24). Различают широкие социальные (стремление хорошо окончить школу, поступить в вуз, хорошо работа в будущем) и узколичные (мотивы личного благополучия - хорошая отметка любой ценой, похвала родителей).

 

На протяжении младшего школьного возраста идет развитие соподчинения мотивов. Первоначально поведение младшего школьника определяется узколичностными мотивами. Он заботится о своем благополучии, хочет, чтобы его похвалили взрослые.

В дальнейшем все чаще на первый план начинают выступать общественные мотивы, дети начинают руководствоваться стремлением сделать хорошее другим людям. В 3 классе невольно пришлось наблюдать такой случай. Третьеклассники договорились навестить одинокую старушку, над которой они взяли шефство. В этот день в клуб привезли детский кинофильм, который должен демонстрироваться в 15-00. Здесь началось бурное обсуждение, идти или не идти. Как рада была их учительница (она не вмешивалась в обсуждение), когда ребята единодушно решили идти помогать бабушке и мотивировали это так: "Ведь она же будет нас ждать, а фильм еще привезут". В данном случае в результате определенной борьбы мотивов побеждает мотив долга. Третьеклассники отказались от желания посмотреть кинофильм.

 

литература:

1. Божович, Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте. – СПб.: Питер, 2008.

2. Л.Ф. Обухова Возрастная психология. – М.: Высшее образование; МГППУ, 2006. – 460 с.

3. Эльконин Д. Б. Детская психология: учеб.пос. для студентов вузов – М.: Академия, 2008.- 383 с.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-10-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: