1. Проводить игры, различные для мальчиков и девочек. У мальчиков предпочтение отдавать спортивным играм, у девочек — занятиям по интересам, в коллективных играх использовать элементы романтики, приключений.
2. Стремиться к разумному руководству деятельностью, чтобы не вызвать отчужденности детей. Проявлять толерантность в общении, не забывать поощрять и хвалить.
3. В некоторых случаях целесообразнее воздействовать на подростка опосредованно — через друзей, рассказывать о проблемах, которые были у вас в подростковом возрасте, обсуждать различные варианты поведения в той или иной ситуации и анализировать его результаты.
4. Поручения должны быть конкретными, достаточно серьезными и значимыми для подростка и для отряда.
5. С первых минут пребывания детей в отряде вожатому очень важно вместе с подростками определить внутриотрядные правила поведения и общие, установленные для всего детского коллектива лагеря, это поможет предупредить нарушение дисциплины.
В данном случае вожатому необходимо решить одновременно две взаимосвязанные задачи. С одной стороны, действуя, как руководитель отряда (официальное должностное лицо), на которого возложена серьезная административная ответственность, вожатый должен не только формально (с позиции взрослого, старшего) довести до сведения детей информацию о правилах их пребывания в лагере, режиме, но и постараться объяснить, какими объективными причинами, требованиями, обстоятельствами они обусловлены. С другой стороны, вожатый — как лидер коллектива детей — призван помочь им выработать такие внутриотрядные законы, нормы и правила жизни, которые бы обеспечивали достижение баланса между требованиями и морально-этическими установками взрослых лагеря (администрация, педагогический состав) и ожиданиями, потребностями самих ребят от пребывания в оздоровительном лагере. При этом необходимо учитывать ранее накопленный детьми (в школе, дома, во дворе и т.д.) социальный опыт и формирующееся мировоззрение подростков.
Оптимальным путем для достижения успеха в этой ситуации является организация вожатым очень открытой, демократичной и обязательно вдумчивой (для всех участников) дискуссии. Необходимо отметить, что условия и сам характер дискуссионного процесса в силу его публичности, открытости, наличия атмосферы равенства, партнерства не способствует проявлениям юношеского лицемерия, специфического обмана, использованию «двойных стандартов». Итогом обсуждения должна стать совокупность законов, правил, норм, которые коллегиально выработают и утвердят все члены отряда. И несомненно, что такой «кодекс» будет действовать! Ведь его авторы — дети!
В случае, когда вожатый не считает необходимым создать условия для выработки норм жизнедеятельности детского коллектива, они начнут складываться стихийно и могут стать источником создания нездоровой морально-психологической атмосферы в отряде, возникновения многочисленных проблем.
6. Истинные алкоголики и наркоманы в возрасте 11— 14 лет встречаются довольно редко. Обычно желание употребить алкоголь или дурманящее вещество возникает тогда, когда собирается компания, а вне группы оно у подростков отсутствует. Если в отряде выявляются подростки, которые склонны употреблять спиртное и курить «травку», то первоочередной мерой, конкретным шагом со стороны вожатого является ограничение их влияния на других детей. К работе с этими ребятами необходимо привлечь специалистов-профессионалов: психолога, врача, нарколога и т.д.
7. С первого дня важной задачей вожатого становится создание в отряде устойчивого климата открытости, доброжелательности, товарищества, взаимной поддержки. С первых минут необходимо публично пресекать попытки создания «руководящих» группировок, игнорирующих принципы жизни отряда, проявления^ зазнайства, давления одних детей на других, противопоставляя этому формирование актива самоуправления отряда.
Практика показывает, что включение подростков в систему социально полезной, значимой для самих ребят и окружающих коллективной деятельности приводит к заметному укреплению контактов детей в отряде, сокращению изолированных, противостоящих друг другу групп, снижению потенциала конфликтности. Этот процесс сопровождается формированием у членов отряда новых позитивных жизненных целей, возникновением чувства удовлетворенности от их пребывания в оздоровительном лагере.
В связи с этим при планировании лагерной смены важно не только насытить ее мероприятиями, но и организовать деятельность отряда так, чтобы каждый ребенок ощутил свою значимость и дружескую заинтересованность сверстников в нем, в его возможностях, навыках, осознал бы то, что совместная деятельность, сотрудничество приносит большее удовлетворение, чем безусловная личная победа или превосходство.
8. При организации работы с подростками вожатому необходимо помнить о том, что бурный рост, созревание организма, происходящие в этом возрастном периоде, отражаются на их функциональном состоянии. 11-12 лет — период повышенной физической активности, значительного роста жизненной энергии. Но одновременно это и период повышенной утомляемости, некоторого снижения работоспособности. Часто в этом возрасте за двигательным беспокойством, повышенной возбудимостью у детей скрывается резкое наступление утомления, которое они сами не только не могут проконтролировать, но и понять.
У мальчиков возрастает двигательная активность, они становятся более шумными, суетливыми, неусидчивыми, все время размахивают руками, вертят в них различные предметы. У многих ребят могут наблюдаться частичные нарушения координации и точности движений, они становятся неуклюжими и неловкими. В результате что-то случайно ломают, разрушают вокруг себя. Это создает впечатление преднамеренности, злого умысла, хотя, как правило, данные действия происходят невольно и чаще всего вопреки желанию подростка.
Как указывают психологи, для девочек этого возраста характерны обидчивость, плач без какой-либо видимой, а подчас и осознаваемой причины, частая и резкая смена настроений.
С повышенной утомляемостью также связано и явление «специфической подростковой лени». Часто подростки больше хотят лежать, не могут стоять прямо, постоянно стремятся опереться на что-нибудь. Причина этого в усиленном росте и связанном с ним явлением повышенной физической утомляемости.
9. Следует помнить, что подростки очень остро переживают свою «неуклюжесть» и временные затруднения в проявлении своей физической активности. Возникающая диспластичность, избыточный вес, функциональная слабость часто ведет к значительным внутренним переживаниям, связанным с осознанием ребенком своего физического «Я»: комплекции, внешнего вида, спортивных способностей и др. По этой причине полные или «излишне» худые, высокие ребята часто отказываются выходить на физическую зарядку, участвовать в спортивных состязаниях, иногда и в подвижных играх. Слишком быстрое или слишком медленное развитие, резкое, выделяющееся внешнее отличие от сверстников, а главное — несовпадение с очевидными для подростковой группы эталонами «молодежной красоты» имеет громадное значение для самооценки подростков, а значит и для развития межличностных отношений.
Уточним, что самооценка — это оценка человеком своих собственных качеств, поведения, достижений и неудач, достоинств и недостатков. Традиционно выделяются в основном три вида самооценки: адекватная, заниженная и завышенная самооценка.
Как правило, дети с заниженной самооценкой пассивны, стремятся уклониться от активной деятельности и зачастую могут становиться послушным орудием в руках других, более энергичных и удачливых.
Ребенок с завышенной самооценкой зачастую вызывает раздражение, негативную реакцию у окружающих и нежелание продолжать общение, сотрудничество с ним. У него формируется ревность и зависть к успехам окружающих, развивается нетерпимость и чрезмерная обидчивость. В вопросах оценки собственного поведения и деятельности он, как правило, потенциально конфликтен. Такой ребенок имеет завышенный уровень притязаний, что ведет к принятию сложных целей, постановке трудновыполнимых для него задач, вследствие чего возникают частые разочарования, неудачи, переутомление, как физическое, так и эмоциональное.
Сак считают психологи, самое оптимальное состояние — это адекватная самооценка с небольшой тенденцией к завышению.
Таким образом, вожатому, столкнувшемуся с проблемами в поведении подростков, желательно определить уровень их самооценки и обязательно учитывать ее при принятии управленческого или иного решения, выборе форм и методов взаимодействия с детьми.
Ю. В этом возрасте среди мальчиков часто встречаются акселераты — высокие, опережающие в росте своих сверстников. Вожатые в некоторых случаях стараются больше нагружать таких ребят. Это неправильно: рост внутренних органов подростков не успевает за ростом скелета. Такие мальчики подвержены обморокам: кровь порой не успевает в достаточной степени обогащаться кислородом и питать нервную ткань мозга. Мальчикам полезны вечерние дозированные нагрузки, теплый душ перед сном.
Большая часть истерик у девочек в этом возрасте бывает спровоцирована личными взаимоотношениями в системе «ты и я». Слова утешения ими не всегда воспринимаются. Также девочки склонны полуночничать, поэтому утром плохо встают. Чтобы нервная система не истощалась, перед отбоем совершайте с ними пешие прогулки на свежем воздухе и советуйте принять перед сном теплый душ.
Девочкам в этом возрасте не рекомендуется посещать дискотеки. Ясно, что это почва для конфликтов, но ведь есть педагогический дар вожатых, умеющих отвлечь, заинтересовать более подходящим по возрасту делом.
Подводя итог вышесказанному, рассмотрим часто встречающиеся проблемы при работе со средним школьным возрастом и варианты их решения.
Прогнозируемые трудности | Варианты решение |
1. Обидчивость, повышенная чувствительность к несправедливости | 1. Внимательное, доброе отношение, стремление разобраться в причинах поведения |
2. Внешнее проявление взрослости: курение, игра в карты, проба спиртного, употребление нецензурной лексики; бодрствование после отбоя, ночные вылазки, для девочек – неумелое пользование косметикой, украшениями | 2. Проводить разъяснительную работу: беседовать, спорить и убеждать в необходимости соблюдения правил общего распорядка, ведения здорового образа жизни, говорить с ребятами обо всем, в чем они пытаются разобраться: о жизни, об отношениях между людьми, между мужчиной и женщиной, о мировых проблемах |
3. Преувеличенное внимание к недостаткам своей внешности и, как следствие, замкнутость, обидчивость, уход в себя, обостренное переживание своих внешних недостатков | 3. Давать поручения, связанные с необходимостью общения; создавать ситуации, в которых могут проявиться достоинства ребенка, в которых он мог бы убедиться, что внешность не самое главное. Использовать опосредованное воздействие через референтное лицо, которому подросток доверяет, на чье мнение ориентируется |
4. Непослушание, действие «наперекор», выражение своего мнения, споры, инертность после неудач | 4. Изучать интересы детей, чаще прислушиваться к их мнению, проявлять максимум терпения и понимания; меньше мелочных придирок и замечаний; чаще ставить в ситуации, требующие ответственности не только за себя, но и за друга, за отряд, за порученное дело |
5. Проявления, связанные с наличием тайны: укромные уголки, секреты, озорство, шалости и др. | 5. Стремиться к сотрудничеству, соучастию во всех делах, стремиться стать «своим», «одним из них», сохранять доверенные тайны, секреты и разумно их использовать; организовывать игры с элементами романтики |