Состояние проблемы формирования культуры труда в педагогической практике




 

На основе теоретического анализа данной проблемы мы провели опытно-экспериментальную работу, включающую в себя три этапа: констатирующий, формирующий и контрольный.

Исследование проходило в МБОУ Лицей 120, с 2016 по 2017 года. В опытно-экспериментальной работе принимало участие 40 детей, учащиеся 5-6 классов т, а также 4 педагога, которые работают с данными детьми.

Констатирующий этап был направлен на выявление уровня культуры труда у учащихся 5-6 классов, проведен в феврале 2016 года.

Для выявления уровня культуры труда у учащихся 5-6 классов, нами были использованы такие эмпирические методы как беседа с учителем, который ведет уроки технологии, наблюдение за детьми в ходе трудовой деятельности, анкетирование родителей с применением анкеты, разработанной Т.И. Бабаевой.

С целью определения уровня культуры труда у учащихся 5-6 классов нами была проведена беседа с учителем, который преподает уроки технологии. Педагогу было предложено ответить на следующие вопросы:

1. Выполняют ли дети постоянные обязанности в ходе урока?

2.Проявляют ли дети инициативность при выполнении трудовых поручений?

3.На каком уровне развития самостоятельности находится дети?

4.Перечислите детей, которых можно отнести к высокому, среднему, низкому уровню развития самостоятельности?

5.Насколько часто и планомерно с детьми проводится трудовая деятельность?

6.С какими трудностями вы сталкиваетесь, когда проводите уроки?

7.Каким образом организуете деятельность детей на уроке?

8.Могут ли дети самостоятельно, без руководства взрослого организовать трудовую деятельность, выделить компоненты, подобрать материал, обозначить результат и добиться его выполнения?

Критерии оценки:

· потребность ребенка в трудовой деятельности;

· самостоятельный отбор ребенком оборудования и распределение работы;

· умение ребенка ставить перед собой цель и добиваться ее;

· контроль ребенком за выполнением собственных действий.

Указанные критерии позволили охарактеризовать уровни развития самостоятельности учащихся 5-6 классов в труде:

Таблица 2

Три уровня культуры труда у учащихся 5-6 классов

Высокий уровень дети сами определяют и выделяют необходимость трудовых действий. Самостоятельно отбирают набор оборудования для трудовой деятельности. Самостоятельно ставят цель и добиваются ее. Самостоятельно контролируют правильность выполнения своих действий. Адекватно оценивают результаты своего труда. Умеют правильно, по своим возможностям распределять работу без помощи учителя, учитывая общую последовательность работы. Могут оказать помощь по своей инициативе, без напоминания взрослого. Сознательно трудятся, ожидая от самого себя хорошего результата, без надзора со стороны учителя
Средний уровень дети осознают необходимость трудовых действий в том случае, когда на это обращает внимание педагог. Принимают цель труда, которую предлагает учитель. Все положительно реагируют на контроль со стороны педагога, частично осуществляет собственный контроль и с удовольствием занимаются трудовой деятельностью. Оценивают результаты и распределяют работу своего труда под руководством учителя. Без напоминания со стороны учителя не помогают своему товарищу. Пытаются достичь хорошего результата при напоминании об этом учителем
Низкий уровень владеют навыками, но не проявляют инициативу, не доводят начатое дело до конца. Не осуществляют контроль за своими действиями, безразличны к результатам своего труда, неадекватно оценивают его. Не осознают неправильность своих действий, никак не учитывают последовательность, имеют знания, но не хотят применять их. Не проявляют активности в достижении результата труда, даже при напоминании учителя

 

Анализ полученных результатов показал, что в обследуемой выборке преобладали средние показатели уровня культуры труда у учащихся 5-6 классов, которые составили 55%, что в абсолютном показателе составило 22 ребенка. Высокий уровень культуры труда у учащихся 5-6 классов и наблюдался у 40%, что в абсолютном показателе составляет 16 детей. Низкий уровень культуры труда у учащихся 5-6 классов наблюдался у 5% %, что в абсолютном показателе составляет 2 ребенка.

Полученные результаты наглядно представлены в сводном протоколе обследования (приложение 1, рисунок 3.).

 

Рис.3. Показатели культуры труда у учащихся 5-6 классов по результатам беседы с педагогом на констатирующем этапе опытно-экспериментальной работы

Высокий уровень культуры труда у учащихся 5-6 классов педагоги отмечают у детей, которые проявляют инициативу, умеют подбирать инвентарь для предстоящей деятельности, не нуждаются в пошаговом контроле.

Средний уровень культуры труда у учащихся 5-6 классов, которые выполняют труд под руководством взрослого, доводят дело до конца.

Низкий уровень культуры труда у учащихся 5-6 классов, которые затрудняются в выполнении трудовых операций даже при контроле взрослого, не доводят дело до конца. В обследуемой группе учащихся 5-6 классов наблюдается средний уровень культуры труда.

Оба педагога отмечают, что в целом детям нравится заниматься трудовой деятельностью. Педагоги планируют и организуют общий труд детей 2 раза в месяц, ежедневно используются индивидуальные и подгрупповые трудовые поручения.

С целью определения уровня культуры труда у учащихся 5-6 классов нами было проведено наблюдение за детьми. Наблюдение было эпизодическим и длилось 2 недели. По подгруппам, поочередно дети были включены в трудовую деятельность. Основные критерии оценки уровня культуры труда у учащихся 5-6 классов обозначены в работе выше.

Высокий уровень культуры труда у учащихся 5-6 классов наблюдался у 40%, что в абсолютном показателе составляет 16 детей.

Средний уровень культуры труда у учащихся 5-6 классов наблюдался у 45%, что в абсолютном показателе составляет 18 детей.

Низкий уровень культуры труда у учащихся 5-6 классов наблюдался у 15%, что в абсолютном показателе составляет 6 детей.

Полученные результаты наглядно отражены в рисунке 4, индивидуальных и сводных протоколах обследования.

Рис.4. Показатели культуры труда у учащихся 5-6 классов по результатам наблюдения на констатирующем этапе опытно-экспериментальной работе

Анализ деятельности детей, показал, что почти все дети знают, как правильно выполнять ряд трудовых действий и делают это с удовольствием.

Проявления культуры труда наблюдалось в том, что дети сами определяли и выделяли необходимость трудовых действий. Самостоятельно отбирали набор оборудования для трудовой деятельности. А также ставили цель и добивались ее. Контролировали правильность выполнения своих действий. Адекватно оценивали результаты своего труда. Умели правильно, по своим возможностям распределять работу без помощи взрослого, учитывая общую последовательность работы. Оказывали помощь по своей инициативе, без напоминания взрослого. Сознательно трудились, ожидая от самого себя хорошего результата, без надзора со стороны взросло.

В целом, результаты наблюдения согласуются с данными, полученными в беседе с педагогами. Анализ деятельности детей в процессе наблюдения показал, что дети в целом, владеют трудовыми навыками, умеют правильно осуществлять действия. Это объясняется, на наш взгляд, каждодневным опытом работы и достаточно правильным руководством этой деятельностью педагогами-учителями предмета технологии, а также заинтересованностью детей (о чем свидетельствуют результаты беседы с педагогами).

В обследуемой группе доминирует средний уровень культуры труда у учащихся 5-6 классов

Следующим этапом было анкетирование родителей.

Цель анкетирования родителей: определить создаются ли родителями необходимые условия для развития культуры труда у учащихся 5-6 классов.

Родителям было предложено ответить на следующие вопросы:

1. Какие домашние обязанности выполняет ваш ребенок?

2. Какие из занятий дома ваш ребенок любит?

3. Поощряете ли вы попытки ребенка оказать Вам помощь в домашнем труде?

4. Чем вы занимаетесь с ребенком дома?

5. Знакомите ли вы ребенка со своим трудом?

6. Выполняет ли ваш ребенок, какие-либо обязанности самостоятельно, по собственной инициативе?

7. Пользуетесь ли вы рекомендациями педагогов?

Анализ результатов анкетирования родителей показал, что домашние условия, созданные взрослыми не в полной мере направлены на развитие культуры труда. Полученные знания в школе дети редко переносят в домашние условия. В домашней трудовой деятельности преобладает руководство родителей, в этом случае, родители, как и учителя, берут главную роль на себя и лишая ребенка привилегии быть самостоятельным.

Многие родители не хотят привлекать детей к выполнению труда, так как они медленно и не всегда аккуратно ее выполняют. Некоторые родители отмечают, что дети выполняют обязанности по дому.

В целом, по результатам анкетирования родителей мы проследили, что в семье уделяется мало внимания по привлечению ребенка к трудовой деятельности. Мы отметили, что несмотря на положительное отношение к рекомендациям педагога, работающего с детьми, лишь некоторая часть родителей считают необходимым развивать культуру труда как качество, проявляющееся в определенной независимости, планировании, оценке результатов.

Итак, полученные на констатирующем этапе опытно-экспериментальной работы результаты, свидетельствуют о среднем уровне развития культуры труда у учащихся 5-6 классов, что является результатом, как возрастных изменений, так и систематической работы педагогов по организации трудовой деятельности. Мы отмечаем, что дети проявляют желание выполнять трудовую деятельность и проявляют инициативу, интерес к этой деятельности, но планирование работы осуществляется при непосредственной помощи педагога (наводящие вопросы, указания), у большинства обследуемых детей развиты недостаточно навыки планирования труда и качественного оценивания его результатов, следовательно, содержание формирующего этапа опытно-экспериментальной работы будет направлена на развития культуры труда у учащихся 5-6 классов в целом, и планирования в частности.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-06-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: