Русская культура за рубежом.




Среди тех, кто составляет плеяду крупных деятелей мировой культуры, наши соотечественники, жившие вдали от России,- певец Ф. Шаляпин; композиторы С. Рахманинов, А. Глазунов, И. Стравинский; писатели и поэты И. Бунин, А. Куприн, А. Ремизов, М. Цветаева, Д. Мережковский, 3. Гиппиус, балерина А. Павлова; художник К. Коровин; литератор, художник, историк А. Бенуа. Его сын Николай 35 лет проработал главным художником театра «Ла Скала» в Милане.

Среди биографий известных соотечественников, которые жили за рубежом, выделяется своей необычностью история жизни знаменитого художника Н. К. Рериха. Найдите репродукции его картин, вглядитесь в них, и вы ощутите великое чудо гармонии человеческой души и космоса.

Н. К. Рерих побывал во многих странах, покинув Россию еще в 1916 г. Последние 20 лет он жил в Индии, где им был основан Гималайский институт исследований. В 1926 г. Рерих с женой и старшим сыном Юрием с разрешения советских властей приехали в Москву. Здесь он встречался с Чичериным и Луначарским.

В хореографическом искусстве велики заслуги С. Дягилева. Он был неутомимым пропагандистом русской культуры. После смерти Дягилева его дело продолжил С. Лифарь, более 30 лет руководивший французским балетом.

Интерес иностранной публики к русской культуре использовали и всякого рода дельцы. Так, например, белогвардейский генерал Шкуро, заключив контракт с французским предприятием, организовал группу казаков-джигитов, в которую входили также песенники и танцоры. Всех одели в черкески алого и белого цвета, папахи, бешметы, и на одном из ипподромов Парижа начались представления. Это предприятие, по мнению многих наблюдателей, обеспечило джигитам и танцорам заработок года на полтора.

Сказочно разбогатевший Ф. И. Шаляпин писал Горькому: «...Валюта вывихнула у всех мозги, и доллар затемняет все лучи солнца. И сам я рыскаю по свету за долларами и хоть не совсем, но по частям продаю душу дьяволу». Свои воспоминания Федор Иванович закончил так: «Моя мечта неразрывно связана с Россией... Милая моя, родная Россия! Всю свою жизнь я прожил в театре и для театра. И теперь я задаю себе вопрос: - Где же мой театр? И убеждаюсь, что он там, в России...!»

Широкую известность в 20-30-е гг. получили песни А. Вертинского, который создал на эстраде свой, особый стиль.

Среди художников были яркие и самобытные индивидуальности: Л. Бакст - известный декоратор; И. Билибин - график и театральный художник (вернулся на родину накануне войны); В. Кандинский — художник-абстракционист.

Марк Шагал - крупнейший художник, график, декоратор. Он жил и работал во Франции с 1923 г., но всегда оставался русским художником. В 70-е гг. Марк Шагал передал серию своих работ в дар Музею изобразительных искусств имени А. Пушкина в Москве, который был основан отцом известной поэтессы Марины Цветаевой.

И. Бунин, А. Куприн жили воспоминаниями о той России, которая была им так близка и знакома. Первым из русских писателей получил Нобелевскую премию в 1933 г. И. Бунин. Он так и не решился, в отличие от Куприна, вернуться на родину. Умер Бунин в Париже в 1953 г.

К. Бальмонт, поэт-символист, писал: «Я живу здесь призрачно, оторвавшись от родного. Я ни к чему не прилепился здесь». Он дожил до глубокой старости и закончил свою жизнь в нищете, полузабытый и больной.

Остро переживала свое одиночество, личную драму, непонимание окружающих Марина Цветаева - талантливая поэтесса с трагической судьбой. Своей пражской подруге Анне Тесковой она писала: «Квартал, где мы живем, ужасен...»; «Я связана детьми и деньгами»; «Живем в долг в лавочке»; «Зима прошла в большой нужде и холоде».

Марина Цветаева тяжело страдала от одиночества. «Мне в современности места нет»,- писала она и далее: «До последней минуты и в самую последнюю верю - и буду верить — в Россию!» По словам Цветаевой, ее муж Сергей Эфрон, дочь и сын рвались домой, в Россию. В 1932 г. она написала «Стихи к сыну»:

Ни к городу и ни к селу -

Езжай, мой сын, в свою страну,

В край (всем краям наоборот!),

Куда НАЗАД идти - ВПЕРЕД...

Езжай, мой сын, домой - вперед -

В СВОЙ край, в СВОЙ век, в СВОЙ час,- от нас -

В Россию - вас, в Россию - масс...

Для возвращения нужна была отвага и готовность принять на родине тот порядок, который там возобладал. Решились Куприн, Эренбург, Вертинский и другие.

В 1939 г. вернулась из Франции Марина Цветаева и, как оказалось, лишь для того, чтобы наложить на себя руки в далекой захолустной Елабуге. Ее мужа, бывшего царского офицера, который тоже отважился на возвращение, арестовали, родную сестру отправили в ссылку, самоё поэтессу затравили. «В бедламе нелюдей отказываюсь жить...» - писала Марина Цветаева.

Писатель А. Н. Толстой возвратился на родину в 1923 г. Перелом в его душе произвела война с белополяками в 1920 г., когда он почувствовал, что стал желать победы красным войскам. В «Известиях» 25 апреля 1922 г. А. Толстой писал: «Совесть меня зовет не лезть в подвал, а ехать в Россию и хоть гвоздик свой собственный вколотить в истрепанный бурями русский корабль».

По данным общества «Родина», в 1990 г. численность наших соотечественников за рубежом составляла около 20 млн. человек. Только в США проживало около 7 млн., из них 2 млн. русских.

Шестидесятые

О которых так много говорят и пишут в наши дни (а также о граждански-духовной сути шестидесятников), выросли на гребне хрущевской «оттепели» (по одноименному названию повести И.Эренбурга). В обществе появилась идиллическая надежда на реальные перемены после культа личности.

Выход в свет рассказов А.Солженицына «Один день Ивана Денисовича» и «Матренин двор» вызвал сильнейший резонанс в нашем обществе. Произведения высокохудожественные и потрясающе горько-правдивые, они буквально всколыхнули всю и думающую Россию. Вряд ли найдется иная человеческая и творческая судьба, отражающая эпоху так, что история вне ее — полуправда... Романист, публицист и драматург, Солженицын оказался теснейшим образом связанным со всем тем, что произошло с нашей страной и с нами за последние десятилетия. Его мужественное и победное по результату единоборство правдивым словом с тоталитарной системой дает нам веское основание видеть в нем не только великого писателя, но и Гражданина. Именно он во многом открыл нам глаза на ход новейшей истории России и ее культурного развития. Именно он в открытом письме съезду писателей, еще до своего позорящего режим изгнания с Родины (1974), требовал «честной и полной гласности», когда уже основательно был искривлен путь России, ее многострадальной деревни (не случайно предтечей «деревенской прозы» станет болевой «Матренин двор»)...

В восьмидесятые, в «перестроечные» годы, открывшие «железный занавес» духовному плюрализму и известным демократическим свободам, из длительного искусственного забвения постепенно начали «возвращаться» блистательная культура Серебряного века, запрещенные ранее по идеологическим мотивам произведения самых разных художников в различных областях творчества, ставшие явлением, украсившим последние десятилетия XX в. На современников буквально хлынул поток «новых» произведений, фактов, документов, свидетельств разных культурных периодов отечественной истории. Культура рубежа веков явила миру в ярком полифонизме целый «поэтический континент» тончайших лириков, глубоких мыслителей, серьезных прозаиков, обогативших романный жанр, а также ищущих театральных деятелей-реформаторов, композиторов и художников, талантливых исполнителей (Н.Гумилев, Н.Бердяев, А. Белый, К.Станиславский, И.Стравинский, К.Сомов, Ф.Шаляпин и многие другие). И потому правомерно все растущее присутствие этой востребованной культуры, обогащающей всех нас.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-07-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: