Статистические таблицы являются средством оформления результатов сводки и группировки, а также анализа статистических данных. Статистические таблицы дают возможность представить результаты сводки и группировки в таком виде, который облегчает их чтение и анализ. Без статистических таблиц пришлось бы сопровождать каждый показатель громоздкими пояснениями, а с помощью статистических таблиц статистические материалы располагаются в определенном порядке, удобном для их сравнения между собой и для исчисления производных показателей. Чтобы соответствовать своему назначению, таблица должна быть по возможности небольшой, компактной, и, как говорят, удообозримой.
По форме таблица состоит из горизонтальных строк и вертикальных граф, пересечения которых образуют клетки, в которых размещаются показатели. Поэтому каждому показателю в таблице соответствует два заголовка: вверху – наименование граф, слева – наименование строк. Поскольку каждый заголовок вверху относится ко всем показателям данной графы, а каждый заголовок слева – ко всем показателям данной строки, то это дает возможность избежать повторения наименований и обозначений после каждого показателя.
По своему содержанию статистическая таблица напоминает грамматическое предложение: в ней приводятся наименования изучаемых явлений (о ком или о чем говорится в таблице) и показатели, характеризующие состояние или развитие этих явлений (что именно говорится об изучаемом явлении). Поэтому в статистических таблицах, как и в грамматическом предложении, принято выделять подлежащее и сказуемое.
Подлежащим таблицы является перечень явлений или их групп, которые характеризуются показателями таблицы. Например, в таблице «зависимость себестоимости молока от продуктивности коров», подлежащее – группы хозяйств по годовому надою. Сказуемым таблицы являются показатели, характеризующие подлежащее.
Таблица. Макет статистической таблицы.
Общий заголовок.
Сказуемое Подлежащее | Верхние внутренние заголовки | ||||
А | |||||
Боковые заголовки | |||||
Итог |
· Примечание к таблице (используется только тогда когда необходимо специально пояснить прием расчета, указать источник данных, оговорить специфический характер отдельных показателей.
Пример.
Группы хозяйств по годовому удою на корову, ц | Число хозяйств в группе | Среднегодовой надой на одну корову, ц | Себестоимость 1ц молока, руб. | Расход кормов на 1ц молока |
До 40 40-50 45-50 свыше 50 в среднем | 37,2 42,4 48,1 53,3 45,5 | 1,39 1,31 1,22 1,08 1,25 |
По характеру подлежащего различают таблицы трех видов: простые, групповые, комбинационные. Подлежащее простой таблицы представляет собой перечень изучаемых явлений:
Таблица. Показатели обеспеченности населения медицинской помощью на конец года.
Показатели | ||||
Численность врачей, всего Число врачей на 10000 человек населения Число больничных коек на 10000 человек населения | 155,3 7,9 40,2 | 14,6 56,0 | 431,7 80,4 | 731,8 29,4 112,3 |
Таблица по своему построению является простой, так как в подлежащем ее нет группировки. Простые таблицы широко распространены в статистике, часто они недостаточны для анализа, поскольку не содержит группировки статистических данных.
Таблицы, которые содержат в подлежащем группировку, называются групповыми:
Таблица. Выпуск специалистов по отраслевым группам «Высших учебных заведений», тыс.чел.
Группы ВУЗов | |||
Промышленности и строительства Транспорта и связи Сельского хозяйства Экономики и права Здравоохранения, физкультуры и спорта Просвещения Искусства и кинематографии | 95,2 16,1 34,7 25,0 30,7 139,1 2,5 | 250,4 31,2 59,6 54,5 53,3 227,6 7,7 | 510,5 64,1 120,3 104,1 132,3 478,5 12,2 |
Всего | 343,3 | 684,3 | 1422,1 |
Еще больше возможностей для углубленного анализа статистического материала дают таблицы, содержащие результаты сложной группировки по двум или нескольким признакам. Такие таблицы называются комбинационными:
Таблица. Состав учащихся общеобразовательных школ на начало 1996/1997 учебного года.
Распределение учащихся по группам классов | Численность учащихся, млн. | Из них | |||
В городских поселениях | В сельской местности | ||||
Млн. | % | Млн. | % | ||
1-3 4-8 9-10 итого | 13,9 25,4 5,1 44,4 | 6,8 13,0 2,9 22,7 | 7,1 12,4 2,2 21,7 |
В приведенной таблице учащиеся общеобразовательных школ распределены на группы по двум признакам:
1. по группам классов;
2. по месту нахождения.
Число учащихся в городских поселениях больше, чем в сельской местности за счет учащихся старших классов. Число учащихся в 1-3 классах в сельской местности больше. Если бы группировка данных производилась по каждому признаку отдельно, этот факт мог остаться незамеченным.
Построению таблицы предшествует подбор макета для нее. Рекомендуется составить несколько макетов с целью выбора одного из них, в наибольшей мере соответствующего содержанию материала.
При составлении таблиц необходимо придерживаться следующих правил:
1. Таблица должна быть по возможности небольшой но размеру, включать только те данные которые необходимы для изучения данного явления. Такую таблицу проще читать и анализировать.
2. Общий заголовок, заголовки подлежащего и сказуемого должны формулироваться четко и коротко.
3. Если число показателей сказуемого велико, их необходимо пронумеровать. При этом графы, в которых содержится перечень объектов или групп обозначаются большими буквами алфавита, а графы с показателями сказуемого – арабскими цифрами.
4. Если нет сведений о размере явления, то в соответствующей клетке делается отметка «нет сведений» или ставятся точки (…). В случае невозможности заполнения какой-либо клетки, ввиду отсутствия соответствующего явления, делается прочерк (–).
5. Показатели каждой графы должны приводится с одинаковой степенью точности, т.е. до 1; 0,1; 0.01 и т.д.
6. Если приведенные показатели имеют различные единицы измерения, им выделяют специальную графу.
7. Таблицы должны быть замкнутыми, т.е. с итоговыми результатами.